Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ



2016-01-26 1066 Обсуждений (0)
Глава 1. СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

 

Актуальность исследования.Современное развитие российского общества характеризуется фундаментальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, оказывающими огромное воздействие на все социальные слои населения. Построение гражданского общества, становление демократических институтов, переход к рыночной экономике — это те стратегические задачи, решение которых является необходимым условием обеспечения социальной стабильности страны, ее интеграции в мировое пространство. Все это требует максимальной мобилизации всех социальных ресурсов. Большая ответственность лежит на молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Молодежь в большинстве своем оказывается без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, что с одной стороны, повышает личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаруживает неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути зачастую стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

В процессе своего становления молодежь сталкивается со множеством проблем связанными с значительным снижением уровня и качества жизни: нарастание социальной напряженности; возникновение стрессов; роста числа заболеваний, в том числе возникновению социально обусловленных заболеваний; высокие требования к уровню образования и профессиональной подготовки; проблемы трудоустройства, связанные с несоответствием профессиональной подготовки выпускников вузов и других учебных заведений с запросами «рынка труда»; проблемы, вызванные слабо организованной системой распределения выпускников по окончанию вуза.

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости привел к возникновению новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для студенческой молодежи, которая в силу специфики своих социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к процессу трудоустройства.

Трудоустройство представляет собой процесс «подыскания» подходящей работы и получения ее со стороны органов государства или иным законным путем. Трудоустройство можно рассматривать в широком и узком планах. В широком плане оно охватывает все формы трудовой деятельности, не противоречащие требованиям закона. В узком плане под трудоустройством понимается поиск и получение работы при содействии органов государства или негосударственных организаций, имеющих на это право (на основе лицензии).

Студенчество, как социальная общность, является наиболее образованной, профессионально ориентированной частью молодежи, однако, несмотря на это, отмечается снижение конкурентоспособности студенческой молодежи на рынке труда. Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания вуза, с одной стороны объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны – несоответствием профессиональных качеств выпускников вузов требованиям, предъявляемым современным рынком труда.

Исходя из социальных проблем молодежи, определяется государственная молодежная политика. Основными направлениями осуществления государственной молодежной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий для физического и духовного развития молодежи. В реальности государство сегодня не гарантируют обеспечение занятости молодежи, создавая тем самым условия для дестабилизации общества, роста напряженности и криминальных проявлений среди молодежи.

В данном случае не только государство должно заниматься разработкой и реализацией особой системы мер, обеспечивающих предоставление тех или иных гарантий студенческой молодежи в трудоустройстве, оказание поддержки данной группы населения, но и образовательные учреждения, предприниматели и работодатели, органы местного самоуправления. Разработка механизма взаимодействия всех участников социально-трудовых отношений (государства, работодателей, органов местной власти, общественных организаций) по вопросу стабилизации трудоустройства студенческой молодежи представляется чрезвычайно актуальной и общественно значимой.

Степень изученности проблемы.Исследуемая в дипломной работе проблема имеет несколько аспектов, которые в той или иной мере освещаются в трудах российских и зарубежных ученых. Проблемы социологии образования активно разрабатывались российскими учеными В.Н. Шубкин, А.Г. Чередниченко и др. Дисфункциональный характер развития современной системы образования, несогласованность функционирования социальных институтов образования и рынка труда анализируются в трудах М.Н. Руткевича, Н.Н. Федотовой, В.И. Чупрова, В.Н. Ярской. Исследованию положения студенческой молодежи в социально-классовой структуре общества и определению статуса студенчества в обществе занимались Б. Рубин, Ю. Колесников, а также зарубежные исследователи: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, П. Сорокин, И. Смелзер, А. Шюца. Положение молодежи на рынке труда, ее социальный статус в современных экономических условиях анализируются в работах Я.У. Астафьева, В.Н. Шубина, И.К. Золотовой, О.А. Раковской, В.И. Чупрова. Изучением вопросов, связанных с трудоустройством выпускников вузов занимались и занимаются, Я. Корнай, Н.Н. Чистяков, О.В Селиванова, Ю.А. Захаров, Г.К. Никольская, О.Н. Лузгарева, П.А. Чукреев и др. Изучением государственной молодежной политики и социальной поддержки – В.В. Колков, С.В. Колков, Н.А. Шахина, В.Т. Лисовский, О.П. Смирнова и др.

Таким образом, научно-исследовательская база изучаемой нами проблемы характеризуется наличием большого объема работ, посвященных вопросам молодежи, проблемам труда и занятости, но при этом в значительно меньшей степени исследуется процесс трудоустройства с точки зрения системы комплексного взаимодействия государственной политики, социальных институтов образования и рынка труда, а именно недостаточная разработанность межведомственного взаимодействия выше перечисленных институтов. Именно этот фактор определяет тему нашего исследования «Организация социальной поддержки студенческой молодежи в трудоустройстве».

Цель исследования: изучить социальную политику и поддержку, ориентированную на студенческую молодежь; процесс трудоустройства; провести анализ факторов, определяющих социальную эффективность взаимодействия образовательных учреждений, служб содействующих трудоустройству студенческой молодежи и работодателей, с целью разработки программы содействия студенческой молодежи в трудоустройстве.

Объект исследования: студенческая молодежь как социальная группа.

Предмет исследования: изучение организации социальной поддержки в трудоустройстве студенческой молодежи.

Гипотеза исследования:повышению востребованности и конкурентоспособности студентов вузов на рынке труда будут способствовать оптимизация государственной молодежной политики (усовершенствование законодательной базы, разработка новых программ, проектов); разработка системы мер по социальной поддержки студенческой молодежи в трудоустройстве, а именно, организация четкого, структурированного взаимодействия таких институтов как государство, образование, система организаций, содействующих трудоустройству студенческой молодежи и непосредственно работодатели.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать основные проблемы молодежи как социальной группы в современном обществе.

2. Изучить теоретические аспекты организации социальной поддержки студенческой молодежи в трудоустройстве.

3. Изучить средства, формы и методы организации социальной поддержки студенческой молодежи.

4. Проанализировать взаимодействие организаций содействующих трудоустройству студенческой молодежи на региональном уровне.

Методы исследования:использовался теоретический анализ источников по данной проблеме, работа с нормативно-правовой базой, метод анкетного опроса и структурированного интервью, количественный и качественный анализ результатов исследования; математические методы статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента). Обработка экспериментальных данных осуществлялась с помощью компьютерного пакета программ STATISTICA-0,5 (версия 5).

Новизна исследования.На основе изучения процесса трудоустройства студенческой молодежи разработан комплекс мероприятий, обеспечивающий функционирование основных элементов организационного механизма взаимодействия государства, образования, системы организаций, содействующих трудоустройству студенческой молодежи и непосредственно работодателей. В процессе изучения проблемы трудоустройства студенческой молодежи получены следующие результаты, отражающие научную новизну работы:

· раскрыта специфика студенческой молодежи, обусловленная: особенностями психофизиологического и культурного развития; уровнем социально-экономического развития страны;

· обоснована необходимость усиления воздействия на процесс трудоустройства студенческой молодежи путем государственного регулирования рынка образовательных услуг, определения содержания и качественного уровня профессиональной подготовки, разработки и осуществления программ содействия трудоустройству;

· разработана программа по организации взаимодействия государства, образования, системы организаций, содействующих трудоустройству студенческой молодежи и непосредственно работодателей.

Практическая значимость. Основные положения могут быть использованы в деятельности институтов государственной власти при разработке комплекса мер, направленных на регулирование проблемы трудоустройства выпускников вузов, смещение социальной политики в сторону защиты права молодежи на труд. Результаты исследования и рекомендации могут быть использованы в работе служб, содействующих трудоустройству студенческой молодежи.

База исследования: исследование проводилось на базе Кемеровского Государственного Университета социально-психологического и исторического факультетов. В исследовании приняли участие 118 студентов 5 и 4 курсов, а так же 8 экспертов: преподаватели КемГУ и специалисты служб содействия в трудоустройстве студенческой молодежи.

 

Глава 1. СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

1.1. Студенческая молодежь как социально-демографическая группа и ее положение в современном обществе

 

 

Исследование проблемы молодежи опирается на солидную теоретическую и эмпирическую базу, созданную трудами отечественных и зарубежных ученых. Она имеет междисциплинарный характер, так как формировалась представителями различных наук, в том числе философии, социальной психологии, социологии, педагогики и др.

Первые подходы к осмыслению молодежи, ее места и роли в обществе, социальных характеристик заложены в дошедших до нашего времени сочинениях античных философов: Платона, Аристотеля, Сократа. До середины XIX века в философской науке молодежь рассматривалась как объект воздействия, подлежащий формированию со стороны государственных институтов. Проблемы взаимоотношения государства и молодого поколения через семейные отношения рассматривались в работах Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и др.

Формирование социологического подхода к проблемам молодежи относится к концу XIX – началу XX века. В связи с усложнением структуры общества, возрастанием роли молодежи в политической сфере, кризисом семейных отношений, развитием массового профессионального образования, молодежь, в том числе и студенческая, рассматривается как субъект социального развития. В работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина и других социологов содержится глубокий анализ ценностных основ социального поведения молодых людей.

В рамках социологического знания интерес к молодежной проблематике обычно возникал в периоды обострения проблем с молодежью, таким образом, в социологии молодежи прочно установился проблемный подход, т.е. исследователи строят логику своей научной стратегии, в основном исходя из тех проблем, которые несет общество и время, а не из логики особой социально-демографической группы молодежи. К примеру, в 60-х гг. XX века исследователей привлек внимание конфликт поколений и роль молодежи в социальных изменениях. На этой волне стали популярными и активно обсуждались теории К. Мангейма и особенно его «романтико-исторический» подход к новым поколениям как источнику и силе в социальном прогрессе. Привлекли общественное внимание работы Маргарет Мид о типах культурного контакта поколений на разных фазах исторического развития. Появились многочисленные трактовки сути межпоколенного конфликта, а также исследования молодежной культуры.

Позднее, в 70-80-е гг. XX века, с изменением ситуации на рынках труда и появлением многочисленного поколения с высоким уровнем образования, в западных странах акценты в исследованиях молодежи опять переместились в сторону социально-экономических проблем: образование как система подготовки последующих поколений, политический выбор молодежи, молодежь на рынке труда, молодежная субкультура и молодежное потребление [19, 7].

Еще одно направление в развитии молодежной проблематики – социально-психологическое, представленное в основном Ленинградской школой, основоположником которой является В.Т. Лисовский. Основное направление изучения молодежи было связано с социализацией и становлением личности молодого человека. Исследования И. Кона позволили уточнить специфику стадии молодости как особой фазы жизненного цикла и понять ее отличия от других возрастов. Он восполнил пробел в области социологического представления о самосознании личности, юношеской идентификации, возрастных кризисах, юношеском общении и юношеской субкультуре [19, 22].

За последнее время в западной науке сложилось как минимум три подхода к анализу проблем молодого поколения: антропологический, включающий попытки применить методы классического психоанализа к требования выпускника вообще отсутствует. Отсутствие опыта работы по специализации, несформированность определенных профессиональных качеств, личностных характеристик, а иногда неумение предложить грамотно свои навыки и знания ведет к разочарованиям и нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально-квалифицированному и должностному росту [32, 89].

Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики.

 

 

1.2. Проблемы студенческой молодежи на рынке труда

 

 

Становление рыночной экономики, тесно связано с преобразованием структур общественного производства и усилением напряженности на рынке труда.

«Рынок труда» – это процесс движения рабочей силы, ее включение в общественное производство, высвобождение, использование, распределение и перераспределение [18, 254].

Особенностью российского рынка труда является то, что наряду с увольнением малоквалифицированных работников, высвобождаются также квалифицированные рабочие и специалисты. Одновременно повышается спрос на рабочих и специалистов высокой квалификации, способных быстро адаптироваться к требованиям рыночной экономики.

В последние годы было высвобождено значительное число работников умственного труда – специалистов всех отраслей экономики: информационно-вычислительных центров, научных и проектных организаций, планово-экономических и редакционно-издательских подразделений.

Напряженность на рынке рабочей силы усиливается также несоответствием объемов и профилей подготовки специалистов в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, все еще пока сориентированных, в основном, на отраслевой принцип подготовки кадров, что входит в противоречие с интересами регионов. В связи с этим около половины выпускников вузов не могут найти себе работу. В условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры многие производственные предприятия начали сворачивать свою систему кадрового состава.

Наряду с рынком труда можно выделить такое понятие как «рынок профессий». Понятие «рынок профессий» вводится в связи с формированием качественно иных взаимоотношений между предприятиями (работодателями), учреждениями профессионального образования, органами государственного управления, профсоюзами и гражданами (лицами наемного труда) по поводу выявления, регулирования и удовлетворения спроса на рабочую силу в ее профессионально-квалификационной определенности. Эта сфера взаимоотношений в настоящее время перестала быть объектом прямого централизованного управления со стороны государства. Рынок профессий рассматривается в широком и в своем непосредственном, узком смысле. В широком смысле рынок профессий учитывает спрос на рабочие места, должности со стороны всех источников предложения квалифицированной рабочей силы: лиц наемного труда из числа занятого и незанятого населения, имеющего профессиональную подготовку в результате различных форм и методов обучения либо практической деятельности, представленных индивидуально или от лица службы занятости; выпускников учреждений профессионального образования всех уровней и видов. В таком понимании рынок профессий практически составляет понятие профессионального рынка труда.

На каждом этапе рынок профессий предполагает специфические формы и методы своего регулирования на различных уровнях – местном (локальном), региональном, федеральном, отраслевом. В силу особенностей и ограничений текущего периода особое значение приобретают региональные и локальные рынки профессий.

 

В целом система профессионального образования способна, с одной стороны, к социальной функции – обеспечению населения образовательными услугами в сфере высшего профессионального образования, с другой, – эффективному воспроизводству высокопрофессионального кадрового потенциала и содействию в реализации региональной кадровой политики. В то же время есть основание полагать, что при формировании системы высшего профессионального образования маркетинговому подходу уделялось недостаточное внимание, следствием чего является усиливающаяся с каждым годом проблема занятости выпускников в соответствии с полученной специальностью.

В течение последних лет наблюдается увеличение числа выпускников учебных заведений, состоящих на учете в службе занятости (см. Рисунок 1).

Рис. 1 Количество выпускников зарегистрированных в службе занятости

 

1.3. Молодежная политика в сфере занятости

 

 

Исходя из реальной необходимости модернизации молодежной политики в Российской Федерации, по нашему мнению для начала, необходимо проанализировать исследования основных положений молодежной политики в контексте социальной политики зарубежных стран, показать формы реализации молодежной политики как с позиции государственно-правовых норм общества, так и со стороны конкретных инициатив самой молодежи. Именно на основе обобщения зарубежного опыта могут быть сформулированы важные теоретические, концептуальные положения, обоснованы пути и механизмы молодежной политики в современных условиях российского общества. Большой интерес, по нашему мнению, представляет зарубежный опыт выработки молодежной политики в определенных исторических условиях, обусловленных необходимостью практического разрешения конкретных молодежных проблем, а также опыт успешного функционирования служб и центров, содействующих трудоустройству студенческой молодежи.

Государственная молодежная политика – это деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах общества [31].

Забота о молодежи была провозглашена одной из важных задач ООН и ФАО с самого начала их деятельности. С первых лет своей работы ЮНЕСКО начал осуществление комплексной молодежной политики, приступил к реализации нескольких программ, касающихся молодежи. С принятием в 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные проблемы молодежи находятся в центре внимания всей деятельности Организации. Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 г. организуется Всемирный конгресс по вопросам молодежи, «круглый стол» по теме



2016-01-26 1066 Обсуждений (0)
Глава 1. СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1066)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)