Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международное движение рабочей силы. Мигранты в Германии



2016-01-26 2544 Обсуждений (0)
Международное движение рабочей силы. Мигранты в Германии 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из самых скандальных изданий в Европе 2010 года стала книга бывшего берлинского сенатора и одного из директоров Бундесбанка Тило Саррацина «Германия: самоликвидация, или Как мы ставим на кон свою страну». На почти пяти сотнях страниц автор пугает немцев скорым крахом страны, которую, считает он, вот-вот захлестнет поток необразованных, агрессивных и фанатичных мигрантов-мусульман.

Еще до того как труд Тило Саррацина появился в продаже, немецкие СМИ и немецкие политики обрушились на него с сокрушительной критикой. Было заявлено, что книга работает на разделение общества, разжигает межнациональную ненависть и глубоко оскорбляет всех жителей Германии.

Прежние скандальные высказывания Саррацина, сделанные без оглядки на принятые в немецком обществе приличия, настроили против него практически весь политический истеблишмент. В толерантной Германии Саррацин известен своими крайне резкими высказываниями по вопросам интеграции мигрантов и идея о том, что невозможно совмещать социальное государство и массовую иммиграцию, вызвала негодование общественности. Уже спустя три дня после представления книги Совет директоров Бундесбанка отстранил его от занимаемой должности – «за нанесение ущерба имиджу банка». Канцлер Германии Ангела Меркель «с большим уважением» встретила это беспрецедентное решение банка, увольнение Саррацина поддержали и другие ведущие политики.

Впрочем, отторжение немцами тезисов Саррацина не настолько однозначно, как может показаться из выступлений ведущих политиков. Согласно опросу Der Spiegel, около 35% простых граждан с одобрением восприняли выступления Саррацина, посчитав его смельчаком, решившимся сказать о давно наболевшем.

Недовольство немецких бюргеров положением вещей растет тем больше, чем больше мигрантов-мусульман в стране. В 2007 году, согласно данным немецкой Федеральной статистической службы, на территории ФРГ проживало 15,4 млн граждан иностранных государств или граждан Германии в первом поколении. Таким образом, иностранцы и «имеющие иностранное прошлое» жители составляли около 18% населения страны. Не менее 4 млн иностранцев, или чуть меньше 5% населения, составляли выходцы из исламских стран, в первую очередь из Турции, но также из стран Ближнего Востока, Африки, Албании и Боснии-Герцеговины.

Во многих случаях отторжение мусульман немецким обществом имеет вполне конкретные причины. Мало какой немец – даже симпатизирующий мусульманам – готов воспринимать распространенный в турецкой и арабской общинах обычай «убийства чести» или мириться и с тем, что в его стране 15-летних девочек насильно выдают замуж. Никакая другая группа мигрантов не практикует обычаев, настолько контрастирующих с немецким образом жизни, как живущие в Германии мусульмане, создающие настоящие «параллельные сообщества» и не желающие знать о стране проживания ничего, кроме адреса ближайшего бюро социальной службы.

Классическим примером такого эмигрантского гетто с турецко-исламским колоритом является берлинский Нойкелльн. Расположенный в самом центре Берлина, этот район традиционно был малопривлекательным. В годы разделения города кварталы Нойкелльна, принадлежавшие Западному Берлину, примыкали к Берлинской стене. Неудивительно, что здесь жили преимущественно мигранты и бедные слои населения. Сегодня 50%-нойкелльнцев составляют иностранцы или граждане Германии в первом поколении, прежде всего турки. Среди детей, живущих в этом районе и посещающих школы, доля иностранцев составляет от 80 до 100%. 35% взрослого работоспособного населения Нойкелльна не имеет работы и живет на пособие, среди 25-летних жителей безработных 60%.

Настоящая трагедия Берлина состоит в том, что социальная апатия, охватывающая турецкое население Нойкелльна, поддерживается обеими сторонами. Турчанки, приезжающие в Германию в статусе невесты из турецкой провинции (зачастую не умеющие читать и писать и довольные грядущим статусом многодетной безработной матери на социальном обеспечении) воспитывают детей в презрении к образованию и европейским ценностям. В свою очередь, чиновники немецкой образовательной системы не следят за качеством образования в школах, переполненных турецкими детьми, и считают, что «мигрантам достаточно получать второсортное образование». В более или менее открытой форме такая дискриминация по национальному признаку наблюдается на всех ступенях немецкого общества: точно так же, как турецкому первокласснику крайне сложно попасть в «хороший» класс, а носящей платок выпускнице вуза почти невозможно найти хорошую работу.

Взаимное отторжение и недоверие все чаще пронизывают отношения немецких турок и этнических немцев. Согласно опросам, более 40% проживающих в Германии турок не воспринимают канцлера Меркель как «своего канцлера». Зато десятки тысяч турок собирались на стадионе в Кельне, чтобы поприветствовать приехавшего с визитом в Германию премьер-министра Турции. В свою очередь, немецкое государство с подозрением смотрит на проявляющих хотя бы минимальную религиозность мусульман. Носящим платок турчанкам запрещено преподавать в школах, а студентки-мусульманки даже не допускаются до учительской практики, в то время как католические монахини спокойно преподают в школах, облачившись в орденские хабиты.

Неготовность немецкого общества видеть в числе своих членов граждан-мусульман приводит к резкому сокращению карьерных шансов для турецкой молодежи. В свою очередь, семьи мусульманских мигрантов, часто отличающиеся крайне низким уровнем образования, не считают необходимым убеждать своих детей прилежно учиться. Немецкая социальная система обеспечивает легально находящимся на территории страны мигрантам уровень жизни, считающийся в странах Ближнего Востока вполне высоким. Объем социальных субсидий сохраняется вне зависимости от успехов социализации той или иной семьи. Все это довершает дело, создавая и поддерживая целые маргинальные слои населения, в которых единственной реальной карьерой для юноши является карьера в уличной банде, а для девушки – карьера послушной домохозяйки.

Неудивительно, что безработным является каждый третий проживающий в Берлине иностранец и каждый второй турок. Согласно данным городских социальных служб, в особо неблагополучных районах города есть семьи, где на пособие по безработице живет уже третье поколение мигрантов, привыкших к, такой жизни и считающих ее нормой. Именно поэтому слова Саррацина иего сторонников о том, что немецкая социальная система привлекает худших представителей стран Ближнего Востока, находят поддержку среди многих добропорядочных немецких бюргеров. Но, как показала история с книгой Саррацина, немецкие политики предпочитают не обсуждать наболевшие вопросы по существу, делая вид, что проблема в книге, а не в устройстве немецкого общества.

По материалам журнала «Эксперт», №35, 2010.

Вопросы

1. Назовите основные причины, обеспечивающие приток мигрантов в Германию.

2. Какие условия трансграничной мобильности рабочей силы способствуют притоку в Германию мигрантов из Турции и стран Ближнего востока?

3. Оцените влияние миграции на экономику и благосостояние Европейского Союза и стран базирования.

4. В какой мере, с вашей точки зрения, описанная ситуация может быть отнесена к другим странам Европейского Союза?

5. Какие меры регулирования международной миграции могут быть использованы Европейским Союзом для выхода из сложившейся ситуации?

Примеры решения задач

1. Рассмотрим условные страны – Альтруистан и Басманию. Рынок труда в этих странах характеризуется следующими данными. Функция спроса на труд в Альтруистане имеет вид QDA = 100 - 5W, а функция предложения труда QSA = 60 + 3W, где W – реальная заработная плата (долл./ч); Q –количество рабочих (млн чел.). В Басмании соответствующие функции имеют вид QDB = 120 - 3W и QSB = 40 + 5W.

Определите:

a) каково потенциальное направление миграции рабочей силы;

b) объем эмиграции в условиях свободного перемещения рабочей силы меж­ду странами, результатом чего стало увеличение часовой заработной платы в стране эмиграции на 1 долл.;

c) новый уровень равновесной заработной платы в принимающей стране.

Решение

a) Определим прежде всего равновесные параметры (W и Q) рынков труда Альтруистана и Басмании в исходных (стартовых) условиях (рис. 5.1).

Сопоставительный анализ результатов данного расчета позволяет сделать вывод о направлении миграции рабочей силы: рабочие будут уезжать из Альтруистана в Басманию, где уровень оплаты труда выше, чем в Альтруистане.

b) Объем эмиграции (m), результатом чего стало увеличение часовой заработ­ной платы в Альтруистане до 6 долл., может быть рассчитан (рис. 5.1, а) по формуле

m = QSA – QDA = -40 + 8W = -40 + 8*6 = 8 млн чел.

A b

Рис. 5.1. Анализ последствий миграции трудовых ресурсов:

a – Альтруистан, b – Басмания

 

c) Новый уровень равновесной заработной платы в Басмании может быть оп­ределен, как это следует из рис. 5.1, b, следующим образом:

8 = QDB – QSB = 80 – 8W, откуда WB1 = 9 долл.

Задачи

1. Рынок труда в двух условных странах – Закидонии и Трудоголии – характеризуется следующими данными.

Функция спроса на труд в Закидонии имеет вид QD1 = 140 – 5W,.. а функция предложения труда QS1 = -100 + 10W, где W – реальная заработная плата (долл./ч).

В Трудоголии соответствующие функции имеют вид:

QD2 = 400 – 10W и Q S2 = -100 + 10W.

Предположим, что в обеих странах сняты все ограничения на эмиграцию и иммиграцию и в результате передвижения рабочей силы в стране эмигра­ции равновесная часовая ставка заработной платы выросла на 2 долл.

Определите:

a) объем эмиграции (млн чел.);

b) экономическую оценку (в долл.) альтернативных издержек эмиграции.

 

2. В условных странах А и В рынки труда могут быть представлены в форма­лизованном виде. Для страны А функция спроса на труд выглядит как Q DA = 110 – 5W, а функция предложения — как Q SA =100 + 5W,

где W— реальная часовая заработная плата, долл. В стране Ваналогичные функции имеют вид: Q BD = 90 – 3W и QS =10 + 5W.

Определите:

a) каковы уровень занятости (млн чел.) и равновесный уровень заработ­ной платы (в долл.) в обеих странах;

b) каково потенциальное направление миграции рабочей силы?

 

3. Рынок труда в странах А и В характеризуется следующими данными: функция спроса на труд в стране А имеет вид: D = 100 – 5W, а функция предложения труда S = 60 + 3W, где W – реальная заработная плата в долл. за час. В стране В соответствующие функции имеют вид:

D = 120 – 3W;

S = 40 + 5W.

a) Каков объем занятости (млн чел.) и равновесный уровень заработной платы (долл. в час) в обеих странах?

b) Каково потенциальное направление миграции рабочей силы? (Пояснить решение графическим способом)

 

4. В стране А всего насчитывается 10 млн. работников, уровень средней заработной платы составляет 3 единицы в час, в стране В количество работников составляет 5 млн человек, уровень средней заработной платы составляет 6 единиц в час. На основе приведенных данных с помощью графической модели определите интересы страны эмиграции и страны иммиграции.

 

5. Какие из следующих видов инвестиций считаются прямыми, а какие – портфельными:

a) американский банк CS First Boston купил акции российской компании «Лукойл» на 20 млн долл. Общая стоимость выпуска акций составляет 600 млн долл.;

b) российский банк «Столичный» приобрел здание в Амстердаме, в котором открыл свой филиал в Голландии;

c) Владимирский тракторный завод увеличил свою долю в уставном капитале находящегося в США совместного российско-американского предприятия по сбыту тракторов с 51 до 75%;

d) российская фирма «Броксервис» по поручению клиента из Германии приобрела 11% текущего выпуска акций «Сургутнефтегаз»;

e) канадская фирма «МакДональдс» открыла очередной ресторан в Москве;

f) Американо-российский инвестиционный фонд разместил 100 млн. долл. в российских государственных краткосрочных обязательствах (ГКО) и облигациях федерального займа (ОФЗ).

6. «Кока-Кола», американский производитель прохладительных напитков, продает их концентрат в Россию. Однако российское правительство вводит высокий импортный тариф на ввоз «Кока-Колы», чтобы защитить российских производителей, и увеличивает налог на прибыль иностранных компаний. Какие шаги может предпринять «Кока-Кола», чтобы:

a) не уступить долю российского рынка местным конкурентам;

b) сократить объем налогов на прибыль, выплачиваемых в России;

c) гарантировать сохранность своих активов в России?

 

 


Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации: Учебник / О.Т. Богомолов. – М.: Экономика, 2007.

2. Булатов А.С. Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2007.

3. Волгина Н.А. Международная экономика: учеб. пособие /
Н.А. Волгина. – М.: Эксмо, 2010.

4. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: учеб. пособие. – М.: Консалтбанкир, 2009.

5. Гурова И.П. Мировая экономика / И.П. Гурова. – М.: Омега-Л, 2011.

6. Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. – Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. – М.: Междунар. отношения, 2007.

7. Костенко Д.Н. Таможенно-тарифная система России: проблемы и перспективы развития. – Казань: Изд-во «Таглимат» Институт экономики, управления и права, 2004.

8. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / под ред. Л.Н. Красавиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006.

9. Круглов В.В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: учебник / под ред. В.В. Круглова. – М.: ИНФРА-М, 2000.

10. Ливинцев Н.Н. Международная экономическая интеграция: учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.Н. Ливинцева. – М.: Экономистъ, 2006.

11. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов / В.К. Ломакин. – М.: ЮНИТИ, 2007.

12. Михайлушкин А.И. Международная экономика: теория и практика: учебник для вузов / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – СПб.: Питер, 2008.

13. Мовсесян А.Г. Международные валютно-кредитные отношения: учебник / А.Г.Мовсесян, С.Б.Огнивцев. – М.: ИНФРА-М, 2006.

14. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. авт; под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013.

15. Стрыгин А.В. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / А.В. Стрыгин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2007.

16. Тарасевич Л. Мировая экономика / под ред. Л.Тарасевича. - СПб: Питер, 2001.

17. Фигурнова Н.П. Международная экономика: учеб. пособие / Н.П.Фигурнова. – М.: Омега-Л, 2009.

18. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: [в 2 ч.] Ч. 1: учебник под ред. чл.-корр. РАН Р.И. Хасбулатова. – М.: Гардарики, 2006.

19. Щербанин Ю.А. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / под ред. Ю.А. Щербанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

 

Дополнительная литература

8. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник / Е.Ф. Авдокушин. – М.: Юристъ, 2003.

9. Андреева Е.Л. Россия и Германия. Уроки трансформации социально ориентированной экономики: монография / Е.Л. Андреева, Л.Е. Стровский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

10. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: учеб. пособие / под ред. Н.Н. Ливенцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.

11. Дадалко В.А. Международные экономические отношения: учеб. пособие. – Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001.

12. Дайнеко А.Е. Мировая экономика: механизмы и факторы роста /
А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, А.С. Малинин, П.В. Шведко; под ред. А.Е. Дайнеко. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2004.

13. Дайнеко А.Е. Расширение Европейского Союза: экономические и правовые аспекты / А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский, Ф.А. Дмитракович; под науч. ред. А.Е. Дайнеко. – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004.

14. Кругман П.Р. Международная экономика. Теория и политика: учебник для вузов / П.Р. Кругман, М. Обстфельд; пер. с англ. под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1998.

15. Кудров В.М. Мировая экономика: учебник / В.М. Кудров. – М.: Дело, 2009.

16. Раджабова З.К. Мировая экономика: учебник / З.К. Раджабова. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2007.

17. Смитиенко Б.М. Внешнеэкономическая деятельность /
Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелов, С.В. Карпова; под ред. Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

18. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: учебник /
Е.Д. Халевинская, И. Крозе; под ред. Е.Д. Халевинской. – М.: Юристъ, 2004.

19. Ходжсон Д. Экономическая теория и институты. Манифест современной институциональной экономической теории. – М.: Дело, 2003.

20. Шахмаметьев А.А. Перемещение через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования: правовая основа регулирования, порядок взимания таможенных платежей / А.А. Шахмаметьев; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: ТЕИС, 2007.

 

Первоисточники

21. Липси Р.Дж., Ланкастер К. Общая теория второго лучшего // Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. – СПб.: Экономическая школа, 2004.

22. Милль Дж. Ст. Основы политической экономии. – М.: Прогресс, 1980 – 1981.

23. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Соч.: В 3 т. Т.1. – М.: Госполитиздат, 1955.

24. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцэкгиз, 1962.

25. Улин Б. Межрегиональная и международная торговля. – М.: Дело, 2004.


ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ

Тема 2.

1. 0; страна в рассматриваемых условиях данный товар будет импортировать. 2. Страна прекратит импортировать данный товар, перейдя к его экспорту в объеме 75 ед. продукции. 3. 720 ден. ед. 4. 40 ед. прод. 5. 100 ед. прод. 6. 40 ед. прод. 7. 12 ден. ед. 8.0; в рассматриваемых условиях страна будет экспортировать данный товар. 9. 38 000 ден. ед. 10. 10 ден. ед. 11. 84, 29 ед. прод. 12. 0,3 ед. прод. 13. 10 ден. ед. 14. 55 ден. ед. 15. PW = 4 ден. ед.; Q = 210 ед. прод. 16. PEA = 2 ден. ед.; PEВ = 1 ден. ед.; PW = 1,5 ден. ед. 17. 75 ед. прод.

18. На 300%. 19. На 100 ед. прод. 20. 60 ден. ед. 21. 15 ден. ед. 22. Сократится на 2 800 ден. ед. 23. Возрастет на 40 ед. прод. 24. 0. 25. 400 ден. ед. 26. 105 ед. прод. 27. 60 ед. прод. 28. Возрастет на 100%

Тема 3.

4. 5 ч. 5. 4 ч. 6. 1/3 < P < 3. 12. Да, 2,4 т кукурузы за 1 т пшеницы. 13. Электровозы – 600, вагоны – 6000. 16. 15 ч. 17. Моветония – 40 ч., Вандалузия – 95 ч. 19. a) Амикошония импортирует 0,833 млн автомобилей, Бедлания импортирует 25 млн т стали; b) Амикошония потребляет 1,833 млн автомобилей, Бедлания потребляет 1, 667 млн автомобилей. 23. а) в соответствии с теоремой Рыбчинского в стране возрастет объем производства стали и сократится объем производства ткани; b) в соответствии с теорией Столпера-Самуэльсона в стране возрастет стоимость капитала и снизится стоимость ткани. 24. а) w1 = 1; r1 = 1; b) w2 = 1,5; r2 = 0,25. 25. 2 ч. на каждой операции обмена. 27. а) излишек потребителей сократится на 5 900 ден. ед., излишек производителей вырастет на 7 000 ден. ед.; b) чистый выигрыш – 1 100 ден. ед. 28. Излишек потребителей вырос в 4 раза, излишек производителей сократился до 0. 29. P = 39, P = 30, P = 35 (далее решение аналогично решению задач 27, 28). 30. Апельсиния – 40 м ткани; Бизония – 30 кг масла.

 

Тема 4.

3. 800 ед. 4. 2. 5. Сокращение доходов отечественных производителей рассматриваемого товара на 32 000 ден. ед. 6. 120 000 ден. ед. 7. 10 ден. ед. 8. Возрастет на 94 тыс. долл.9. 40 тыс. ден. ед. 10. 50 долл. 11. 0,24 млрд. долл. 12. 9,4 тыс. долл. 13. 80 млн. ден. ед. 14. Сократятся на 28 млн ден. ед. 15. 10 ден. ед. 16. Сократятся на 7 млн долл. 17. 20 долл. 18. 20 тыс. ден. ед. 19.10 ед. прод.

 

Тема 5.

1. а) 30 млн чел.; b) 7 долл. 2. а) в стране А: 105 млн чел. и 1 долл./ч., в стране В: 60 млн чел. и 10 долл./ч.; b) из страны А в страну В.

 

 

 



2016-01-26 2544 Обсуждений (0)
Международное движение рабочей силы. Мигранты в Германии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международное движение рабочей силы. Мигранты в Германии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2544)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)