Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Волгоградский филиал
Кафедраистории и теории политики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплинеистория
Направления подготовки
Экономика»
Разработчикканд. ист. наук, доцент Абушахманова Н.З.
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
|
Протокол №______ от «___» ______________2014 г.
|
|
Зав. кафедрой _
|
(подпись заведующего кафедрой)
|
Волгоград 2014
Содержание
Наименование раздела
| № Стр.
|
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины истории
| |
1.1.
| Пояснительная записка
| |
1.2..
| Тематический план учебной дисциплины
| |
1.3.
| Содержание учебной дисциплины
| |
1.4.
| Организация самостоятельной работы
| |
1.5.
| Список литературы
| |
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
| |
2.1.
| Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса
| |
2.2.
| Рекомендации по работе с литературой
| |
2.3.
| Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
| |
2.4.
| Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами
| |
2.5.
| Советы по подготовке к экзамену (зачету)
| |
Раздел 3. Учебно-методические материалы.
| |
3.1.
| Методическое обеспечение теоретического курса.
| |
3.1.
| Методические указания к практическим занятиям.
| |
Раздел 4. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
| |
Раздел 5. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля.
| |
Раздел 6. Словарь основных терминов (глоссарий)
| |
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины
Пояснительная записка
Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи)
|
Данная учебная дисциплина принадлежит к гуманитарному циклу дисциплин.
Изучение данной учебной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как культурология, политология, юриспруденция. Социология, философия, география.
Учебная дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как история России и всеобщая история.
Для изучения дисциплины необходимы знания в области…
Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для формировыания способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень; способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности.
|
Соответствие учебной программы требованиям ГОС (ФГОС)
|
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (Федерального государственного образовательного стандарта)
|
Цель и задачи учебной дисциплины
|
Курс истории направлен на обучение студента умению овладеть историческим материалом, систематизировать его, выработать собственную точку зрения на прошлое страны, её настоящее и будущее.
История решает воспитательные и просветительские задачи. Знание истории своего отечества формирует гражданские позиции, вырабатывает чувство национального достоинства, помогает раскрыть нравственные качества человека, историки национальной культуры и т.д. Обогатившись этими знаниями, можно определить место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад своего народа в мировую цивилизацию.
Курс истории готовит студента к углублённому восприятию дисциплин общегуманитарного цикла (политологии, правоведения, социологии, экономической истории, философии, культурологии, искусствоведения и др.) и предметов профессиональной подготовки.
В ходе ее достижения решаются задачи
- Формирование у студентов содержательного представления об объекте, предмете истории, о методологических основах исторического познания, социальных функциях исторической науки;
- изучение социально-политических процессов, происходивших в стране на различных этапах её развития;
- осмысление таких важнейших проблем, как демократия и диктатура, революции и реформы, политика и экономика, а социальная структура российского общества, национальные процессы, основные направления внешней политики государства - анализ альтернативных путей развития Российского государства.
- Демонстрация современных направлений в историографии.
- Выработка навыков самостоятельного исторического мышления и анализа исторических фактов, событий, процессов.
- Развитие способностей к научно - исследовательской деятельности.
|
Требования к результатам обучения
|
В итоге изучения курса "История " студенты должны усвоить и научиться понимать
- закономерности общественного развития;
- особенности мирового исторического развития;
- основные исторические факты и события социально-экономической и политической жизни России на всех этапах её развития;
- историческую роль общественно-политических движений, содержание деятельности политических партий и организаций;
- уроки истории для современности.
Умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины:
- анализ эмпирического материала;
- обобщение фактов и событий;
- умение определить суть исторической проблемы;
- умение отобрать фактический материал;
- умение выделить и запомнить важнейшие исторические даты;
- умение установить закономерности исторического развития;
- навыки сравнительно-исторического анализа;
- навыки владения историческим материалом;
- умение соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- выявлять сущность причинно-следственных связей исторических событий, их содержание и специфику;
- умение оперировать историческими понятиями;
- навыки аргументации собственной точки зрения на наиболее актуальные проблемы российской истории;
- умение сравнивать события, происходившие в нашей истории с аналогичными явлениями в зарубежных странах;
|
Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность.
|
Учебная дисциплина «История» общим объемом 144 часа изучается в течение первого семестра.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в первом семестре.
|
1.2. Тематический план учебной дисциплины «История»
Для студентов БкЭ-100
Наименование тем
| Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
|
Лекции
| Практические занятия
| Самостоят. работа
| Всего часов по теме
|
Очная форма обучения
|
Сущность, формы, функции исторического знания.
|
|
| -
|
|
Основные факторы самобытности российской истории
|
| -
|
|
|
Славяне в мировом историческом процессе. Образование древнерусского государства. Русь в IX - XIII вв.
|
|
| -
|
|
Основные тенденции развития русских земель в XIV - XVII – вв.
|
|
|
|
|
Российское государство общество в XVIII в.
|
|
| -
|
|
Эволюция российского государства и общества в XIX в.
|
|
|
|
|
Российская империя в начале XX века.
|
|
| -
|
|
1917 год в исторической судьбе России
|
|
| -
|
|
Формирование и сущность советского строя
|
|
| -
|
|
СССР в 40-х – первая пол. 80-х гг. ХХ в.
|
| -
|
|
|
Советское государство и общество в 1985 – до наших дней
|
|
|
|
|
Итого по курсу:
|
|
|
|
(4 зет)
|
Содержание учебной дисциплины.
ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема № 1 Сущность, формы, функции исторического знания.
Предмет и задачи курса. История как наука. Место исторической науки в современном мире. Соотношение исторического сознания и исторических знаний. Проблема истинности исторического знания. Методы и источники изучения истории. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории. Социальные функции исторического знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Крупнейшие российские историки. Концепции исторического развития России. Общая периодизация отечественной истории.
Тема № 2 Основные факторы становления российской цивилизации
Россия и мир в историческом процессе. Основные черты российской цивилизации. Особенности исторического развития России. Факторы, повлиявшие на самобытность российской истории. Природно-климатический фактор и тип российского социума.