Литературно-художественный стиль
Занимает особое положение по отношению к другим стилям, потому что там могут использоваться языковые средства всех других стилей, но в измененной функции – эстетической, и литературному в целом, так как объединяет диалог, монолог, устную, письменную речь, может включаться нелитературные разновидности языка: просторечие, жаргоны, арго, диалекты. Поэтому Граудина, Ширяев не выделяют его в особый стиль, т.к. функциональные стили выделяются в пределах литературного языка, а художественная речь – нечто более широкое и свободное, вбирает весь национальный язык. М.Н. Кожина считает, что это особый стиль. Аргументы за то, чтобы выделять как особый стиль: есть стилеобразующие факторы, следовательно, явление однопорядковое с другими стилями. Цель – нарисовать живую картину, передать чувства. Сфера – искусство. Жанры: проза (роман, повесть и т.д.), поэзия (поэма, стихотворение и т.д.). Стилевые черты: 1. Конкретность. 2. Образность (колокола спорили, рябина зажглась). 3. Эмоциональность. Языковые особенности: 1. Конкретная лексика. 2. Эмоционально-оценочная лексика (ключик, звездочка). 3. Вопросительные, побудительные, восклицательные предложения. 4. Использование лексики в переносном значении, образных средств (тропов и риторических фигур) (море огней). 5. Использование лексики всех функциональных стилей (В.М. Шукшин использовал лексику разговорного стиля). Таким образом, книжные стили противопоставляются разговорному, в котором могут использоваться средства всех стилей. Функциональные стили не образуют замкнутую систему, существует взаимодействие, нет четких границ.
Объективные стилеобразующие факторы
Специальные пометы в словарях
Список использованной литературы: Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. М., 2000. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов /А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, А. Ю. Кожевников и др. / Под ред. В. Д. Черняк. СПб., 2002.
Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите стилевые черты и языковые особенности разговорного стиля. 2. Назовите стилевые черты и языковые особенности официально-делового стиля. 3. Назовите стилевые черты и языковые особенности научного стиля. 4. Назовите стилевые черты и языковые особенности публицистического стиля. 5. В чем заключается специфика литературно-художественного стиля? Лекция 12 ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ РИТОРА И АУДИТОРИЯ План. 1. Образ оратора. 2. Зрительно воспринимаемые элементы речи. 3. Типы аудитории. 4. Поведение оратора в аудитории. Образ оратора Слушатели не отделяют сведения, которые сообщает оратор от личности самого оратора (любим или не любим предмет – зависит от учителя). Аудитория запоминает оратора, а потом, что он сказал. В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других, хочет знать его отличительные черты, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять. Личность оратора составляют: 1. Лексикон (словарный запас) – должен превышать лексикон партнера или аудитории. Языковая личность ритора моделируется по следующим параметрам: · языковая биография – речевое развитие человека; · языковой паспорт (пол, возраст, национальность, профессия, образование, эмоциональное состояние в момент речи); · языковая эрудиция – знание языка и текстов на языке; · риторическая деятельность; · языковой поступок – речевое выступление говорящего, которое стратегически нацелено на изменение его биографии, карьеры, деятельности. 2. Прагматикон – система ценностных установок и мотивов речевой деятельности ритора. Адресату или аудитории должны быть понятны мотивы деятельности ритора и они должны иметь нравственную основу. 3. Картина мира – система категориальных понятий в сознании ритора, которая определяет взгляд на мир. 4. Знание прецедентных текстов – устойчивые единицы (фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы), отражающие картину мира ритора в ее национальном варианте. 5. Этикетный портрет. Образ ритора создается усилиями самого говорящего, который старается создать в речи впечатление существования у него индивидуальной манеры общения, индивидуального стиля речи. Ритор должен быть человеком особого склада: – создать впечатление доброжелательности (ритор должен показать, что он не ущемит интересов партнера); – создать впечатление речевой эрудиции; – создать впечатление человека способного на речевой поступок; – ритор должен иметь свой имидж – система предпочтений, осознанных личностью (манера одеваться, улыбаться, выражение лица, манера говорить), главное в нем – цельность. Любая аудитория упрощенно воспринимает личность оратора, подводя ее под стереотипные схемы, роли; мечтатель, практик, молокосос, старичок, моралист, бюрократ, весельчак. Нужно заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятным, отражал вашу индивидуальность, и вы были восприняты так, как хотите себя подать. Индивидуальность, непохожесть оратора на других должна быть очевидна для аудитории, нужно ее демонстрировать, не нужно работать под кого-то. Индивидуальность оратора повышает внушаемость аудитории, все выдающиеся ораторы были индивидуальностями. Ритор должен обладать рядом профессиональных умений: – организационные; – творческие; – планирующие (умение спланировать речь, исполнить ее по плану и с нарушением его); – ориентационные (ориентация в содержании речи на тип адресата, его настроение, конкретную обстановку); – психолого-педагогические – должен неочевидно воспитывать; – перцептивные – умение перерабатывать все видимое и воспринимаемое для речи; – социально-коммуникативные – уметь общаться; – собственно речевые – владеть языком.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (689)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |