Внешняя возможность /невозможность
У студентов есть возможность заниматься в тренажёрном зале Существует возможность/ возможно/ можно учиться здесь вечером. Этой ситуации возможны разные решения. Дверь нельзя открыть. Решение невозможно, У нас нет возможности решить эту проблему. Сегодня вы уже не сможете взять книги в библиотеке. II. Разрешение/ запрещение 1) Запрос о разрешении: а) в разговорной речи: Можно я возьму…/ Можно мне взять… / Можно взять… Можно мне не … б) в официальной речи: Разрешите / Позвольте обратиться с просьбой / Прошу Вашего разрешения/ Мы обращаемся к вам с просьбой… Информация о разрешении Здесь можно гулять. Студентам разрешается пользоваться / Курить можно только в этом месте / Улицу можно переходить только на зелёный свет (правило) / Вы можете здесь пообедать. Запрещение А) Запрещение на вопрос о разрешении – Можно? – Нет, нельзя/ Нет, здесь запрещено купаться. Б) Информация о запрещении. Не шумите! Здесь нельзя шуметь. / Не забывайте гасить свет в аудитории. Не шуметь! Не разговаривать! (категорическое запрещение) Нельзя, чтобы вы забыли повторить все эти правила. в) Официально: Запрещено разводить костры в лесу. В зале не полагается / не принято сидеть в одежде. Вечером детям не положено гулять одним без родителей. Менее категорично: Отец отговорил меня поступать в консерваторию. III. Желательность / нежелательность 1) Я хочу…(категорично). Мне хочется… Я хотел бы…(менее категорично)_ Я хочу, чтобы… . Пусть он …(желание по отношению к другим лицам). Я желаю вам … 2) Смягчённое желание. Искупаться бы! Поехал бы я/ ты/ он сейчас куда-нибудь! Сдал бы он экзамен! Сидела бы ты и молчала! Воды бы! Лишь бы не опоздать! Вот бы солнце вышло! Скорее бы уж каникулы! Так бы и уехала в Питер! Хоть бы ты помолчал немного! Сидел бы ты и молчал! (о настоящем и будущем времени!) Мне бы помолчать! (сожаление) !!! Получи я эту телеграмму, была бы я совсем в другом месте. 3) Нежелание. Я не хочу ехать туда. Пусть он больше не звонит. Не ходить бы завтра на экзамен! Не звонил бы ты ей! Не надо было бы ходить к ним в гости. Не было бы завтра дождя!
12. Что показывает, определяет вид глагола? Приведите основные значения глаголов НСВ и СВ.
Вид глагола характеризует протекание и распределение действия во времени Глаголы СВ выражают однократное законченное или начатое, достигшее некоего предела, действие. При этом терминативные глаголы СВ выражают однократное результативное действие (Он прочитал весь текст до конца) . Другими словами, СВ – однократное конктретное действие, в котором для говорящего очень важно его начало или конец. Несовершенный вид, не актуализируя предела или пределов действия, реализует все другие возможности представления действия: 1) синхронно с точкой отсчета, как процесс (Лодка медленно погружается / погружалась); 2) как неограниченное повторение однородных действий (Летом она встает / вставала рано), 3) нейтрально , т. е. без какой-либо конкретизации протекания действия (Ты когда-нибудь вставала с восходом солнца?). Отвечает на вопрос: Это было или не было?
13 Назовите основные характеристики глаголов НСВ. В каких ситуациях прошедшего времени они используются? (см. Ответ 12. + 1. – Что ты делал вчера? – Вчера я читал, писал, смотрел телевизор, в общем, ничего не делал. (Факт бывшего действия) 2. – Мы тебя давно не видели. – Я писал дипломную работу. (Чем было занято время?) 3. Вы читали роман «Война и мир»? – По телевизору уже показывали концерт на Красной площади? (Было это или не было вообще?) 4. Сколько времени вы читали эту статью? – 3 часа, не больше. 5. Я много раз читал эту статью. 6. Мама открывала окно. (Окно сейчас закрыто). К тебе приходил друг. (Его сейчас здесь нет.) 7. Кто открывал окно? Сломали раму. (Важно знать, кто это делал) 8. Я не читала эту статью. / Петя не сдавал экзамен. (вообще)
14. Назовите основные характеристики глаголов СВ, В каких ситуациях прошедшего времени они используются? (См. Ответ 12 + 1. Вчера я пришёл с работы, посмотрел почту, написал несколько писем, а потом пошёл в театр. (чёткая последовательность действий; одно началось, другое –кончилось)) 2. Ты прочитал статью, которую я тебе дал? (Как было? Известно, что должен был, хотел читать.) 3. В 9 часов я уже написал отзыв и сразу послал его автору. 4. Я написал отзыв за 2 часа. (результативность в определённое время) 5. Она посмотрела в окно и вдруг увидела Виктора. / Вчера на выставке мне понравилась одна картина. После университета она стала искать работу. (Момент начала) 6. Мама открыла окно. (Окно и сейчас открыто.) К тебе пришёл друг. (Он сейчас здесь) 7. Кто разобрал книги? Хочу сказать спасибо. (Важно качество) 8. Я не прочитала эту статью до конца. / Петя не сдал экзамен. (Не смог получить результат.) Петя не сдаст экзамен. (не получит результат). *особый случай: Временные глагольные приставки по-, про-, от-, которые при ответе на вопрос Сколько времени?, в ответе на который используется НСВ, дают ответ с глаголами СВ: Мы посидели полчаса и пошли домой.
15. Как функционируют видовые формы глагола в инфинитиве? Как эти формы взаимодействуют с категорией модальности? НСВ СВ
С помощью вида передаются модальные значения необходимости, возможности, невозможности, разрешения, запрещения, желания и пр.
16. Как функционируют видовые формы глагола в императиве? НСВ СВ
17. Определите понятие «глаголы движения». Что собой представляет эта группа глаголов в русском языке? Глаголы движения – это такая группа глаголов НСВ в русском языке, которая объединяет пары глаголов (14 или 13 в зависимости от мнения грамматистов в отношении пары брести-бродить), обозначающие специфические особенности движения, присущие только этим парам. Главный признак глаголов движения – разделение по однонаправленности или разнонаправленности характера движения. Выделяются непереходные (идти, бежать,лететь..) и переходные глаголы (нести, везти, вести, гнать, тащить, катить). Эти последние могут становиться возвратными: нестись, везтись, гнаться…). В характере движения также отмечается: 1. Фактор наличия или отсутствия какого-либо средства передвижения: ср. ехать, лететь, но идти, брести, ползти. 2. Передвижение тем или иным способом по твёрдой поверхности (земля, пол, стена, дерево) идти, ехать, ползти, лезть 3. Среда, в которой происходит движение: лететь –летать – в воздухе , плыть –плавать – в воде. 4. Скорость передвижения: идти, бежать, лететь (в переносном смысле), ползти, брести. 5. Фактор принуждения объекта к движению: гнать – гонять что? кого? куда? Пастух гонит стадо на водопой к реке. Исследователи отмечают также фактор отношения, оценки движения говорящим: брести, тащить, тащиться, нестись.
18. В каких значениях функционируют бесприставочные глаголы движения в настоящем, прошедшем и будущем времени? (Важно! Начать надо с краткой общей характеристики группы глаголов движения ) Основные значения: !!! Самое главное !!! Сейчас (движение в данный момент) : – Куда ты идёшь? – Я иду в театр.
Вчера: – Куда ты ходил? – Я ходил в театр. = Вчера я был в театре.
Завтра: – Завтра я пойду в театр. // Завтра я иду в театр. (Это более твёрдое намерение!)
19. Особенности образования видов у глаголов движения. Какую роль при этом играют приставки, которые относятся к разным семантическим группам? Все бесприставочные глаголы движения – несовершенного вида. При соединении с приставками пространственного значения глаголы однонаправленного движения (идти, ехать…) становятся глаголами совершенного вида, а глаголы разнонаправленного движения (ходить, ехать…) остаются глаголами несовершенного вида: Прийти – СВ. приходить – НСВ, улететь – НСВ, улетать – СВ и т.д. Приставки непространственного значения присоединяются только к глаголам разнонаправленного движения и придают им совершенный вид: Ходить НСВ – походить СВ (немного времени), проходить СВ (долго), сходить СВ - быстро пойти и вернуться, заходить СВ – начать ходить.
20. Назовите основные переносные значения, в которых употребляются глаголы движения.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |