ТЕМА 3. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1. Доктринальные основы теории торговли (протекционизм и фритредерство). 2. Теории абсолютного и сравнительного преимуществ. Специализация стран и закон возрастающих издержек замещения. 3. Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева. 4. Альтернативные теории международной торговли. Основные понятия Протекционизм– государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Фритредерство(свободная торговля) – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Теория абсолютных преимуществ – страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам). Теория сравнительных преимуществ – если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой. Фактороинтенсивность – показатель, определяющий относительные затраты факторов производства на создание определенного товара. Факторонасыщенность – показатель, определяющий относительную обеспеченность страны факторами производства. Теорема Хекшера-Олина – каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Теорема выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона) – международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства в торгующих странах. Выравнивание в результате торговли относительных цен на товары приводит к выравниванию относительных цен и на факторы производства, с помощью которых эти товары были произведены. Гомогенность капитала означает капитал, характеризующийся одинаковой продуктивностью и риском, гомогенность труда означает труд с одинаковым уровнем подготовки, образования и производительности. Парадокс Леонтьева – теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина не подтверждается на практике: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные – трудоемкую. Теория жизненного цикла продукта объясняет развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, то есть периоды времени, в течение которых продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение цели продавца. Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии: внедрение – рост – зрелость – упадок. Эффект масштаба – развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу. Эффектом масштаба объясняется торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по наделенности факторами производства, во всяком случае до такой степени, что незначительные различия в обеспеченности ими не могут считаться объяснением взаимной торговли. Модель экономики масштаба объясняет также и торговлю между странами технологически близкой или даже однородной продукцией. Теория специфических факторов производства – в основе международной торговли лежат различия в относительных ценах на товары, которые возникают в силу разной обеспеченности стран специфическими факторами производства, причем факторы, специфические для экспортного сектора, развиваются, а факторы, специфические для сектора, конкурирующего с импортом, сокращаются. Специфический фактор – фактор производства, характерный только для данной отрасли и не могущий перемещаться между отраслями. Теорема Самуэльсона-Джонса – в результате торговли увеличиваются доходы владельцев фактора, специфического для экспортных отраслей, и сокращаются доходы владельцев фактора, специфического для отраслей, конкурирующих с импортом. Теорема Столпера-Самуэльсона – международная торговля ведет к росту цены фактора, относительно более интенсивно используемого для производства товара, цена которого растет, и снижению цены фактора, относительно более интенсивно используемого для производства товара, цена на который падает. Теорема Рыбчинского – увеличивающееся предложение одного из факторов производства приводит к непропорционально большему процентному увеличению производства и доходов в той отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, в которой этот фактор используется относительно менее интенсивно. Эффект усиления Джонса – непропорциональные изменения эндогенных экономических переменных под воздействием изменений экзогенных переменных.
Тестовые задания 1. Теория абсолютных преимуществ была разработана: a) С.Миллем; b) А.Смитом; c) Д.Рикардо; d) В.Леонтьевым; e) М.Фридманом.
2. Закон сравнительных преимуществ открыл: a) А.Смит; b) П.Самуэльсон; c) Д.Рикардо; d) В.Леонтьев; e) С.Милль.
3. Теория абсолютных преимуществ утверждает, что: a) страна специализируется на производстве тех товаров, по которым она имеет меньшие издержки, чем другая страна; b) специализация каждой страны на производстве «своего» товара увеличивает мировой продукт; c) выигрыш от специализации получают обе страны; d) все предыдущие ответы верны; e) все предыдущие ответы неверны.
4. Теория относительных преимуществ во внешней торговле: a) открыта А.Смитом; b) утратила свою актуальность после краха мировой социалистической системы; c) выгодна прежде всего развивающимся странам; d) выгодна прежде всего развитым странам; e) все ответы неверны.
5. Отличие теории сравнительных преимуществ от теории абсолютных преимуществ в том, что: a) первая доказала выгодность торговли даже между несопоставимыми по уровню развития странами; b) первая применима только к развитым странам, а вторая ко всем странам; c) первая не получила столь широкого признания, как вторая; d) вторая оказалась научно несостоятельной; e) нет правильного ответа.
6. Определите, какой из нижеперечисленных примеров объясняет принцип сравнительного преимущества при торговле между странами. Каждая страна может получить выгоду, если будет продавать товары: a) альтернативная стоимость собственного производства которых высока, и покупать товары, альтернативная стоимость собственного производства которых низка; b) альтернативная стоимость собственного производства которых низка, и покупать товары, альтернативная стоимость собственного производства которых высока; c) которые нравятся людям меньше, и покупать товары, которые им нравятся больше; d) спрос на которые в стране падает, и покупать те товары, спрос на которые растет.
7. Если страна А имеет сравнительное преимущество перед страной Б в производстве автомобилей, то: a) продавать автомобили из страны А в страну Б не имеет экономического смысла; b) альтернативная стоимость производства автомобилей в стране А выше, чем в стане Б; c) альтернативная стоимость производства автомобилей в стране Б выше, чем в стране А; d) снижение спроса на автомобили в стране Б будет выгодно автомобилестроителям страны А.
8. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-либо товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом – это: a) теория факторов производства; b) теория относительных преимуществ; c) теория абсолютных преимуществ.
9. Абсолютное преимущество – это: a) способность производить товары или услуги с меньшими альтернативными затратами; b) способность производить товары или услуги с меньшими затратами на единицу продукции; c) способность одной страны производить товары больше другой; d) способность страны производить товар, который не может быть изготовлен в другой стране (например, из-за отсутствия ресурсов).
10. Если страна А обладает сравнительным преимуществом в производстве некоторого товара перед страной В, то она: a) производит большее количество данного товара, нежели страна В; b) производит большее количество данного товара на единицу затрат ресурсов; c) производит меньшее количество данного товара на единицу затрат ресурсов; d) затрачивает меньшее количество ресурсов на единицу данного товара; e) производит данный товар в условиях, не рассмотренных в приведенных ответах.
11. Принцип сравнительных преимуществ требует, чтобы конкретный товар производился той страной, которая: имеет наибольшие альтернативные издержки, связанные с его изготовлением; a) располагает более совершенными технологиями его производства; b) располагает более квалифицированными кадрами; c) производит большее количество товара на единицу затрат ресурсов; d) имеет наименьшие альтернативные издержки, связанные с его изготовлением.
12. Определите, какой из перечисленных примеров объясняет принцип сравнительного преимущества при торговле между странами. Каждая страна может получить выгоду, если будет продавать товары: a) альтернативная стоимость собственного производства которых высока, и покупать товары, альтернативная стоимость собственного производства которых низка; b) альтернативная стоимость собственного производства которых низка, и покупать товары, альтернативная стоимость собственного производства которых высока; c) которые нравятся людям меньше, и покупать товары, которые им нравятся больше; d) спрос на которые в стране падает, и покупать те товары, спрос на которые растет.
13. В табл. 3.1 представлены данные о производстве ткани и вина в двух странах – Англии и Португалии. Таблица 3.1
Сравнивая две страны и анализируя возможности свободной торговли между ними, будет верным утверждать, что Португалия обладает: a) абсолютным преимуществом в производстве ткани; b) абсолютным преимуществом в производстве вина; c) сравнительным преимуществом в производстве вина; d) сравнительным преимуществом в производстве ткани; e) не обладает сравнительным преимуществом ни по одному из товаров.
14. В странах X и Y производят продукты питания и одежду. В табл. 3.2 приведены данные о производственных возможностях этих стран (производство измеряется в единицах продукции). Таблица 3.2
Если между странами X и Y начинается процесс свободной торговли, то: a) страна X будет экспортировать продукты питания; b) страна X будет экспортировать одежду; c) страна X будет импортировать одежду; d) страна Y будет экспортировать одежду; e) страна Y будет импортировать продукты питания.
15. В табл. 3.3 приведены данные о затратах труда на изготовление единицы продукции (X и Y) в двух странах А и В. Таблица 3.3
Определите, каковы будут направления экспорта и импорта, если страны А и В начнут торговать: a) страна А будет экспортировать как X, так и Y в страну В; b) страна А будет импортировать X и экспортировать Y; c) страна А будет экспортировать X и импортироватьY; d) страна А будет импортировать как X, так и Y.
16. Парадокс Леонтьева: a) утверждает, что торговля на основе международного разделения труда невыгодна; b) ставит под сомнение теорию сравнительных преимуществ; c) отрицает теорию абсолютных преимуществ; d) все предыдущие ответы верны; e) все предыдущие ответы неверны.
17. В основе парадокса Леонтьева лежат: a) абсолютные преимущества; b) относительные преимущества; c) квалифицированный труд; d) различия в факторах производства; e) все ответы верны.
18. Теорема Рыбчинского утверждает: a) если растет предложение труда, то доходы в капиталоемких отраслях производства будут увеличиваться, а в трудоемких – сокращаться; b) если растет предложение труда, то доходы в трудоемких отраслях производства будут увеличиваться, а в капиталоемких – сокращаться; c) если растет предложение труда, то в капиталоемких отраслях будет отмечаться рост производства, а в трудоемких – его сокращение; d) если растет предложение труда, то в трудоемких отраслях будет отмечаться рост производства, а в капиталоемких – его сокращение.
19. Теория жизненного цикла продукта: a) объясняет несоответствие структуры экспорта и структуры факторов производства экспортных товаров; b) характеризует внешнюю торговлю в мировой экономике с точки зрения внутрифирменной торговли ТНК; c) является частью неоклассической концепции внешней торговли; d) утверждает, что одинаковый жизненный цикл характеризует всю внешнюю торговлю продуктами в мировой экономике; e) нет правильного ответа.
20. Теория эффекта масштаба: a) призвана объяснить торговлю между двумя одинаковыми по уровню развития странами; b) объясняет встречную торговлю сходными промышленными товарами; c) не относится к неоклассической школе; d) все предыдущие ответы верны; e) все предыдущие ответы неверны.
Вопросы для обсуждения 1. Если страна имеет сравнительное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет абсолютное преимущество в его производстве? Если страна имеет абсолютное преимущество в производстве некоторого товара, означает ли это, что она имеет сравнительное преимущество в его производстве?
2. Затраты труда на производство автомобиля в России в силу устаревшей технологии выше, чем в развитых странах Запада. Но зарплата российского рабочего значительно ниже, чем на Западе. В свете теории сравнительных преимуществ обсудите популярный тезис о необходимости защиты отечественной автомобильной промышленности от иностранной конкуренции.
3. Российские шахтеры требуют повышения зарплаты, причем затраты труда на единицу добываемого угля остаются прежними. Как в свете теории сравнительных преимуществ повышение зарплаты повлияет на внешнюю торговлю России углем?
4. В свете теории сравнительной обеспеченности факторами производства обсудите тезис о том, что небольшие развивающиеся государства не располагают в изобилии ни одним из факторов производства и поэтому не в состоянии экспортировать что-либо и, следовательно, должны быть объектом постоянной помощи со стороны развитых государств.
5. Какие факторы производства можно считать в России избыточными: капитал, землю или труд? На чем основываются ваши суждения? Какие товары в этой связи Россия должна производить и продавать – капиталоемкие, требующие хорошей обеспеченности землей, или трудоемкие?
Вопросы 1. Согласны ли вы с утверждением о том, что вступление России в ВТО более выгодно экспортоориентированным отраслям экономики, а не всей экономике страны в целом? Аргументируйте свой ответ. 2. Оцените последствия вступления России в ВТО для сельского хозяйства? Возможно ли благоприятное развитие событий? 3. Назовите основные меры по защите интересов национальных производителей сельскохозяйственной продукции при вступлении в ВТО? 4. Как вы считаете, сильно или слабо зависит развитие сельского хозяйства страны от вступления России в ВТО? 5. Обсудите проблему необходимости цивилизованного участия России в общемировой торговле. Как вам кажется, какие проблемы российской внешней торговли существуют в настоящее время? 6. Что такое протекционизм? Какие формы и методы протекционизма существуют? Приведите примеры из российской практики. 7. На примере данной ситуации обсудите вопрос о необходимости вступления России в ВТО. Какова основная цель этого вступления? Каковы возможные позитивные и негативные последствия этого шага?
Примеры решения задач 1. Страна А может производить 1 т пшеницы или 4 т угля, используя для этого одну единицу ресурсов. Страна В в аналогичных условиях может производить 2 т пшеницы и 5 т угля. Определите характер целесообразной специализации и товарообмена для обеих стран в условиях свободной торговли в соответствии с принципом сравнительных преимуществ. Решение Рассчитаем альтернативные издержки производства соответствующих видов продукции в обеих странах (табл. 3.9). Таблица 3.9
Анализ альтернативных издержек показывает, что страна А имеет сравнительное преимущество в производстве угля, так как ее альтернативные издержки при производстве данного вида продукции меньше, чем соответствующие издержки в стране В (0,25 < 0,4). Страна В имеет сравнительное преимущество по выращиванию пшеницы (2,5 < 4). В соответствии с теорией сравнительных преимуществ страна А будет производить уголь, экспортируя его излишки в страну В в обмен на экспортируемую страной В пшеницу.
2. Затраты труда в часах на изготовление одного фотоаппарата и 1 м2 ткани в Китае составляют 6 и 2 часа соответственно. Аналогичные затраты времени на изготовление фотоаппаратов и ткани в Германии равны 1 и 4 часа соответственно. Определите, в каком диапазоне будет находиться равновесная мировая относительная цена на фотоаппараты в случае развития свободной торговли между рассматриваемыми странами. Решение Для решения данной задачи достаточно рассчитать и проанализировать альтернативные издержки, связанные с производством фотоаппаратов в обеих странах, представляющие собой отечественные цены фотоаппаратов, выраженные в единицах другого товара (ткани). Принимая во внимание, что исходные данные задачи представлены не в количественном выражении, а в затратах ресурсов, необходимо перейти к количественным оценкам эффективности производства продукции обоих видов в Китае и Германии. Для этого, задав произвольный объем ресурсов (например, 12 часов), рассчитаем соответствующие объемы выпуска продукции в обеих странах за это время (табл. 3.10).
Таблица 3.10
Теперь достаточно просто рассчитать альтернативные издержки производства в обеих странах (табл. 3.11). Таблица 3.11
Анализ альтернативных издержек, связанных с производством фотоаппаратов в обеих странах, свидетельствует о том, что один фотоаппарат в Германии «стоит» ¼ м2, относительная же «цена» его в Китае – 3 м2 ткани. Свободная мировая равновесная относительная цена на фотоаппарат будет находиться в диапазоне ¼ < P < 3.
3. На основании приведенных в табл. 3.12 данных найдите выгоду страны – экспортера пшеницы (на 1 т экспортируемой продукции) в условиях, когда между двумя странами осуществляется свободная торговля (при использовании ими своих сравнительных преимуществ) и 3 т бананов обмениваются на 1 т пшеницы. Таблица 3.12
Решение Определим характер специализации стран в условиях свободной торговли, рассчитав для этого альтернативные издержки производства обоих видов продукции в рассматриваемых странах (табл. 3.13). Таблица 3.13
Анализ альтернативных издержек показывает, что на производстве пшеницы должна специализироваться страна А, экспортируя в страну В с целью обмена на бананы. Для производства 1 т пшеницы стране А требуется 50 часов. Обменивая 1 т пшеницы на 3 т бананов, самостоятельное производство которых обошлось бы ей в 60 часов (3*20), страна А «экономит» таким образом на каждой обменной операции (60 – 50) = 10 часов.
4. Допустим, что Польша может импортировать из Германии джинсы, масло, сосиски и холодильники. Относительные цены товаров (в единицах рабочего времени) в Германии и Польше приведены в табл. 3.14. Таблица 3.14
Принимая уровень оплаты труда в обеих странах одинаковым, определите, что выгоднее всего экспортировать Польше. Решение Анализируя исходные данные, не трудно убедиться в том, что Польша все рассматриваемые товары изготавливает с меньшей производительностью (эффективностью), нежели Германия. В частности, джинсы она производит «медленнее» в 5 раз, масло – в 4 раза, холодильники – в 3 раза, а сосиски – только в 2 раза. Следовательно, сосиски Польша производит относительно эффективнее, чем остальные товары, имея здесь сравнительное преимущество. Поэтому ей целесообразно специализироваться на производстве сосисок, экспортируя их излишки в Германию для обмена (если она стремится максимизировать выгоду от внешней торговли) на джинсы.
5. В стране А 1 кг трески обходится в 120 мин. рабочего времен, а в стране В – 80 мин.; морковь же «дороже» в стране В: 10 мин. против 5 мин. в стране А. На основании этих данных логично утверждать следующее: a) страна В имеет абсолютное преимущество в производстве моркови; b) страна А имеет абсолютное преимущество в производстве трески; c) ни страна А, ни страна В не имеют сравнительных преимуществ в производстве трески и моркови; d) страна А имеет сравнительные преимущества в производстве моркови. Решение Для решения данной задачи необходимо рассчитать альтернативные издержки производства соответствующих видов продукции (табл. 3.15). Таблица 3.15
Анализ альтернативных издержек показывает, что страна В имеет сравнительное преимущество в производстве трески, так как альтернативные издержки этой страны при производстве этого вида продукции меньше, чем соответствующие издержки в стране А (8 < 24). В свою очередь, страна А имеет сравнительное преимущество по второму виду продукции (морковь).
6. Производственные возможности России и Германии по производству сыра и трикотажа представлены в табл. 3.16. Таблица 3.16
Подсчитайте выигрыш Германии от торговли, если Россия и Германия обменяют 5 кг сыра на 1 м2 трикотажа. Решение Рассчитаем альтернативные издержки России и Германии при производстве сыра и трикотажа (табл. 3.17). Таблица 3.17
Странам при возникновении между ними торговых отношений целесообразно специализироваться на той продукции, при производстве которой они имеют меньшие альтернативные издержки: в частности, России на сыре, а Германии – на трикотаже. Германии для производства 6 м2 трикотажа требуется 2 ч. Обменивая эти 6 м2 трикотажа на 5 кг сыра, для самостоятельного производства которого ей потребовалось бы 5 ч., Германия выигрывает таким образом 3 ч. на каждой операции обмена.
7. Отечественная экономика располагает трудовыми ресурсами в количестве 1200 человек и может производить яблоки и бананы с удельными трудозатратами, для яблок равными 3; для бананов – 2. Зарубежная экономика характеризуется трудовыми ресурсами в количестве 800 человек и трудозатратами на производство яблок и бананов 5 и 1 соответственно. a) Постройте графики производственных возможностей для обеих стран. b) Определите альтернативные издержки производства яблок и бананов в обеих странах. c) Постройте кривую общих производственных возможностей рассматриваемых экономических систем. Решение Для построения графиков производственных возможностей рассматриваемых экономических систем необходимо (и достаточно) рассчитать максимально возможные объемы производства яблок и бананов в обеих экономических системах (табл. 3.18). Таблица 3.18
Кривой производственных возможностей для каждой из представленных экономических систем будет прямая (как частный случай выпуклой кривой), соединяющая точки максимального производства яблок и бананов (рис. 3.3).
Рис. 3.3 Кривые производственных возможностей отечественной и зарубежной экономики
Ключом к построению кривых общих производственных возможностей (рис. 3.4) являются альтернативные издержки производства яблок и бананов в рассматриваемых странах; результаты расчета представлены в табл. 3.19. Таблица 3.19
Максимум производства бананов в обеих странах очевиден: это 600+800=1400 (рис. 3.4). Рис. 3.4 Кривая общих производственных возможностей Верхний треугольник на рис. 3.4 соответствует отечественной экономической системе, где альтернативные издержки, связанные с выращиванием яблок, минимальны: 1,5 против 5 в зарубежной экономике. Второй треугольник соответствует зарубежной экономической системе, где альтернативные издержки производства яблок выше. Очевидно, что в случае произвольного числа экономических систем они должны «включаться» в процесс построения их обобщенной кривой производственных возможностей по мере возрастания соответствующих уровней альтернативных издержек производства яблок.
8. Две условные страны производят (выращивают) пшеницу и картофель. Айдабарания на своих тучных землях может вырастить 100 ед. пшеницы или 300 ед. картофеля, а Экстремалия – 80 ед. пшеницы или 400 ед. картофеля. Определите, может ли быть взаимовыгодным обмен между этими странами рассматриваемой продукции при следующих условиях торговли: 2 ед. картофеля обмениваются на 1 ед. пшеницы. Решение Для решения данной задачи необходимо рассчитать альтернативные издержки производства пшеницы и картофеля в обеих странах. Расчет целесообразно осуществить в табличной форме (табл. 3.20 – исходные данные, табл. 3.21 – альтернативные издержки). Таблица 3.20
Таблица 3.21
Анализ альтернативных издержек позволяет сделать вывод об экономической целесообразности специализации Айдабарании на производстве пшеницы (3 < 5), а Экстремали – на производстве картофеля (0,2 < 0,33). Условия торговли, обеспечивающие ее взаимовыгодность для обеих стран, таковы: 3 ед. картофеля < 1 ед. пшеницы < 5 ед. картофеля, или, что то же самое, 0,2 ед. пшеницы < 1 ед. картофеля < 0,33 ед. пшеницы. Таким образом, цена, рассматриваемая в задаче, неприемлема для условий свободной, то есть взаимовыгодной, торговли.
Задачи 1. Россия может производить 25 т пшеницы или 50 тыс.м3 природного газа, используя одну единицу ресурсов. Мировое хозяйство может производить 100 т пшеницы или 40 тыс.м3 природного газа. a) Обоснуйте специализацию каждой страны на основе закона сравнительного преимущества; b) Приведет ли специализация каждой страны к увеличению суммарного производства?
2. В табл. 3.22 показаны производственные возможности США и Германии до установления внешнеторговых отношений: Таблица 3.22
На основе приведенных данных определите: a) абсолютные и сравнительные преимущества стран; b) специализацию стран при установлении внешнеторговых отношений; c) каков будет прирост общего производства телевизоров и велосипедов, полученный в результате такой специализации?
3. Страна А и Б имеют производственные возможности до установления торговых отношений (табл. 3.23): Таблица 3.23
На основе приведенных данных: a) Определите специализацию стран на основе абсолютного и сравнительного преимуществ. b) Покажите специализацию стран с помощью кривых торговых возможностей. c) Определите прирост общего производства товаров. 4. Производственные возможности России и Германии по производству сыра и трикотажа представлены в табл. 3.24. Таблица 3.24
Подсчитайте выигрыш России от торговли, если Россия и Германия обменяют 5 кг сыра на 1 м2 трикотажа.
5. Производственные возможности России и Германии по производству сыра и трикотажа представлены в табл. 3.25. Таблица 3.25
Подсчитайте выигрыш России от торговли, если Россия и Германия обменяют 5 кг сыра на 3 м2 трикотажа.
6. Затраты труда (в часах) на изготовление одного фотоаппарата и одного квадратного метра ткани в России и Германии представлены в табл. 3.26. Таблица 3.26
Определите, в каком диапазоне будет находиться равновесная относительная цена на фотоаппараты в случае развития свободной торговли между двумя странами.
7. Затраты труда (в часах) на производство сыра и трикотажа в России и Германии следующие (табл. 3.27): Таблица 3.27
a) в производстве какого товара Россия имеет абсолютное преимущество? В производстве какого товара Германия имеет абсолютное преимущество? Почему? b) подсчитайте выигрыш от торговли соответственно России и Германии, если они обменяют 5 кг сыра на 3 м2 трикотажа; c) подсчитайте выигрыш от торговли соответственно России и Германии, если они обменяют 5 кг сыра на 6 м2 трикотажа.
8. Предположим, что страны А и В производят только два товара – сталь и сахар, уровень затрат на их производство характеризуется данными, приведенными в табл. 3.28: Таблица 3.28
a) имеет ли страна В сравнительное преимущество в производстве сахара? Почему? b) какие товары будут экспортировать и импортировать страны А и В в условиях свободной торговли? c) в каких пределах должно установиться соотношение мировых цен на сталь и сахар в условиях свободной торговли между странами А и В?
9. Россия и Германия производят по два товара каждая – велосипеды и очки. В России общее количество труда, расходуемое на их производство, составляет 1000 часов, а в Германии – 1200. В России необходимо затратить 5 часов на производство каждого велосипеда и 2 часа – на каждые очки. В Германии и на велосипед, и на очки требуется по 3 часа. а) покажите графически границу производственных возможностей при одновременном производстве двух товаров отдельно для России и для Германии; b) изобразите графически расширение возможностей потребления и велосипедов, и очков в России и в Германии в результате торговли.
10. Затраты труда (в часах) на производство теннисных мячей и теннисных ракеток в России и в Германии следующие (табл. 3.29): Таблица 3.29
a) в производстве какого товара Россия имеет относительное преимущество и почему? b) рассчитайте альтернативную цену ракеток, выраженную через цену мячей, для России и для Германии; c) в каком интервале будет располагаться равновесная цена на ракетки в случае развития торговли между двумя странами? d) если относительная равновесная цена на ракетки в результате торговли составит 2, на каком из то
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3318)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |