IV. Графический анализ. 1. Покажите разницу в модели кругооборота между рынком ресурсов и рынком продуктов
1. Покажите разницу в модели кругооборота между рынком ресурсов и рынком продуктов. Каким образом домохозяйства и фирмы выполняют в этой модели функции и покупателя, и продавца? Какие потоки имеются в данной модели? 2. На рис. 3.1 изображена схема кругооборота ресурсов, денег, товаров и услуг. Рисунок 3.1 – Схема кругооборота ресурсов
а) Определите соответствие цифр на выносках понятий, приведенных в списке ниже.
б) Такая же схема используется и в макроэкономике для обозначения взаимосвязей между макроэкономическими субъектами. В чем заключается различие микроэкономического и макроэкономического подходов применительно к данной схеме?
V. Задачи и ситуации 1. История (археологические раскопки и т.д.) дает много подтверждений тому, что обмен существовал и в довольно отдаленные времена. И, тем не менее, эти хозяйства называют натуральными. Поэтому подумайте над вопросами: какими особенностями можно охарактеризовать такое хозяйство, почему обмен далеко не всегда означает рыночные отношения, можно ли сейчас найти примеры натурального хозяйства, что означает термин «робинзонада». Внимательно рассмотрите следующие утверждения: а) В замкнутой экономической единице ведется производство готового продукта и его потребление. б) Трудовой процесс базируется на традициях, обычаях, принудительно устанавливаемых хозяйственных связях в рамках отдельной общности. в) Производство основано как на индивидуальном труде собственника, так и на применении им рабочей силы. г) Процесс производства ведется с применением малопроизводительных орудий труда, не дающих дополнительного продукта, сверх необходимого для потребления самих производителей. д) Изготовленная продукция принадлежит собственнику и предназначена для свободной реализации на рынке. е) Экономическая эволюция происходит очень медленно, отдельные усовершенствования и преобразования могут совершаться столетиями. ж) Быстрый экономический прогресс общества является следствием высоких темпов роста производительности труда и динамичного расширения ассортимента продукции. Какие утверждения, на Ваш взгляд, характеризуют признаки натурального хозяйства и товарного хозяйства и в чем их принципиальные различия?
2. Общество в своем развитии прошло через многие этапы разделения труда. а) Вспомните из истории, что такое общественное разделение труда и его виды? б) Разделение труда в современном обществе и выделение на этой основе различных сфер деятельности: каких? в) Производственное разделение в современных условиях – приведите примеры. г) Определите разделение труда и специализацию по такому направлению как экономика. Поясните сущность следующего вывода: «Необходимым следствием специализации является обмен». д) Подумайте над вопросом, что положительного и отрицательного несет разделение труда на конвейерных и автоматических производствах.
3. Что из перечисленного ниже может рассматриваться как рыночная деятельность, а что – как нерыночная деятельность: а) рекламные объявления в газете; б) приготовление пищи в домашних условиях; в) предоставление государством пособий по безработице; г) закупки государством военной техники; д) выращивание овощей на приусадебном участке для собственного потребления; е) «блошиный» рынок; ж) выращивание клубники на приусадебном участке для продажи.
4. Мы различаем рынки по типу продаваемых товаров: 1. Рынки потребительских товаров 2. Рынки средств производства 3. Рынки труда 4. Рынки денег и капитала 5. Особые рынки (биржи и т.д.). Подберите для каждого рынка не менее 5 наименований товаров и определите, в чем особенность каждого рынка.
5. Представим, что экономика вернулась к схеме обращения Т-Т, и известна такая пропорция обмена: 18 карандашей = 50 тетрадям. Как изменится меновая стоимость, если: а) стоимость карандашей возрастет в 2 раза; б) стоимость тетрадей упадет в 2 раза; в) стоимость карандашей упадет в 2 раза, а стоимость тетрадей упадет в 2 раза; г) стоимость карандашей возрастет в 2 раза, а стоимость тетрадей упадет в 2 раза. На этом примере рассмотрите, что такое меновая стоимость и что такое стоимость. Какие проблемы связаны с бартерным обменом? Покажите экономическое значение денег в качестве средства обращения. Прокомментируйте следующее высказывание: «Деньги являются единственным товаром, который не годится ни на что другое, кроме как на то, чтобы от него избавиться».
6. Что из перечисленного ниже входит в состав домашних хозяйств, бизнеса, правительства: а) текущий счет физического лица в банке, расходуемый на личное потребление; б) держатель акций; в) индивидуальное фермерское хозяйство; г) чиновник министерства; д) биржа металлов; е) профессорско-преподавательский состав государственного высшего учебного заведения; ж) бюджет семьи Ивановых; з) текущий счет предприятия в банке; и) арендатор земли; к) выпускник института, ищущий работу.
7. В 80-е годы ХХ в. в западной экономической печати велась полемика о возможности возврата к золотому стандарту. Эти идеи периодически возникают и сегодня. Каковы доводы в защиту такой позиции? Чем можно объяснить постоянный возврат к этой идее? Возможен ли, на ваш взгляд, возврат к золотому стандарту?
8. Какую функцию выполняют деньги в каждой из представленных ниже ситуаций: а) Ваш депозитный счет в банке; б) покупка автомобиля в кредит; в) покупка овощей на базаре; г) получение стипендии; д) прайс-лист на продаваемую в магазине бытовую технику; е) продажа земельного участка; ж) меню с ценами в студенческой столовой?
VI. Контрольные вопросы 1. В чем самые существенные различия натурального и товарного хозяйства? 2. В чем сущность предметной, подетальной, технологической и функциональной специализации? 3. Какие экономические отношения возникают между людьми в связи с разделением труда? 4. Почему одного разделения труда недостаточно для появления рынка? 5. Что такое собственность? 6. Чем отличаются пользование и владение? Какие еще права вы может вспомнить из пучка прав Р. Коуза? 7. Почему рынок на данном этапе является самым эффективным механизмом координации хозяйственных связей? 8. Какие классификации рынков вам известны? 9. Каким образом традиционная система, рыночная и командная решали проблемы ограниченности ресурсов? 10. Что такое смешанная экономика? 11. Что такое стоимость, потребительная стоимость, полезность и цена? 12. Какой экономист смог преодолеть ограниченность и трудовой теории стоимости, и теории маржиналистов? 13. В чем преимущество перехода от товарных денег к бумажным? 14. Можно ли сказать, что истинная ценность современных денег определяется их обеспечением? 15. Чем в современных экономиках обеспечиваются деньги и их стабильность? 16. Если представить, что в будущем все перейдут на так называемые электронные деньги, то будут ли они выполнять функции денег?
VII. Рекомендуемая литература 1. Долан Э. Микроэкономика. – СПб., 1994. Гл. 3. 2. Емцов Р.Г. Микроэкономика. – М., 1997. Гл. 4. 3. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М., 1994. Гл. 4.4. 4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – М., 1998. Гл. 4,5. 5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 1994. 6. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х тт. – М., 1992. 7. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.
Тема 4 I. Основные вопросы темы
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4009)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |