Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функциональный и нефункциональный спрос



2016-01-26 1769 Обсуждений (0)
Функциональный и нефункциональный спрос 0.00 из 5.00 0 оценок




Умение работать с различными коэффициентами эластичности позволяет существенно дополнить анализ рыночного спроса. Традиционно принято выделять две специфические разновидности рыночного спроса:

· функциональный спрос, обусловленный присущими данному благу потребительскими качествами;

· нефункциональный спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов.

Нефункциональный спрос в свою очередь делится на три группы:

  1. Спрос, обусловленный внешними (экзогенными) воздействиями на полезность товара. Здесь выделяют:

а) эффект присоединения к большинству (или эффект вагона);

б) эффект сноба;

в) эффект показательного потребления.

  1. Спекулятивный спрос.
  2. Нерациональный спрос.

 

Рассмотрим эти разновидности более подробно.

Наиболее значительная часть нефункционального спроса обусловлена экзогенными воздействиями на полезность. Это означает, что полезность товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли этот товар другие люди, либо вследствие того, что этот товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами. Этот вид спроса условно подразделяется на три составляющие.

 

Эффект присоединения к большинству

Подэффектом присоединения к большинству понимается та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или другими словами, из-за того, что другие люди покупают этот самый товар. Эффект отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться. Чем больше смещается кривая индивидуального спроса (d) под воздействием увеличения рыночного спроса (D), тем выше данный эффект (рис. 3.1).

Рисунок 3.1 – Эффект присоединения к большинству (эффект вагона)

 

Эффект сноба

Эффектом сноба характеризуется величиной, на которую сократится индивидуальный спрос вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар, т.е. вследствие увеличения рыночного спроса. Этот эффект выражает стремление людей к исключительности, стремление отличаться друг от друга, выделяться из «толпы». Падение спроса тем больше, чем большим спросом данный товар пользуется у других покупателей (рис. 3.2).

Рисунок 3.2 – Эффект сноба

 

И эффект присоединения к большинству, и эффект сноба могут быть количественно оценены через коэффициент количественной эластичности, показывающий степень количественного изменения индивидуального спроса при изменении рыночного спроса на 1 %. Коэффициент подсчитывается по стандартной формуле:

где qi – величина индивидуального спроса на товар i;

Qi – величина рыночного спроса на товар i.

Если Eq > 0, то имеет место эффект присоединения к большинству.

Если Еq < 0, то наблюдается эффект сноба.

Абсолютное значение данного коэффициента характеризует величину рассматриваемых эффектов.

 

Эффект показательного потребления

Эффект показательного потребления, илиэффект Веблена (по имени американского экономиста норвежского происхождения Торстена Веблена (1857-1929), впервые обосновавшего данное явление в своей знаменитой книге «Потребление праздного класса»). Отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторый товар в силу того, что он имеет более высокую по сравнению со своими аналогами цену.

Эффект Веблена характеризуется величиной, на которую возрастает индивидуальный спрос вследствие увеличения цены на рассматриваемый товар. Эффект наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, что и вызывает дополнительный спрос.

Не противоречит ли этот эффект закону спроса? Ни в коем случае. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса сохраняется (рис. 3.3), но сама кривая спроса сдвигается под воздействием эффекта вправо, поскольку в глазах потребителя аналогичные товары – один с низкой ценой Р1 (не престижный), а другой с высокой ценой Р2 (престижный) – являются различными товарами с различными кривыми спроса соответственно D1 и D2.

Рисунок 3.3 – Эффект показательного потребления (эффект Веблена)

 

Количественное значение эффекта Веблена может быть оценено через ценовую эластичность спроса, характеризующую степень изменения спроса при изменении цены на 1%. Коэффициент ценовой эластичности спроса подсчитывается по уже известной нам формуле:

где Q(P) – функция спроса по цене,

Р – рыночная цена на товар.

 

Если эффект Веблена отсутствует, и товар не принадлежит к группе товаров Гиффена, то коэффициент ценовой эластичности является отрицательным (Е < 0). Положительное значение коэффициента (Е > 0), может говорить о существовании эффекта показательного потребления тем более значимого, чем выше абсолютное значение данного коэффициента.

 

Спекулятивный спрос

Следующей разновидностью нефункционального спроса можно считатьспекулятивный спроспотребителя. Спекулятивный спрос возникает в условиях дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение недостаточно или искусственно сдерживается в ожидании роста цен. В этих условиях кривая спроса также смещается вправо.

 

Нерациональный спрос

И, наконец,нерациональный спрос объединяет все покупки, которые не только не планируются потребителем, но и происходят под воздействием внезапного минутного желания, каприза, прихоти. Многие крупные магазины сознательно стимулируют данную разновидность спроса у такой специфической потребительской группы, как родители с детьми, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами и забавными игрушками.

 



2016-01-26 1769 Обсуждений (0)
Функциональный и нефункциональный спрос 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функциональный и нефункциональный спрос

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1769)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)