Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экзаменационный билет № 2



2016-01-26 448 Обсуждений (0)
Экзаменационный билет № 2 0.00 из 5.00 0 оценок




Экзаменационный билет № 1

 

Синтаксические связи слов: сочинение, подчинение. Подчинительная связь, главное и зависимое слово. Несовпадение языковых систем на уровне словосочетания.

 

Синтаксические связи – формально выраженный способ организации лексем в предложении.

От различной организации может зависеть смысл. С помощью синтаксической связи текст, содержащий одни лексемы, становится осмысленным.

Занят-субботник-не приду. (Занят на субботнике, поэтому не приду)

Занят - на субботник не приду. (Не приду на субботник, потому что занят)

Также синтаксическая связь нужна для того, чтобы маркировать иерархизацию слов в предложении.

Средства выражения синтаксических связей: падежные окончания; предлоги; союзы «и», «а»

Типы связи:

• Сочинение (связь для равных или с союзом «и»)

• Подчинение (связь, где один компонент главный, другой зависимый)

 

В подчинительной связи необходимо выделить главное и зависимое слово.

Главное слово называет предмет, признак, действие и т.д.

Зависимое слово поясняет, распространяет главное.

 

Главное и зависимое слово определяется методом элиминации - исключения.

«На помощь! В большой водопад упал молодой леопард!»

Если мы удалим «молодой» то смысл не изменится.

Удалим из предложения «леопард» - предложение станет дефектным.

Следовательно, главное слово «леопард».

 

Несовпадение языковых систем на уровне словосочетания.

В языках аналитического типа нельзя анализировать синтаксические связи. В них нет падежей, рода у существительных, а, следовательно, нет управления и согласования.

Есть только элемент согласования, в английском языке в форме третьего лица: He goes.

В синтетических же языках, например в латыни, есть и управление и согласование.

Так же, падежная система в азиатских, арабских языках значительно отличается от русской падежной системы. Это вызывает большие сложности при изучении языка.

Например, в турецком языке при главном слове существует показатель, обозначающий, что существительное имеет зависимое слово.

 

Коммуникативная организация предложения. Побудительные высказывания. Употребление частиц в побудительных высказываниях

 

Коммуникативная организация - смысловое членение для передачи важной информации. Коммуникативное оформление – оформление, которое делает пригодным для коммуникации, приспособление к предшествующему или последующему предложению.

Предложение – номинативная единица, которая называет ситуацию внеязыковой действительности.

  • Предложение должно быть приспособлено для коммуникации.
  • Предложение должно иметь линейную организацию – порядок слов.
  • Предложение должно содержать частицы, которые передают некоторые коммуникативные смыслы.

2 аспекта коммуникативной организации предложения:

  • актуальное членение (тема и рема)
  • целеустановка (должно быть приспособлено к целям и намерениям говорящего).

Иллокутивный акт = Речевой акт. Формирует высказывание; отражает цели говорящего, его намерения (успокоить, подразнить и т.д.)

 

Побудительные высказывания – высказывания, информирующие о том, что говорящему необходимо или желательно, чтобы его собеседник совершил некоторое действие.

Побуждение - директивный акт.

  • императив (собственно побуждение)
  • пермессив (разрешение)
  • предупреждение

Императив - открой окно, выходи за меня замуж

Для императива характерно:

1) классическое побуждение. Он предполагает, что адресат побуждения сможет контролировать это действие.

2) Инициатор действия - говорящий

 

Разрешение (пермессив)

1) можешь купить бананы.

2) инициатива принадлежит адресату побуждения (инициатор - слушающий)

Мама, можно я погуляю? Ну иди погуляй немножко.

 

Предупреждение

1)нет контроля со стороны исполнителя.

Смотри, не упади! Смотри, простудишься.

2) инициатор - говорящий

 

Императив можно разделить на две большие группы. В зависимости от того, в чьих интересах совершается действие.

 

1) в интересах говорящего

· Просьба, мольба - необлигаторные директивные акты

· Приказы, требования, команды - облигаторные директивные акты

 

Необлигаторные директивные акты отличаются степенью ликоущемления, в просьбе его нет, в мольбе есть.

 

Облигаторные д.а. различаются иерархией отношений.

Команда в отличие от приказа стандартизированна. Шагом марш, на плечо, налево, кругом. Приказ произволен.

 

2) в интересах слушающего

· Приглашение - бенерадивая ситуация

· Совет, инструкция - Небенеративные акты

Совет - индивидуальный характер. Инструкция - адресат унифицированный.

 

Употребление частиц в побудительных высказываниях.

«Уж»: исходное предположение, побуждение. Действие, о котором просит говорящий, нежелательно для адресата и ущемляет его.

Уж купи ты ей шубу!

«Ка»: вводит не мотивированное побуждение, спонтанное решение.

Попросите-ка ко мне Новосельцева. Сыграем-ка в карты!

«Же»: Побуждение-следствие, побуждение-повтор.

Идите же обедать! (сколько раз повторять)

«Ну»:

  • безразличное разрешение говорящего. Ну иди.
  • просьба. Ну купи...

«Да»: + повелительное наклонение, вынужденное согласие. Да иди ты уже!

Экзаменационный билет № 2

 

Коммуникативная организация предложения. Актуальное членение предложения. Расчлененные и нерасчлененные высказывания. Особенности установления актуального членения в диалогической и монологической речи.

Коммуникативная организация - приспособленность предложения к конкретной речевой ситуации.

Коммуникативная организация не вполне однородна. Состоит из 2-х компонентов:

1) актуальное членение – Тема и рема. Отвечает за приспособление предложения к контексту; Актуальное членение заключается в делении на важную и менее важную информацию.

2) целеустановка - приспособление предложения к намерениям и целям говорящего.

  • передача информации (сообщение, побуждение)
  • запрос информации (вопросительные предложения)

 

Расчлененные и нерасчлененные высказывания выделяются по возможности / невозможности выделить оба компонента актуального членения - и тему, и рему.

Расчлененное высказывание -предложение, содержащее тему и рему,

Жил был один король (рема). Король (тема) очень любил наряжаться (рема). Нарядов (тема) у него было множество (рема). Он (тема) менял платье каждый час (рема).

 

Нерасчлененные высказывания -высказывания, содержащие только рему, темы в них нет, быть не может и она не подразумевается. Они всегда содержат целиком новую информацию.

1) Абсолютное начало текста. Жила на свете девочка (рема).

2) что случилось? - Тетя с лестницы упала (рема).

3) Почему?

4) Что (фокус вопроса) купила мама Леше?

 

По цепочке связанные темы и ремы присущи монологической речи. Рема 1 – тема 1 – рема 2 – тема 2.

Связанные с более ранними предложениями присущи диалогической речи. Рема 1 — тема 1; рема 2 — тема 2; рема 3 – тема З.

 



2016-01-26 448 Обсуждений (0)
Экзаменационный билет № 2 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экзаменационный билет № 2

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (448)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)