Экзаменационный билет № 2
Экзаменационный билет № 1
Синтаксические связи слов: сочинение, подчинение. Подчинительная связь, главное и зависимое слово. Несовпадение языковых систем на уровне словосочетания.
Синтаксические связи – формально выраженный способ организации лексем в предложении. От различной организации может зависеть смысл. С помощью синтаксической связи текст, содержащий одни лексемы, становится осмысленным. Занят-субботник-не приду. (Занят на субботнике, поэтому не приду) Занят - на субботник не приду. (Не приду на субботник, потому что занят) Также синтаксическая связь нужна для того, чтобы маркировать иерархизацию слов в предложении. Средства выражения синтаксических связей: падежные окончания; предлоги; союзы «и», «а» Типы связи: • Сочинение (связь для равных или с союзом «и») • Подчинение (связь, где один компонент главный, другой зависимый)
В подчинительной связи необходимо выделить главное и зависимое слово. Главное слово называет предмет, признак, действие и т.д. Зависимое слово поясняет, распространяет главное.
Главное и зависимое слово определяется методом элиминации - исключения. «На помощь! В большой водопад упал молодой леопард!» Если мы удалим «молодой» то смысл не изменится. Удалим из предложения «леопард» - предложение станет дефектным. Следовательно, главное слово «леопард».
Несовпадение языковых систем на уровне словосочетания. В языках аналитического типа нельзя анализировать синтаксические связи. В них нет падежей, рода у существительных, а, следовательно, нет управления и согласования. Есть только элемент согласования, в английском языке в форме третьего лица: He goes. В синтетических же языках, например в латыни, есть и управление и согласование. Так же, падежная система в азиатских, арабских языках значительно отличается от русской падежной системы. Это вызывает большие сложности при изучении языка. Например, в турецком языке при главном слове существует показатель, обозначающий, что существительное имеет зависимое слово.
Коммуникативная организация предложения. Побудительные высказывания. Употребление частиц в побудительных высказываниях
Коммуникативная организация - смысловое членение для передачи важной информации. Коммуникативное оформление – оформление, которое делает пригодным для коммуникации, приспособление к предшествующему или последующему предложению. Предложение – номинативная единица, которая называет ситуацию внеязыковой действительности.
2 аспекта коммуникативной организации предложения:
Иллокутивный акт = Речевой акт. Формирует высказывание; отражает цели говорящего, его намерения (успокоить, подразнить и т.д.)
Побудительные высказывания – высказывания, информирующие о том, что говорящему необходимо или желательно, чтобы его собеседник совершил некоторое действие. Побуждение - директивный акт.
Императив - открой окно, выходи за меня замуж Для императива характерно: 1) классическое побуждение. Он предполагает, что адресат побуждения сможет контролировать это действие. 2) Инициатор действия - говорящий
Разрешение (пермессив) 1) можешь купить бананы. 2) инициатива принадлежит адресату побуждения (инициатор - слушающий) Мама, можно я погуляю? Ну иди погуляй немножко.
Предупреждение 1)нет контроля со стороны исполнителя. Смотри, не упади! Смотри, простудишься. 2) инициатор - говорящий
Императив можно разделить на две большие группы. В зависимости от того, в чьих интересах совершается действие.
1) в интересах говорящего · Просьба, мольба - необлигаторные директивные акты · Приказы, требования, команды - облигаторные директивные акты
Необлигаторные директивные акты отличаются степенью ликоущемления, в просьбе его нет, в мольбе есть.
Облигаторные д.а. различаются иерархией отношений. Команда в отличие от приказа стандартизированна. Шагом марш, на плечо, налево, кругом. Приказ произволен.
2) в интересах слушающего · Приглашение - бенерадивая ситуация · Совет, инструкция - Небенеративные акты Совет - индивидуальный характер. Инструкция - адресат унифицированный.
Употребление частиц в побудительных высказываниях. «Уж»: исходное предположение, побуждение. Действие, о котором просит говорящий, нежелательно для адресата и ущемляет его. Уж купи ты ей шубу! «Ка»: вводит не мотивированное побуждение, спонтанное решение. Попросите-ка ко мне Новосельцева. Сыграем-ка в карты! «Же»: Побуждение-следствие, побуждение-повтор. Идите же обедать! (сколько раз повторять) «Ну»:
«Да»: + повелительное наклонение, вынужденное согласие. Да иди ты уже! Экзаменационный билет № 2
Коммуникативная организация предложения. Актуальное членение предложения. Расчлененные и нерасчлененные высказывания. Особенности установления актуального членения в диалогической и монологической речи. Коммуникативная организация - приспособленность предложения к конкретной речевой ситуации. Коммуникативная организация не вполне однородна. Состоит из 2-х компонентов: 1) актуальное членение – Тема и рема. Отвечает за приспособление предложения к контексту; Актуальное членение заключается в делении на важную и менее важную информацию. 2) целеустановка - приспособление предложения к намерениям и целям говорящего.
Расчлененные и нерасчлененные высказывания выделяются по возможности / невозможности выделить оба компонента актуального членения - и тему, и рему. Расчлененное высказывание -предложение, содержащее тему и рему, Жил был один король (рема). Король (тема) очень любил наряжаться (рема). Нарядов (тема) у него было множество (рема). Он (тема) менял платье каждый час (рема).
Нерасчлененные высказывания -высказывания, содержащие только рему, темы в них нет, быть не может и она не подразумевается. Они всегда содержат целиком новую информацию. 1) Абсолютное начало текста. Жила на свете девочка (рема). 2) что случилось? - Тетя с лестницы упала (рема). 3) Почему? 4) Что (фокус вопроса) купила мама Леше?
По цепочке связанные темы и ремы присущи монологической речи. Рема 1 – тема 1 – рема 2 – тема 2. Связанные с более ранними предложениями присущи диалогической речи. Рема 1 — тема 1; рема 2 — тема 2; рема 3 – тема З.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (448)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |