САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Для выполнения данной работы следует изучить следующие разделы. 1)Правописание окончаний разных частей речи. 2)Правописание суффиксов разных частей речи. Упражнение1. Вставьте пропущенные буквы, определив спряжение глагола (глаголы в форме 3 лица множественного числа). В глаголах 1 спряжения пишутся личные окончания -ешь, ет, -ем, -ете, -ут, -ют, в глаголах 2 спряжения — окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят. Если личное окончание ударное, гласная произносится четко: ид-ут, нес-ут. Если личное окончание безударное (гласная произносится нечетко), надо поставить глагол в неопределенную форму: пил...т — пилить. В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы: -ущ-, -ющ-, если причастие образовано от глагола 1 спряжения; -ащ-, -ящ-, если причастие образовано от глагола 2 спряжения. Держ...т, держ...щий,стел...щийся полет птиц, стел...т, пил...т, пил...щий, кол...т, кол…щий, дыш...т, двоякодыш...щие животные, се...т се...щий, кле...т, кле...щий, люб...т, люб...щий, вян...т, мол...т, мол...щий завис...т, зависящий, хлопоч...т, хлопоч...щий, вид...т, вид...щий, брызж...т, брызж...щий, тащ...т, тащ...щий, леле...т, леле...щий, стро…т, стро…щийся, дремл...т, дремл...щий, зижд...щая сила. Упражнение 2. а) От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени, выделите суффиксы причастия и неопределенной формы (если суффикс сохранился). Образец выполнения: застрелить — застреленный, обстрелять — обстрелянный. Следует помнить, что -енн— присоединяется к глаголам, оканчивающимся на -ить, или к глаголам с основой на согласную: построить — построенный, унести — унесенный. Во всех других случаях причастия образуются с суффиксом -нн-, перед которым сохраняется суффикс неопределенной формы глагола: просмотреть — просмотренный, увенчать — увенчанный. Выкачать, выкатить, обвенчать, расстрелять, выстроить, обидеть, выменять, напоить, размерить, вывалять, взлелеять, заклеить, утешить, затеять, выменять, рассеять, примерить, увенчать. б) Вставьте пропущенные буквы. взвеш...нный ответ, просе...нное зерно, измуч...нные дорогой, распиленные доски, замеш...нное тесто, смеш…нный лес, окле...нный обоями, потер…нная вещь, выслуш…нный ответ, перестрел…нный, прострел…нный, настрел…нный, пристрел…нный. Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы н или нн в приведенные причастия и отглагольные прилагательные.
Назва...ый номер, незва...ый гость, не зва...ый в гости, зва...ый на обед, зва...ый обед, смышле…ое дитя, небеле...ый потолок, коше...ый луг, скоше...ый луг, коше...ая вчера трава, не скоше…а, нехоже...ые тропы, не прочита...а, балова...ый, маринова...ый, чита...ая книга, нечита...ая книга, чита...ая студентом, прочита...ая книга, броше...ые дети, купле...ы, купле...ое пальто, купле...ое родителями пальто, жева...ый, прожева...ый, клева...ый, ворова...ый, заклева...ый, пойма...ый, кормле…ый, закормле...ый, кормле...ый вкусно, кормл...ый за обедом, крое...ы, скрое...ы, скрое...ый, нечеса...ый лен, расчеса...ые кудри, прочеса...ы. Упражнение 4. От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.
Завешать картинами стену, навешать в два ряда портреты, обвешать всю стену картинами, развешать по стенам ковры, свешать масло, свесить ноги, навесить дверь, обвесить покупателя, завесить окно. Слова для запоминания: подвешенный — прикрепленный к чему-либо; повешенный — висящий или подвергнутый смертной казни через повешение; увешанный — закрывший пространство чем-нибудь; помешанный — замешенный в преступлении, в махинациях. Упражнение 5. Определите, от чего образованы данные прилагательные, обратите внимание на гласную в суффиксе: Масля...ый насос, масля...ый двигатель, масля...ые краски, масле...ые блины, масле...ая каша, масле...ые тряпки, масле...ый взгляд, масле...ый голос. Упражнение 6. Разберите слова по составу, выделите суффиксы -чив-, -лив-, -ев-, -ив-.Суффикс -ив- пишется под ударением, -ев без ударения(кроме слов: милостивый, юродивый). Причудл…вый, прожорл…вый, гуттаперч...вый (ср.: гуттаперча), уживч...вый, забывч...вый, дожд...вой, пить...вой, игр...вый, правд…вый, заносч...вый, эмал...вый, непоседл…вый, каракул...вый. Упражнение 7. Образуйте существительные и прилагательные с суффиксами -еньк-, -оньк- ( в прилагательных и существительных нет суффикса -иньк-. -Иньк- употребляется лишь в словах: заинька, баиньки, паинька). Дорога, Вася, подруга, дочь, Зоя, река, веселый, тонкий, голубой, молодой. Упражнение 8. Вставьте, если необходимо, пропущенные буквы, выделите суффиксы. Выделите прилагательные с суффиксами -енск-, -инск-(суффикс -инск-употребляется только в 3 случаях: если прилагательное образовано от существительных на -ин (типа воин), от прилагательных на -ин (типа Марьин), от существительных с окончаниями -а, -я, -ы, -и (типа Ялта, Сочи). Запомнить: Пенза, но пензенский, Пресня, но пресненский и др., где е в прилагательном является беглой гласной. Француз…кий, рыбац...кий, матрос...кий, абхаз…кий, черкес…кий, тунгуз...кий: пермяц...кий, грозн…нский, городищ...нский, беж...нский, нищ…нский, караганд...нский, гагр...нский, керч...нский, охт…нский, кладбищ...нский. Упражнение 9. Выпишите, слова мужского рода с суффиксом -ец, слова женского рода с суффиксом -иц(а). Слова среднего рода имеют суффикс -ец, если ударение на окончании, и суффикс -иц, если ударение на основе. Кормил...ц, однофамил…ца, скитал...ц, скитал...ца, бежен...ц, характер...ц, луков...ца, пугов...ца, ружь...цо, пальт...цо, плать...це, варень...це, здоровь...це, кресл...це, письм...цо, копь...цо. Упражнение 10. От неопределенной формы образуйте форму прошедшего времени, перед суффиксом -л- сохраняется суффикс (гласная буква) неопределенной формы. Ненавидеть, обезлюдеть, смотреть, леденеть (суффикса -янеть не бывает), постелить, остекленеть, видеть, зависеть. Упражнение 11. Данные существительные поставьте: а) в творительном падеже единственного числа: Киров (фамилия), Голышманово (географическое название), Дарвин, Герцен, дедушка, избушка; б) в именительном падеже единственного числа: воробьишк..., заводишк..., сараишк..., окунишк..., комаришк..., ружьишк..., запевал..., объедал..., зубил...; в) в родительном падеже множественного числа: кухня, башня, яблоня, вишня, деревня, черешня, наковальня, барышня, пустыня, ставня, готовальня, туча, задача, роща, дача; г) в предложном падеже единственного числа: Анатолий, Мария, веселье, забытье, ущелье, Китай, пристань, ночь, гений, воробей, армия, Настасья, здание, изречение.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (724)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |