Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общегерманская лексика



2016-01-26 3420 Обсуждений (0)
Общегерманская лексика 0.00 из 5.00 0 оценок




В германских языках выделяется определенная часть лексики, которая не имеет этимологических параллелей в других европейских языках. Это названия явлений природы, частей тела, животных, птиц, растений, рыб, одежды, оружия, качеств. Специфически германская лексика зародилась в эпоху германской лингвистической общности, когда германская группа выделилась из индоевропейской семьи языков. Примеры:

др.англ. winter, двн. wintar, гот. wintrus, англ. winter (зима)

др.англ. hand, двн. hant, гот. handus, англ. hand (рука)

др.англ. sprecan, двн. sprehhan, др.сакс. sprecanангл. speak (говорить)

Отдельный слой представляют заимствования – слова, пришедшие из языка соседей в период распада германской лингвистической общности. Заимствования классифицируются по языку источнику: славянские – англ. sable(соболь), гот. plinsjan (плясать). Заимствования, общие для германских языков определяются в каждую эпоху характером контактов носителей данного языка с носителями других языков или влиянием их культуры, уровня цивилизации.

Можно предположить, что влияние иноязычной лексики на древнегерманские языки происходило, главным образом, в направлении с юга на север и с запада на восток.

Стилистическое расширение словаря древнегерманских языков. Выделяется пласт общеупотребительных слов, которые означают самые существенные понятия и вещи. Такие слова употребляются в ежедневном общении, они стилистически нейтральны (бытовая или производственная лексика): hus (дом), regn (дождь).

Стилистическая противоположность нейтральной лексики – поэтические термины, употребляемые в древнегерманской лексике (метафора, эпитет, сравнение). Метафоры и сравнения касались существенных событий и явлений, которые были важными в жизни древних германцев (море, корабль, бой). Метафоры назывались кеннингами (сложные ассоциативные метафоры – др.англ. море – swan-rad (дорога лебедей), кровь – beado-swat (пот сражения)).

Книжная, или научная, лексика появилась позже с развитием образования и культуры. Тут преобладают слова абстрактного значения (религиозно-богословские термины и современные научные термины), некоторые были прямыми заимствованиями из греческого или латыни: др.англ. creda - лат. сredo, др.англ. regol- лат. Regula.

В последующие периоды развития германских языков стилистическая дифференциация лексики углубляется и усложняется, лексика становится детализированной и разнообразной.

 

 

Лекция 10. Структура слов и словообразование в древнегерманских языках

Морфологическая структура слова в древнегерманских языках представлена тремя типами:

1) простые слова, структурная модель которых «корень + словоизменительный суффикс (флексия): гот. stains, др.англ. stan, двн. stein (камень);

2) производные слова, структурная модель которых «префикс + корень + словообразовательный суффикс», т.е. дериваты: гот. staineins, др.англ. staenen, двн. steinin (каменный);

3) сложные слова, структурная модель которых «корень + корень», т.е. композиты: гот. midjun-gards, др.англ. middan-jeard, двн. mittin-gart (срединная усадьба).

Структурные типы могли сочетаться в одном и том же слове.

Типы словообразования, представленные в древнегерманских языках – словопроизводство и словосложение. Словопроизводство, в свою очередь, подразделяется на суффиксацию, префиксацию и аблаут.

1. Аблаут – образование однокоренных слов путем чередования корневых гласных (внутренняя флексия), которое могло сопровождаться и чередованием последующих согласных. Например, гот. bairan (нести, рожать) – barn (ребенок) – baur (сын) – berusjos (родители). Аблаут мог сочетаться с префиксацией и суффиксацией: гот. ga-qiman (собираться) – ga-qumÞs (собрание).

2. Суффиксация была наиболее активным средством словообразования. Суффиксы подразделяются по частям речи, к которым относятся слова, присоединяющие их. Напр., 1) суффиксы существительных, среди которых суффиксы имен действующего лица –ja, -areis: гот. guÞs (бог) – gudja(священник); уменьшительно-ласкательный суффикс -ila: guma (мужчина) – gumila (мужичок); суффикс абстрактных имен –Þ,-s: bairan (рожать) – baurÞs (рождение); суффикс отглагольных существительных -assus: hailjan (лечить) – hailjinassus(лечение); 2) суффиксы прилагательных -eins, -isk: silubr (серебро) – silubreins (серебряный); 3) суффиксы глаголов служили дистинкторами грамматического класса, основанием разграничения классов слабых глаголов: гот. –i в 1 классе: sandjan (посылать), warjan(одевать); -о- во 2 классе: makon (делать), salbon (помазать); -ai- в 3 классе: ga-weihan (помиловать), haban (иметь); na/no в 4 классе: hailnan (излечиться), walnan (пробуждать).

3. Префиксация.Префиксы разбиваются на две группы по наличию или отсутствию аналогов среди предлогов и наречий: 1) префиксы, не имеющие таких аналогов в готском: and-, at-, dis-, ga-, un-. 2) префиксы, источником которых являются существующие в языке предлоги и наречия: after- (после), ana- (на, против), faura- (перед), ufar- (над), us- (из), и т.д.

4. Словосложение. Сложные слова особенно широко распространены в древнегерманских поэтических и прозаических текстах. По характеру составляющих элементов сложные слова подразделяются на два типа: 1) две и более чистые основы, между которыми может быть или не быть соединительный элемент: существительное гот. wein-drugkja (пьяница), прилагательное гот. hardu-hairtei (жестокосердный), глагол гот. ÞiuÞ-spillon (приносить радостную весть); 2) сложное слово, первый компонент которого выступает в качестве определения ко второму компоненту: существительные Monandǽg (понедельник = день Луны), прилагательное twailifwintrus (двенадцатилетний). Наиболее многочисленны были сложные существительные, прилагательные, наречия.



2016-01-26 3420 Обсуждений (0)
Общегерманская лексика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общегерманская лексика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)