Спорные случаи в интерпретации некоторых предложений
1) Cop N1 относится к двусоставным или односоставным? По факту, там только один компонент. Можно ли связку считать за второй компонент? В академической грамматике модель относят к односоставным. (Был) мороз. 2) Модели в Белошапковой не совпадают с изучаемыми моделями В педагогических учебниках традиционно Praed – надо, нужно, тепло. У Белошапковой нет Praed, категории состояния. Надо, нужно – Adv Тепло, холодно – Adj Например. Дядя был навеселе. N1CopN2../Adv (/Praed) Экзаменационный билет № 15
Значение предложения. Модус. Квалификативные смыслы. Способы представления в предложении значения желательности/нежелательности, значения целесообразности/нецелесообразности. Разновидности значения желательности/нежелательности. Предложение – номинативная единица, которая называет ситуацию внеязыковой действительности. 1) номинативная функция. Для предложения объектом внимания становится ситуация. Номинативная функция предложения - ведущая и называет ситуацию. 2) Вторая особенность предложения - коммуникативная функция. Приспосабливает ситуацию для коммуникации. Две составляющие предложения: модус и диктум. (Швейцарский ученый Ш. Балли 1950 год) (Диктум – снимок действительности, событие, ситуация, положение дел, о котором говорится в предложении) Модус – рамка, которая обрамляет диктум. Каким образом? Отношение говорящего к представляемому событию. Модус имеет отношение к модальности
Квалификативные модусные смыслы - выражают отношение говорящего к событиям и информации о них. К квалификативным категориям относятся авторизация и модальность.
сообщения. Она проявляется в оппозиции «свое/чужое». Это значит, что источником информации является или сам говорящий («свое»), или кто-то другой, не говорящий («чужое»).
1) достоверность/недостоверность 2) вероятность 3) истинность/ложь 4) персуазивность – убеждение в достоверности
Желательность/нежелательность. Разновидности значения и способы представления · алетическая модальность – Неконтролируемая желательность – неинтенциональность Мне бы, охота, хочется, неохота, не хочется – сослагательное наклонение · деонтическая модальность – Контролируемая желательность – интенциональность Намереваюсь + инфинитив, Собираюсь + инфинитив хочу + инфинитив
Целесообразность/нецелесообразность Разновидности значения и способы представления Осуществимости события могут способствовать два фактора • алетическая модальность – Пора собирать урожай (воля случая) пора, самое время, • деонтическая модальность – Имеет смысл брать шпаргалки (воля говорящего) имеет смысл, нечего, не мешает
Традиционная классификация типов предложений, ее соотношение с формально-грамматическими моделями. Признаки, лежащие в основе традиционной классификации предложений. Традиционная (школьная) классификация предложений - упрощенный вариант реализации моделей. Традиционная классификация дает базовые структуры в отвлечении от их морфологического наполнения. В школе могут обратить внимание на то, что подлежащее может быть выражено инфинитивом. В школе существуют односоставные и двусоставные предложения. Наибольшее внимание уделено моделям односоставным, но школьная программа не выделяет базовую модель и регулярные реализации. Т.е. N1Vf (- это определенно-личная регулярная реализация) и Vpl3 записываются в один ряд. Классы односоставных предложений в школьной программе выделены по формальным признакам. Им навязаны семантически ярлыки (неопределнно-личные предложения, безличные...). Односоставные предложения: 1) Определенно-личные = определенно-личной р/р 1 блока (Вижу страуса). 2) Обобщенно-личные = обобщенно-личной р/р. (-ешь предложения) 3) Неопределенно-личные = УР|з, Cop3PiAdj, Cop3piN2.../Praed (-ли предложения) 4) Безличные = VS3N, CopS3N2.. ./Praed, Inf, отрицательная p/p (-ло предложения). 5) Назывные = CopNi, количественная р/р. Примечания. В Русской грамматике нет никаких определенно-личных предложений, а есть только неполные. Речь идет об элиминации подлежащего, которое легко восстанавливается (про опр.-личн.) Обобщенно-личные: синтаксис не при чем. Явление формальное - отсутствие подлежащего. Приклеен ярлык «ты». Цыплят по осени считают - НЕ обобщенно-личное, а неопределенно-личное. Неопределенно-личные предложения имеют следующий смысл: 1) неопределенное значение субъекта. 2) обобщенное значение субъекта (так не делают). 3) слабоопределенное значение субъекта (тебе звонили/меня встречают). Двусоставные предложения: 1) модели 1 блока 2) модели 2 блока 3) «X» (CopNi - сор=был, будет...)
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |