Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы речевого этикета



2016-01-26 4091 Обсуждений (0)
Принципы речевого этикета 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Ситуативность – для каждой ситуации общения нужны свои этикетные нормы поведения.

2. Регулятивность – речевой этикет регулирует коммуникативное поведение людей, распределяет роли, устанавливает статус собеседников, определяет тональность в общении.

3. Согласованность предполагает, что этикетные нормы выполняются согласованно всеми участниками общения. Например, здороваться нужно со всеми преподавателями в институте, со всеми соседями по подъезду.

4. Наличие коммуникативной рамки – наличие обязательных элементов, которые организуют акт этикетного общения в тех или иных ситуациях.

Этика и этикет

Этика – учение о морали, система норм нравственного поведения. Речевой этикет воплощает принципы коммуникативной этики. Этикет этичен, когда основан на нравственной норме, на добрых чувствах, отражении душевного богатства личности. Этика принципиально аксиоматична.

1. Аксиома законопослушания – необходимость соблюдать общественные законы. Например, по правилам русского этикета на день рождения нужно опоздать на 15 мин. Неприлично опаздывать больше и приходить раньше. В русском этикете принято благодарить за малейшие услуги.

2. Аксиома ролевого поведения – исполняя ту или иную роль в обществе, необходимо оправдывать ролевые ожидания, то есть общаться с равным как с равными, со старшим как со старшим, с подчиненным как с подчиненным.

Коммуникативная этика подразумевает хороший тон, вежливость, тактичность.

Характеристика этикета в этносе складывается из следующих составляющих.

1. Моральные ценности, одобряемые социально (например, скромность).

2. Отношение к представителям другого пола.

3. Особенности поведения в зависимости от степени родства, знакомства, принадлежности к разным или одной национальности, социальной группе, вере. Например, в мусульманском обществе вопрос о здоровье жены вызовет культурный шок, будет показателем развязности.

4. Различия в характере этикетного взаимодействия в зависимости от времени и места.

5. Социальная реакция на несоблюдение этикета.

6. Степень устойчивости этикета по отношению к инновациям.

7. Этикетная проксемика – комплексные связи между поведением человека и пространством. Человек резко отрицательно реагирует на вторжение в личное пространство, это происходит помимо его воли, бессознательно, так возникают ссоры в очередях, в переполненном транспорте, коммуналках, с этим связана агрессия толпы. Пространство для общения, взаимное расположение участников общения, возможность или невозможность прикосновения, поза имеют ценностную характеристику, корни которой находятся в психологии народа. Например, зоной официального общения считается пространство в две протянутые руки. Зона дружеского общения – длина согнутых в локтях рук, существует зона интимного общения близких родственников, зона публичного общения. Замечено, что у русских дистанция короче, чем у американцев и европейцев, но длиннее, чем у испанцев, следовательно, американцы могут подумать, что русские фамильярны а испанцы – что холодны. В каждой стране нужно сохранять принятую там дистанцию общения.

Принципы русской речевой этики.

1. Выбор достойного собеседника.

2. Умение выслушать собеседника, сопереживая.

3. Краткость в беседе.

4. Хвала добродетельна, хула греховна.

5. Доброе слово добродетельно, лесть греховна.

 

Этикетные роли

Формулы речевого этикета отражают категорию вежливости – это центральная категория этикета в целом и речевого этикета в частности. Вежливость – ориентация общества на сохранение достоинства партнера по коммуникации, уважения. С этим связано, например, разграничение Ты- и Вы-общения.

Этикетные сигналы призваны указывать на этикет­ные роли говорящего и адресата, на специфику этикет­ной ситуации и иные существенные для этикета особен­ности общения. В русской речи в качестве этикетных сигналов особенно активно используется форма обо­значения собеседника. Примером может служить выбор местоимения. Сигналом значительных возрастных различий часто служит то, что говорящие используют по отношению друг к другу различные местоимения: к старшему по возрасту обращаются на «вы», а к младшему нередко обращаются на «ты», соответственно люди, близкие по возрасту, используют по отношению друг к другу одно и то же местоимение («ты» или «вы»). Правила этикета не рекомендуют выражать при помощи указанных местоимений служебные отноше­ния, но на практике это наблюдается очень часто и в самых различных сферах. Например, бывший вице-президент России А. Руцкой в своих мемуарах расска­зывает, что он всегда говорил президенту «вы», а пре­зидент обращался к нему на «ты».

Обращение на «ты» или «вы» свидетельствует о степени близости собеседников: в России принято близ­ким родственникам вне зависимости от возраста гово­рить «ты», обычно на «ты» обращаются друг к другу и близкие друзья. Указанное обращение иногда слу­жит также сигналом о типе этикетной ситуации: на­пример, в официальной обстановке даже близкие дру­зья обычно обращаются друг к другу на «вы».

Этикетным сигналом часто служит и форма обра­щения; по имени (полному или сокращенному), по имени и отчеству, по фамилии и т. п. Например, эти­кетным сигналом возрастного старшинства обычно служит использование собеседниками разных форм об­ращения: к старшему обращаются по имени и отчест­ву, к младшему — по сокращенному имени. Специа­листы не рекомендуют использовать этот этикетный сигнал для обозначения различного должностного по­ложения, но на практике он иногда используется.

Взаимное обращение в неофициальной обстановке по сокращенному имени — этикетный сигнал близости говорящих и их этикетного равенства, но чем старше собеседники, тем реже они используют этот сигнал. Обращение в неофициальной обстановке только по от­честву иногда используется как этикетный сигнал старшинства собеседника.

Взаимное обращение по имени и отчеству обычно воспринимается как этикетный сигнал официальной ситуации, но молодые собеседники этот сигнал не ис­пользуют. Другие сигналы официальной ситуации — обращение по должности или по званию («товарищ полковник», «господин профессор»), обращение по фа­милии («господин Иванов»), добавление слов «уважае­мый», «дорогой» «многоуважаемый» («уважаемый гос­подин директор», «дорогой Виктор Иванович»).

Итак, «ты» говорится в ситуации общения хорошо знакомых людей, в неофициальной обстановке, при дружеских отношениях, равному или младшему партнеру. На «ты» обычно обращаются

– к друзьям;

– к родственникам;

– к детям;

– старший к младшему;

– мнимый собеседник (например, обращение к многоуважаемому шкафу у А.П.Чехова);

– в призывах, на плакатах, в рекламе;

– при мысленном общении с человеком, которому угрожают или объясняются в любви (вот я тебе покажу, ты у меня попляшешь; ах ты мой хороший);

– к Богу (помоги мне, Господи! На все воля Твоя!);

– к умершему (спи спокойно);

– к домашним животным.

Обращение на «вы» употребляется по отношению к незнакомому, малознакомому человеку, в официальной обстановке, к человеку, с которым находитесь в сдержанных отношениях, по отношению к равному и старшему партнеру.

По словам Сервантеса, «ничто не обходится нам так дорого и не ценится так дешево, как вежливость». С помощью вежливости мы демонстрируем нашу культуру поведения, культуру общения. Вежливость – проявление уважения к другому человеку, а каждому хочется, чтобы его уважали. Вежливому человеку приписываются в целом хорошие качества (Какая у вас девочка хорошая – всегда говорит спасибо). Речевой этикет связан с вежливостью: здороваться и прощаться, извиняться и благодарить – вежливо, не здороваться – невежливо. Чем менее знакомы собеседники, чем более официальная обстановка общения, так больше нужна демонстрация уважительного отношения.

Вежливость может быть искренним качеством человека, его привычным поведением или маской, которая лишена внутреннего содержания, но это лучше, чем хамство и грубость. Деловые отношения без вежливости невозможны. Американцев как-то спросили, каких деловых партнеров они предпочитают, они ответили, что японцев, потому что они вежливы и точны в исполнении обязательств. Вежливость имеет национальную специфику, например, на Востоке возраст женщины – это достоинство, которое подчеркивается в разговоре.

Часто спорят: что важнее в этикете — сознательное следование существующим правилам или почти авто­матическое использование готовых формул? В идеале вежливость должна быть доведена почти до автоматиз­ма. Культурный человек, почти не задумываясь, благо­дарит, здоровается, извиняется, уступает место старшим, спешит помочь женщине. Особенно ценится такая дели­катность в общении с посторонними и подчиненными.

Некоторые считают, что автоматизм вежливости оз­начает неискренность. Но правила вежливости — это как правила дорожного движения: их цель — не ме­шать другим и оставаться в безопасности самому. Шофер тормозит перед красным сигналом потому, что так безопаснее для него и для других. Не важно, поче­му водитель следует правилам: по той причине, что боится автоинспектора, или исключительно из уваже­ния к другим водителям. Возможно, какие-то правила этикета (как и правила дорожного движения) не всем нравятся, но их все равно необходимо соблюдать. Нельзя противопоставлять искренность и вежливость. Нам почти безразлично, почему нам хамят — из-за незнания правил этикета или из-за пренебрежения ими. А по-настоящему вежливый человек постарается никогда не обидеть собеседника.

Правила этикета не могут предусмотреть всех кон­кретных жизненных ситуаций. Часто выход из положения приходится искать самому. Поэтому и существует принцип сознательной вежливости: культурный чело­век говорит «спасибо» не только потому, что его к этому приучили (то есть автоматически); он понимает, что за доброе дело надо обязательно поблагодарить. И кроме стандартной формулировки он найдет и дру­гие слова, выражающие искреннюю благодарность.

Во многих ситуациях только принцип сознательной вежливости помогает найти верное решение. Например, если кто-то в компании начинает говорить лишнее, то воспитанный человек сознательно переводит разговор на другую тему. Общие правила этикета достаточно просты, но очень непросто в каждой конкретной ситуа­ции найти, например, удачный способ переменить тему беседы. Итак, овладение нормами этикета предполага­ет не только автоматическое использование готовых формул, но и сознательное следование правилам хоро­шего тона.

Вежливость как категория этикета определяется через понятие отведенной роли адресату речи.

Основой всех этикетных правил является следующее требование: поведение собеседников должно соответствовать их этикетным ролям, этикетной ситуации, этикетно­му жанру. Иначе говоря, для того, чтобы определить, как себя вести, какие слова лучше употребить, надо обяза­тельно учесть, кто и с кем говорит, о чем и почему говорят собеседники, где и когда происходит беседа.

Роль – права и обязанности человека. Социальная роль – общественно одобряемый тип поведения человека (например, «настоящий мужчина», «примерный супруг», «поклонник звезды», «взрослый» т. д. Этикет строится по ролям, умение правильно выбрать регистр общения – это верное определение своей этикетной роли. Существуют профессиональные роли, психологические роли («кокетка», «неудачник»), ситуативные роли («пешеход», «клиент», «потерпевший»).

Этикетная роль — это положение по отношению к собеседнику. Прежде всего различают отношения между равными собеседниками и отношения между старшим и младшим. Старшинство этикетной роли оп­ределяется преимущественно по таким критериям, как возраст, служебное положение, пол; в определенных ситуациях могут учитываться воинские, почетные и науч­ные звания, ученые степени и иные знаки общественного признания. Возможны случаи, когда эти критерии всту­пают в противоречие между собой. Например, женщина имеет этикетное преимущество перед мужчиной, но если она значительно младше собеседника по возрасту, то этикетная роль старшего переходит к мужчине.

Чем лучше воспитан человек, тем более умело он пользуется этикетной ролью старшего. Например, ру­ководитель первым здоровается с подчиненными, по­жилой человек не подчеркивает своего возрастного преимущества. Следует учитывать и национальные особенности: например, на Востоке особенно значимо старшинство по возрасту. Этикетные роли и правила различаются и исторически: так, в XIX веке незамуж­няя женщина вела себя как младшая по отношению к замужней.

Этикетные роли противопоставляются не только по старшинству, но и с точки зрения степени «близости»: сравните, например, этикетные роли родственника, друга, приятеля, коллеги, соседа, знакомого и незнако­мого человека. Близкий человек имеет право на повы­шенную степень откровенности, но эта близость нала­гает и серьезные обязанности. По иным критериям раз­граничиваются этикетные роли хозяина и гостя, продавца и покупателя, а также этикетные роли ребен­ка, подростка, взрослого человека, пожилого человека.

В старинной книге «Правила хорошего тона», из­данной в Петербурге более века назад, правило этике­та «Нести себя в соответствии со своим положением» определено как главное. Иначе говоря, надо всегда со­ответствовать своей этикетной роли. Особенно нелепо выглядит человек, который стремится казаться более значительным, чем он на самом деле является: смешно, когда владелец ларька держится как директор банка или лейтенант представляет себя как полковник. То, что допус­кается и отношениях между родственниками, выглядит как недопустимое панибратство в отношениях между просто знакомыми.

 

Типы ролей.

               
   
Этикетные роли
 
 
 
   
Относительно постоянные
     
Переменные
 


                   
       
 
 
   
Мужчина
 
 


           
 
Женщина
   
Говорящий
 
Слушающий
 

 

 


Ролевой конфликт возникает, если кто-то из участников общения нарушает нормы, принятые для данной роли (подчиненный не подчиняется, учитель ругается, младший указывает старшему). В этикетном общении важно выявление весовых характеристик, которые определяют статус общающихся. Этикет – система, которая обеспечивает общение неравных и помогает выбрать механизм сбалансирования общения. Правильное этикетное общение приводит к формальному выравниванию. Этикет – это компромисс, заключенный на взаимовыгодных условиях.

 

Этикетные ситуации

Речевой этикет реализуется в определенных ситуациях, которые называются этикетными ситуациями (ситуация сочувствия, прощания, поздравления). Этикетная ситуация — это условия, в которых про­исходит общение. Эти условия могут зависеть от формы общения; непосредственное устное общение и общение на расстоянии (письменное, по телефону и т. п.). Многое зависит от официального или неофициального характера разговора: в официальной обстановке мы должны проявлять уважение не только к личности человека, но и к его должности. Например, кому-то из депутатов могут не нравиться личные качества или политические взгляды В. Жириновского, но в Государственной Думе с ним разговаривают как с представителем избирате­лей, выражающим их волю. Мы можем совсем не ува­жать чиновника, но обращение к нему мы обя­заны предварить словом «уважаемый». В этикетной ситуации многое определяется социальной принадлеж­ностью говорящих (например, совершенно особые правила действуют при общении со служителями церкви, представителями силовых структур и работниками тор­говли).

Этикетный жанр определяет правила беседы на ту или иную тему. Наиболее распространенные этикетные жанры — приветствие, прощание, знакомство, поздравление, приглашение, благодарность, извинение, просьба, отказ, сочувствие, утешение, пожелание, ком­плимент.

Этикетная ситуация имеет двухкомпонентную, диалоговую структуру: пароль – отзыв. Каждую этикетную ситуацию сопровождают определенные этикетные формулы – слова и их сочетания, постоянно используемые говорящими в соответствующих жанру ситуациях: «спасибо», «пожа­луйста», «до свидания», «извините», «будьте здоровы», «Не будете ли вы так любезны...» и т. п., которые помогают ее организовать с учетом социального положения общающихся, их возраста, психологических факторов, сферы общения.

Например, ситуация прощания при условии, что встреча еще состоится, включает следующие этикетные формулы: до свидания, до встречи (в)…, до завтра. Играет роль не только использование этикетных формул, но и их частотность. Чем лучше воспитан че­ловек, тем меньше у него поводов использовать эти слова. И тем чаше он их использует. Этикетную формулу можно сравнить с лесной тропинкой: можно попробовать идти напрямик, но намного проще и приятнее использовать тропинку — она поможет найти верный путь.

На этикетные ситуации влияют следующие факторы:

1. Тип ситуации общения: жесткие нормы речевого этикета в официальных ситуациях (учитель / ученики, служащий / клиент), вариативные в полуофициальных (представители старшего / младшего поколения в семье), свободные нормы в неофициальных ситуациях (между друзьями, близкими родственниками).

2. Степень знакомства собеседников. Наиболее жесткие этикетные нормы существуют для общения незнакомых людей.

3. Отношение к собеседнику, от которого зависит выбор прежде всего обращения, приветствий и прощаний (ср.: Уважаемый! и Дружочек!).

4. Характеристика говорящего: замечено, что мужчины менее склонный соблюдать нормы речевого этикета, нежели женщины, то же можно наблюдать в отношениях между вышестоящими и нижестоящими по служебной лестнице.

5. Характеристика адресата: отмечено, что к плохо одетым людям говорящий инстинктивно испытывает желание обратиться на «ты». На «ты» обращаются и к детям до 12 лет.

6. Место и время общения: в определенных этикетных ситуациях принято произносить соответствующие ритуальные фразы. Например: «Горько!», «Приятного аппетита».

Плохо воспитанные люди иногда говорят, что следо­вание правилам этикета — это лицемерие, способ скрыть свое подлинное отношение к окружающим, что этикетные нормы давно устарели. Попробуем разо­браться, для чего все-таки нужен этикет, каковы его функции?

Функции этикета

1. Контактоустанавливающая – привлечь внимание, побудить к вступлению в контакт.



2016-01-26 4091 Обсуждений (0)
Принципы речевого этикета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы речевого этикета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4091)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)