САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Для выполнения данной работы следует изучить следующие разделы из курса «Орфография». 1) Правописание безударных гласных в корне. 2) Правописание чередующихся гласных в корне. 3) Правописание звонких и глухих согласных в корне; в суффиксах. 4) Правописание непроизносимых согласных в корне. 5) Правописание о и е после шипящих и ц; ы и и после шипящих и ц. 6) Ъ и ь разделительный знак, ь после шипящих на конце и в середине слова, ь – смягчающий. 7) Правописание приставок. Упражнение 1. Вставьте безударную гласную в корне, подобрав проверочное слово, то есть измените слово так, чтобы безударная гласная оказалась под ударением, например: про-св...щать — свет; запечатлеть — печать; ум...лять о помощи — молит, ум...лять значение — делать маленьким. Обогащать, посвящать, просветитель, прим...рять противников, прим...рять костюм, зап...здать, приведение, раздр...жать, вообр...жать, вып...лить из ружья, ст...рожил огород, ст...рожил города Тюмени, зак...лить здоровье, зап...вать водой, св...ла гнездо, подряжать старшим, подряжать от страха, св...тая простота, ст…сненый в средствах, см...тение, см...тенный в кучу мусор, развивающиеся флаги, разевающиеся страны, отв...рять окно, отв...рить макароны, спл...титься, обнаженный, уважение. Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы, проверив написание по словарю (орфографическому или толковому), поскольку пропущенные безударные гласные ударением не проверяются. Регламент, критерий, ликвидация, дил...тант, транспарант, н...тариус, экстравагантный, пров...кация, р...ферент, п...лисадиик, комп...стировать, д...зертир, привилегия, п...р...ферия, вин...грет, аккомп...н…мент, стипендия, экзаменатор, инвентарь, прив...редливый, эст...када п...ролон, диф...рамб, д...рижер, дивиденды, эксп...римент, в...стибюль, п...риметр, квалификация, мер...диан, н...тация, п...мпезный, аф...ризм, антагонизм, аплодисменты, диапазон, к...рифей, досконально, тр...пеция, пат...логия, рез...нанс, анонимный, кр...терий, инициалы. Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы, имея в виду, что даны корни с чередующимися гласными. Пог...релец, подгоревший, несгораемый, склонение, накл...ниться, поклонение, затворять, сотворить, ск...чок, подск...кать, выск...чить, ск...кун, заскочить, проск…кать, ск…чкообразный, пл…вец, пловчиха, пл…вучесть, з…ря, з…рница, оз…рение, к...сание, к...сательная, прик...саться, прик...сновение, к…саюсь, нач...нать, прин…мать, вн…мание, ровные величины, выр…вненное поле, р...внина, р...весник, подр…вняться (при построении), выр…вняться в ряд, подр…внялся с лошадью, р…вняли с землей, м...кать сухарь в чай, обм…кнуть перо в чернильницу, непром...каемый плащ, промокательная бумага, отбл…ставший, бл…снуть, соб...рать, соб…ру. Упражнение 4. Выпишите из упражнения: 1) слова с приставкой с- (приставки з- нет); 2) слова с приставками раз-(рас-), воз -(вое-)и подобными, где на конце приставки пишется с перед глухими согласными и з- перед звонкими; 3) слова, где нужно проверить в корне глухую или звонкую согласную путем изменения слова таким образом, чтобы после согласной была гласная; 4) существительные с суффиксом -ежк- (они образуются только от глаголов); существительные с суффиксом -ешк, -ушк, -ышк-(образуются от имен существительных, имеют обычно пренебрежительное значение); 6) слова с сочетанием букв атк, ятк, ытк, ужк,ежк, в которых ж появляется в результате чередования корневого или суффиксального г. Ночле…ка, коври…ка, варе...ка, голове...ка, просту…ка, зубре…ка, корме...ка, рыбе..ка, интри...ка, пря...ка, подру…ка, поду...ка, дворня…ка, лгуни...ка, деле...ка, бомбе...ка, пичу…ка, колоту...ка, ...добный, не...добровать, водо…бор, не...гораемый, не…гибаемый, чере…чур, чере…полосица, чре...мерный, бе…цветный, бе…думный, бе…шабашный, и...подлобья, и...подволь, исчезать, ни…кий, у…кий, ко…ьба, скла…ка, кру...ка, кирги...ка, фура...ка, хру…кий, лову…ка для птиц, ...жечь, бе...граничный, ра...колоть, 6е...счетный, ра...считывать, ра...чет, разбить, ра...жечь, по…жечь, ра…четливый, по…править, не…говорчивый, бли…сидящий, бли...лежащий. Упражнение 5. а) Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные, подобрав проверочное слово (обычно после согласной должна быть гласная); б) выделите слова, где непроизносимые согласные не проверяются (слова для запоминания). Свис...нуть, опас…ность, радос...ный, словес...ный, полновес...ный, окрес…ный, мес...ный, праз...ный, поз...ний, горес...ный, ужас...ный, влас…ньгй, лес…ница, блес...нуть, кос...ные взгляды, кос...ный мозг, искус...ный, сверс...ник, ровес...ник, чествовать, чу...ствовать, интриган...ский, дилетан...ский, протестан...ский, гну...сный, сума...шедший, рен...ген, ислан…ский, по…черк, про...чий, захолус...ный, объез...чик, наез...ник, шотлан...ский. Упражнение 6. Выпишите в один столбик слова, в которых на конце слова мягкий знак после шипящих не пишется, во второй столбик — слова с мягким знаком на конце. Печ..., толоч...ся, мощ..., пустош..., обознач...те, туш..., умнож…те, спиш..., луч.., обруч..., проч..., много луж..., плющ..., помощ,.., нет задач..., пахуч..., зряч..., среж..., возьмеш...ся, сплош..., лещ..., брош..., обруч..., с плеч..., маж..., опояш..., удач... . Упражнение 7. Выпишите в столбик, слова, где нужно вставить Ь, а в другой столбик — слова без Ь.
Кон...чалось, вен...чались, брен...чать, камен...щик, гон...щик, нян…чит…ся, изящ…ный, девят...сот, пятьдесят, в казач...ей станице, от колюч...его снега, верблюж...ей шерсти, галоч...им криком, пят...сот, при-готов...те, вода струит...ся, умей поправит…ся, это случает...ся, приго-дит...ся воды напит...ся, исправите, довер...те, рассып...те, ночь не спит...ся, готовы двинут...ся, мальчишечьих забав, ребяч...и развлечения. Упражнение 8. Образуйте слова, вставьте, где нужно, Ъ и Ь разделительные знаки.
От (явленный, экзаменовать), пред (убеждение, явление, уведомление), Из (ездить, яснить, обиловать), без (аварийный, язычный, ударный, облачный), раз (общить, ярить, ахаться, учить), сверх (естественный, ехидный, аккуратный), транс (европейский, океанский, арктический), об (явить, яснить, ехать, учить), меж (ярусный, этажный, языковый), двух (осный, языкий, ярусный, аршинный), с...естное, в...юн, бур...ян, интерв...ю, контр...ярус, пол...яблока, пол...юрты, глав...юрист, об...ект, субъективный, кон…юнк-турный, дет…ясли, вз…ерошить, ад...ютантский, п...едестал, оп...яненный, об...уженный, батал...он. Упражнение 9. Вставьте букву о или е в корне слова, укажите проверочное слово. Написание е после шипящих зависит от того, можно ли подобрать формы слова или родственные слова, где бы четко проявилась е в корне. Если таких родственных слов и форм нет, в корне пишется о. Например: ж...рнов — жернова — жернов, ш...рох — шорохи — шорох. Ж...лудь, ш...пот, ж...лчь, зач...с, пш...нник, беч...вка, ч...лка, саж...нки, щ...лочь, печ...нка, ж...рдочка, деш...вый, пч...лка, реш...тка, щ...голь, ш...лк, кош...лка, ж...сткий, ш...ры, ш...рох, ч...каться, крыжовник, пиж...н, ш...в, ш...кировать, ч...рствый, ч...порный, дж...нка, ч...боты, ш...фер, ж...кей, ж...нглер, ш...винизм, обж...ра, прож...рливый. Упражнение 10.Определите, от какой части речи образованы данные существительные и прилагательные. В первый столбик выпишите имена, образованные от глаголов. В них независимо от ударения пишется е. Во второй столбик выпишите слова, образованные от существительных. В суффиксах этих слов под ударением пишется о, без ударения е. Ноч...вка, алыч.. вка, нож...вка, размеж...вка, золоч...ный, сгущ...нка, туш...нка, груш...вка, круч...ный, копч…ности, протяженность, мелоч...вка, хрыч...вка, взбеш...нность, ерш...вый, чесуч...вый, арапч...нок, девч...нки, старич...к, чащ...ба, трущ...ба, сюртуч...к, груш...вый, меланж...вый, галч...нок, порядоч...к, камыш...вый, овраж...к, деньж...нки. Упражнение 11. Определите, какой частью речи являются слова с корнем жег- (жог-). В глаголах пишется е, в существительных — о. Ож...г руку, ож...г руки, подж...г сарая, переж...г лампу, недож...г кирпича, прож...г костюм, сж...г бумагу, прож...г костюма, заж...г лучину. Упражнени 12. Вставьте пропущенные буквы, разберите I слова по составу. Поставьте ударение. После шипящих в заимствованных словах под ударением пишется суффикс -ер (и [ в русском слове ухажер). Стаж...р, ретуш...р, монтаж...р, дириж...р. Упражнение 13. Допишите окончания слов и суффиксы наречий. В окончаниях глагола независимо от ударения пишется е. В окончаниях прилагательных и существительных, на конце наречий (кроме еще) под ударением после шипящих пишется о , без ударения — е . Басмач...м, кумач...м, общ..., стереж...т, теч...т, за рубеж...м, голыш...м, плющ…м, истолч...т, борщ...м, чуж...го, больш...го, о горяч...м, свеж..., плеч...м, добыч...ей. Упражнение 14. От данных полных причастий образуйте краткие формы. Взбеш…нный, улич...нный, раскорч…ванный, униж…нный, лиш...нный, замеч…нный, запеч...нный, переж…ванный. Упражнение 15. Выпишите слова с приставкой при-, слова с приставкой пре-, отдельно выделите слова, где значение приставки затемнено. Данные слова следует запомнить. (Написание проверьте по словарю!) Пр...амбула, пр...стиж, пр…валировать, пр…зидиум, пр…зидент, пр...мьера, пр...поны, пр…людия, пр...рогатива, пр...зент, пр…тензия, пр...ват-доцент, пр...ватный, пр...оритет, пр...вилегия, пр...смиреть, пр...украсить,пр...мьер, пр...чудливый, пр...увеличить, беспр...кословный, пресловутый, знаки пр...пинания, пр...добрый, место пр…бывания, пр...обладать, пр...прятать, пр...успеть, камень пр...ткновения, пр…забавный, пр...творяться, госте-пр...имство, пр...кратить, непр...станный, пр...бывать в неведении, замысел пр...творится в дело, пр...емник директора, пр...ходящий успех, пр...бывать в Москву, пр...вратник остановил меня, пр...переть к стенке, пр...бывать в неведении, пр...старелый, пр...ходящий ко мне товарищ.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1300)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |