Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешняя возможность /невозможность



2016-01-26 400 Обсуждений (0)
Внешняя возможность /невозможность 0.00 из 5.00 0 оценок




У студентов есть возможность заниматься в тренажёрном зале

Существует возможность/ возможно/ можно учиться здесь вечером.

Этой ситуации возможны разные решения.

Дверь нельзя открыть. Решение невозможно, У нас нет возможности решить эту проблему. Сегодня вы уже не сможете взять книги в библиотеке.

II. Разрешение/ запрещение

1) Запрос о разрешении:

а) в разговорной речи:

Можно я возьму…/ Можно мне взять… / Можно взять… Можно мне не

б) в официальной речи:

Разрешите / Позвольте обратиться с просьбой / Прошу Вашего разрешения/ Мы обращаемся к вам с просьбой…

Информация о разрешении

Здесь можно гулять. Студентам разрешается пользоваться / Курить можно только в этом месте / Улицу можно переходить только на зелёный свет (правило) / Вы можете здесь пообедать.

Запрещение

А) Запрещение на вопрос о разрешении

– Можно? – Нет, нельзя/ Нет, здесь запрещено купаться.

Б) Информация о запрещении.

Не шумите! Здесь нельзя шуметь. / Не забывайте гасить свет в аудитории.

Не шуметь! Не разговаривать! (категорическое запрещение)

Нельзя, чтобы вы забыли повторить все эти правила.

в) Официально: Запрещено разводить костры в лесу.

В зале не полагается / не принято сидеть в одежде.

Вечером детям не положено гулять одним без родителей.

Менее категорично: Отец отговорил меня поступать в консерваторию.

III. Желательность / нежелательность

1) Я хочу…(категорично). Мне хочется… Я хотел бы…(менее категорично)_

Я хочу, чтобы… . Пусть он …(желание по отношению к другим лицам).

Я желаю вам

2) Смягчённое желание. Искупаться бы! Поехал бы я/ ты/ он сейчас куда-нибудь! Сдал бы он экзамен! Сидела бы ты и молчала! Воды бы! Лишь бы не опоздать! Вот бы солнце вышло! Скорее бы уж каникулы! Так бы и уехала в Питер! Хоть бы ты помолчал немного! Сидел бы ты и молчал! (о настоящем и будущем времени!) Мне бы помолчать! (сожаление)

!!! Получи я эту телеграмму, была бы я совсем в другом месте.

3) Нежелание. Я не хочу ехать туда. Пусть он больше не звонит.

Не ходить бы завтра на экзамен! Не звонил бы ты ей! Не надо было бы ходить к ним в гости. Не было бы завтра дождя!

 

12. Что показывает, определяет вид глагола? Приведите основные значения глаголов НСВ и СВ.

 

Вид глагола характеризует протекание и распределение действия во времени

Глаголы СВ выражают однократное законченное или начатое, достигшее некоего предела, действие. При этом терминативные глаголы СВ выражают однократное результативное действие (Он прочитал весь текст до конца) . Другими словами, СВ – однократное конктретное действие, в котором для говорящего очень важно его начало или конец.

Несовершенный вид, не актуализируя предела или пределов действия,

реализует все другие возможности представления действия:

1) синхронно с точкой отсчета, как процесс (Лодка медленно погружается / погружалась);

2) как неограниченное повторение однородных действий

(Летом она встает / вставала рано),

3) нейтрально , т. е. без какой-либо конкретизации протекания действия (Ты когда-нибудь вставала с восходом солнца?). Отвечает на вопрос: Это было или не было?

 

13 Назовите основные характеристики глаголов НСВ. В каких ситуациях прошедшего времени они используются?

(см. Ответ 12. +

1. – Что ты делал вчера? – Вчера я читал, писал, смотрел телевизор, в общем, ничего не делал. (Факт бывшего действия)

2. – Мы тебя давно не видели. ­– Я писал дипломную работу. (Чем было занято время?)

3. Вы читали роман «Война и мир»? – По телевизору уже показывали концерт на Красной площади? (Было это или не было вообще?)

4. Сколько времени вы читали эту статью? ­­– 3 часа, не больше.

5. Я много раз читал эту статью.

6. Мама открывала окно. (Окно сейчас закрыто). К тебе приходил друг. (Его сейчас здесь нет.)

7. Кто открывал окно? Сломали раму. (Важно знать, кто это делал)

8. Я не читала эту статью. / Петя не сдавал экзамен. (вообще)

 

14. Назовите основные характеристики глаголов СВ, В каких ситуациях прошедшего времени они используются?

(См. Ответ 12 +

1. Вчера я пришёл с работы, посмотрел почту, написал несколько писем, а потом пошёл в театр. (чёткая последовательность действий; одно началось, другое –кончилось))

2. Ты прочитал статью, которую я тебе дал? ­(Как было? Известно, что должен был, хотел читать.)

3. В 9 часов я уже написал отзыв и сразу послал его автору.

4. Я написал отзыв за 2 часа. (результативность в определённое время)

5. Она посмотрела в окно и вдруг увидела Виктора. / Вчера на выставке мне понравилась одна картина. После университета она стала искать работу. (Момент начала)

6. Мама открыла окно. (Окно и сейчас открыто.) К тебе пришёл друг. (Он сейчас здесь)

7. Кто разобрал книги? Хочу сказать спасибо. (Важно качество)

8. Я не прочитала эту статью до конца. / Петя не сдал экзамен. (Не смог получить результат.) Петя не сдаст экзамен. (не получит результат).

*особый случай: Временные глагольные приставки по-, про-, от-, которые при ответе на вопрос Сколько времени?, в ответе на который используется НСВ, дают ответ с глаголами СВ: Мы посидели полчаса и пошли домой.

 

15. Как функционируют видовые формы глагола в инфинитиве? Как эти формы взаимодействуют с категорией модальности?

НСВ СВ

1. После глаголов: любить, нравиться; учиться, привыкнуть, отвыкнуть, устать, разлюбить, запретить, отговорить; начать, кончить, продолжать, стать, перестать Мне нравится читать вечером. (вообще) 2. После слов: пора, время: Пора начинать! (Команда к началу действия) 3. Мы решили не покупать эту квартиру. Не надо покупать её. Не стоит покупать.(Вообще!) 4. В комнату нельзя входить. (Нельзя даже пробовать. Запрет) 5. Он может не сдавать экзамен. (Разрешение)   1. После глаголов: успеть, удаться, остаться, забыть; хотеть, решить (+ инфинитив конкретного единичного действия) После слов: надо, нужно Я забыл купить журнал. Мне осталось написать одно упражнение. Я успел (мне удалось) закончить работу. Я хочу поехать в Петербург. Мне нужно купить большой словарь. Родители решили купить новый дом. 2. В комнату нельзя войти. (Физическая невозможность, можно попробовать начать действие, но ничего не получится.) 3. Он может не сдать экзамен. (Провалится –опасение)

С помощью вида передаются модальные значения необходимости, возможности, невозможности, разрешения, запрещения, желания и пр.

 

16. Как функционируют видовые формы глагола в императиве?

НСВ СВ

В повелительном наклонении
1. Открывай окно каждое утро. (Просьба, рекомендация о повторении действия.) 2. Что же вы остановились? Читайте дальше. (Продолжение действия) 3. – Можно открыть окно? – Открывайте. (Разрешение) 4. Проходите, раздевайтесь, садитесь! (Приглашение) 5. – Хочу прочитать эту статью. – Не читайте! / Не бери зонт, погода хорошая. (Нежелательность, запрещение)   1. Откройте, пожалуйста, окно. (Просьба о единичном действии) 2. Прочитайте дома текст до конца. (Совет, задание, рекомендация) 3. Разденьтесь, сядьте! (Приказ, команда) 4. Смотри, не потеряй пропуск! (Есть мысль, что это может случиться; предостережение.)  

 

 

17. Определите понятие «глаголы движения». Что собой представляет эта группа глаголов в русском языке?

Глаголы движения – это такая группа глаголов НСВ в русском языке, которая объединяет пары глаголов (14 или 13 в зависимости от мнения грамматистов в отношении пары брести-бродить), обозначающие специфические особенности движения, присущие только этим парам. Главный признак глаголов движения – разделение по однонаправленности или разнонаправленности характера движения.

Выделяются непереходные (идти, бежать,лететь..) и переходные глаголы (нести, везти, вести, гнать, тащить, катить). Эти последние могут становиться возвратными: нестись, везтись, гнаться…).

В характере движения также отмечается:

1. Фактор наличия или отсутствия какого-либо средства передвижения: ср. ехать, лететь, но идти, брести, ползти.

2. Передвижение тем или иным способом по твёрдой поверхности (земля, пол, стена, дерево) идти, ехать, ползти, лезть

3. Среда, в которой происходит движение: лететь –летать – в воздухе , плыть –плавать – в воде.

4. Скорость передвижения: идти, бежать, лететь (в переносном смысле), ползти, брести.

5. Фактор принуждения объекта к движению: гнать – гонять что? кого? куда?

Пастух гонит стадо на водопой к реке.

Исследователи отмечают также фактор отношения, оценки движения говорящим: брести, тащить, тащиться, нестись.

 

18. В каких значениях функционируют бесприставочные глаголы движения в настоящем, прошедшем и будущем времени?

(Важно! Начать надо с краткой общей характеристики группы глаголов движения ) Основные значения:

!!! Самое главное !!!

Сейчас (движение в данный момент) : ­– Куда ты идёшь? – Я иду в театр.

 

Вчера: – Куда ты ходил? – Я ходил в театр. = Вчера я был в театре.

 

Завтра: – Завтра я пойду в театр. // Завтра я иду в театр. (Это более твёрдое намерение!)

 

19. Особенности образования видов у глаголов движения. Какую роль при этом играют приставки, которые относятся к разным семантическим группам?

Все бесприставочные глаголы движения – несовершенного вида. При соединении с приставками пространственного значения глаголы однонаправленного движения (идти, ехать…) становятся глаголами совершенного вида, а глаголы разнонаправленного движения (ходить, ехать…) остаются глаголами несовершенного вида:

Прийти – СВ. приходить – НСВ, улететь – НСВ, улетать – СВ и т.д.

Приставки непространственного значения присоединяются только к глаголам разнонаправленного движения и придают им совершенный вид:

Ходить НСВ – походить СВ (немного времени), проходить СВ (долго), сходить СВ - быстро пойти и вернуться, заходить СВ – начать ходить.

 

20. Назовите основные переносные значения, в которых употребляются глаголы движения.



2016-01-26 400 Обсуждений (0)
Внешняя возможность /невозможность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешняя возможность /невозможность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)