Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Управление дебиторской задолженностью



2016-01-26 379 Обсуждений (0)
Тема 3. Управление дебиторской задолженностью 0.00 из 5.00 0 оценок




 

· Понятие политики управления дебиторской задолженностью.

· Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью.

 

Политика управления дебиторской задолженностью направлена на расширение объекта реализации продукции и заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью (ДЗ):

1. Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде.

Основная задача анализа – оценка уровня и состава дебиторской задолженности, а также эффективности инвестирования в нее финансовых средств.

1.1. Оценка уровня дебиторской задолженности и его динамики в предшествующем периоде.

Осуществляется на основе коэффициента отвлечения оборотных средств, показывает долю дебиторской задолженности в объеме оборотных активов.

 

ДЗ

KQAg = ОА

ДЗ– дебиторская задолженность

ОА – оборотные активы

 

1.2. Определяется средний период инкассации дебиторской задолженности и кол-во ее оборотов в рассматриваемом периоде.

Средний период инкассации характеризует роль дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и операционного цикла предприятия.

 

ДЗ

П.И.ДЗ = однодневный оборот

Показывает, каким образом мы замедляем оборот наших средств.

Соответственно, количество оборотов в дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестируемых в нее средств в течение определенного периода.

ВОР

К.О.ДЗ =

ДЗ

1.3. Оценивается состав дебиторской задолженности по отдельным ее возрастным группам, т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

 

1.4. Рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительные и безнадежные дебиторские задолженности.

При этом, используются показатели:

· Коэффициент просроченной дебиторской задолженности

ДЗ просроченная

КП.ДЗ = ДЗ

· Средний возраст просроченной дебиторской задолженности

ДЗ просроченная

Средний возраст = однодневный объем

 

1.5. Определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в ДЗ. В этих целях сумма дополнительной прибыли, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита сопоставляется с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита, инкассации долга и прямых фин.потерь от невозврата долга покупателями:

 

ЭД.З = ПД.З – ТЗДЗ - ФПДЗ

ПД.З.прибыль от ДЗ

ТЗДЗтекущие затраты на ДЗ

ФПДЗфинансовые потери по ДЗ

 

Наряду с абсолютной суммой эффекта может быть определен показатель эффекта – Коэффициент эффективности инвестирования средств в ДЗ:

Э ДЗ

КЭДЗ = ДЗР.П.

ДЗР.П.средний остаток ДЗ по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде

 

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.

 

3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в ДЗ.

При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит, средний период предоставления отсрочки платежа по определенным формам кредита, средний период отсрочки платежей, коэффициент соотношения с/с и цены, реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы средств, инвестируемых в ДЗ, определяется по формуле:

ОРК * КС/Ц * (ППК + ПР)

ИДЗ = 360

ОРК планируемый объем реализации продукции в кредит

КС/Ц коэффициент соотношения с/с и цены продукции

 
 


ППК – средний период предоставления кредита в днях

 
 


ПР– средний период отсрочки платежей в период днях

 

4. Формирование системы кредитных условий.

В состав услуг входит:

· Срок предоставления кредита (кредитный период)

· Размер предоставляемого кредита

· Стоимость предоставления кредита

Основной показатель – годовая норма процентной ставки за предоставляемый кредит.

ЦСН * 360

ПСК = СПК

ЦСН ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, в %

СПК срок предоставления кредита, в днях

 

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.

6. Формирование процедуры инкассации ДЗ

7. Обеспечение применения на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ

Основные формы рефинансирования:

· Факторинг (смотри лекции)

· Учет векселей, выданных покупателями продукции – это финансовая операция по продаже банку векселей по определенной дисконтной цене, устанавливаемой в зависимости от номинала векселя, срока погашения и учетной вексельной ставки, которая состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения и уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя.

Учетная (дисконтная) цена векселя равна:

НС * Д * УСВ

УЦВ = НС - 360 * 100

НС – номинальная сумма, подлежащая погашению векселедателем в предусмотренный период

Д– кол-во дней от момента продажи (учета векселей) до момента его погашения векселедателем

УСВ годовая учетная вексельная ставка, по которой осуществляется дисконтирование суммы векселя в %

· Форфейтинг – финансовая операция по рефинансированию ДЗ по экспортному товарному кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учетному векселю, которая гарантируется предоставлением аваля банка страны-импортера.

Аваль – форма финансового поручительства, по которому третья сторона (обычно коммерческий банк) гарантирует платеж по векселю, чеку и другой ценной бумаге.

В результате форфейтирования задолженность покупателя по товарному кредиту трансформируется в финансовую задолженность в пользу банка.

Форфейтинг обычно используется при осуществлении долгосрочных экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получить денежные средства путем учета векселей

 

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ.

Критерием оптимальности кредитной политики и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями является условие:

ДЗО ОПдр≥ ОЗДЗ + ПСДЗ

ОПдрдополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит

ОЗДЗдополнительные операционные затраты по обслуживанию дебиторской задолженности

ПСДЗразмер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей

Вопросы для самоконтроля

1. Состав дебиторской задолженности.

2. Анализ дебиторской задолженности

3. Оптимизация кредитной политики предприятия.

4. Основные задачи политики управления дебиторской задолженностью.

Тесты

1. Аваль – это:

а. форма финансового поручительства.

б. один из видов долговых инструментов.

в. разновидность векселя.

 

2. Форфейтинг:

а. Вариант рефинансирования дебиторской задолженности.

б. Метод оптимизации дебиторской задолженности.

в. Финансовая операция по рефинансированию ДЗ по экспортному товарному

кредиту

 

3. Состав дебиторской задолженности оценивается по

а. отдельным ее возрастным группам, т.е. по предусмотренным срокам ее

инкассации

б. составу дебиторов

в. составу кредиторов

 

4. Форфейтинг обычно используется при:

а. осуществлении краткосрочных экспортных поставок

б. осуществлении и долгосрочных и краткосрочных экспортных поставок

в. осуществлении долгосрочных экспортных поставок

5. В результате форфейтирования

а. задолженность покупателя по товарному кредиту трансформируется в

финансовую задолженность в пользу банка.

б. финансовая задолженность банка трансформируется в финансовую

задолженность в пользу покупателя

в. задолженность покупателя по банковскому кредиту трансформируется в

финансовую задолженность в пользу банка.

 



2016-01-26 379 Обсуждений (0)
Тема 3. Управление дебиторской задолженностью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Управление дебиторской задолженностью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)