Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы речевого воздействия на личность



2016-01-26 674 Обсуждений (0)
Способы речевого воздействия на личность 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Убеждение – изменение точки зрения собеседников путем приведения аргументов.

2. Внушение (суггестия) – воздействие речи на человека без доказательств, внушаемый прямо заимствует чужое мнение, воспринимая его некритически. Внушение может осуществляться за счет давления престижа (Сталин всегда прав), эмоционального давления говорящего (особенно подвержены эмоциональному внушению дети и женщины), за счет соответствия мнения ожиданиям. Внушаемы и могут внушать практически все люди, но в разной степени. В каких условиях повышается внушаемость? В условиях напряженного бодрствования, при переходе ото сна к бодрствованию и наоборот, в новом коллективе (новичков всегда разыгрывают), в критических ситуациях, в состоянии эмоционального напряжения, при длительной болезни, в толпе. Формы проявления внушаемости: подражание – сознательная имитация (лежит в основе моды); заражение – бессознательная имитация, стихийная ориентация на действия или мнения собеседника (лежит в основе массовых эмоциональных состояний, паники. Особенно подвержены ей неразвитые личности и дети).

3. Принуждение – способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него последствий. Механизм принуждения – речевой (угрозы, запугивание) или может включать и неречевые элементы. Американский гангстер Эль Капоне говорил: «При помощи доброго слова и револьвера можно достичь гораздо больше, чем только при помощи доброго слова».

Какие способы речевого воздействия на личность должны использоваться в устном публичном выступлении? Убеждение и внушение, а принуждение должно быть исключено даже из организации выступления. Американский поэт Рольф Эмерсон считал: «Подлинное красноречие не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддерживать порядок».

Позиции оратора в ходе публичного выступления – ролиоратора, которые он сам на себя принимает:

1. Позиция информатора – изложение материала, например, сообщение инструкции.

2. Позиция комментатора – если аудитория знает основное и ждет дополнительных сведений.

3. Позиция собеседника – оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает "на равных", просит аудиторию высказать свое мнение, использует вопросы.

4. Позиция советчика – слушатели хорошо подготовлены, нужно расставить акценты.

5. Позиция эмоционального лидера – если в аудитории приподнятое настроение, оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. Оратор чувствует себя свободно, допустимы импровизация, отступления от темы.

Позиции, которых следует избегать:

1. Наставника – оратор нравоучителен, категоричен.

2. Трибуна – говорит с преувеличенным пафосом.

3. Просителя. Например, оратор говорит: «Потерпите, я скоро закончу». Выступления, длящиеся менее 1 мин., можно проводить с одной позиции, но лучше их менять, важно продумать их заранее.

Внимание аудитории нужно завоевать, по следующим причинам:

1. Аудитория инерционна – имеет определенное мнение, поэтому изначально скептически настроена по отношению к оратору (ну что он нам может сказать). Активно заинтересованы в получении информации – 30 %; не имеют мотивации, нужно заинтересовать – 60 %; негативная аудитория, которую заинтересовать не удастся – 10 %. Таким образом, основная часть аудитории инерционна, поэтому пассивно сопротивляется оратору.

2. Аудитория склонна сопротивляться тому воздействию, которое пытается оказать на нее оратор (контрсуггестия), т.к. каждая личность стремиться противостоять внушению, не хочет попадать под обаяние оратора, хочет сохранить свою независимость в суждениях, мнениях, эмоциональной сфере. Хотя всякий говорящий внушает, внушение происходит не всегда, это проявление инстинкта самосохранения.

Оратор должен знать и учитывать способы противостояния ему аудитории.

Способы "борьбы" слушателей с речевым воздействием оратора:

1. Стратегия избегания – аудитория проявляет невнимание, пропускает мимо ушей важную информацию, ищет и находит повод отвлечься, не смотрит на оратора, не является на выступление, стремится сесть подальше от оратора, прием закрывания глаз. (Статьи и лекции о вреде курения читают и слушают 60 % некурящих, 30 % курящих, остальные 70 % просто избегают их).

2. Стратегия "подрыва авторитета": оратор – неспециалист, не авторитет в данной области, следовательно, все, что говорит, нельзя воспринимать серьезно. Доводы: молодой оратор (яйца курицу не учат), рядовой человек (не психолог, какие он может дать советы); слишком модно одет (думает только о своей внешности); выглядит старомодно (давно отстал от жизни). Подорвать авторитет у слушателей может слишком высокий авторитет у них другого лица (Бог, Сталин, учитель, тренер).

3. Стратегия непонимания – аудитория слушает оратора, если идея ей не нравится, то считает ее или его аргументы непонятными, следовательно отвергает и саму идею. Непонимание фиктивно, просто отказ от восприятия. Если выступает любимый оратор и говорит то, с чем вы не согласны, чаше всего вы не придадите этому значение.



2016-01-26 674 Обсуждений (0)
Способы речевого воздействия на личность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы речевого воздействия на личность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (674)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)