Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Макроэкономическое равновесие в экономической теории



2016-01-26 734 Обсуждений (0)
Макроэкономическое равновесие в экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия, равновесный объем выпуска и равновесный уровень цен. Изменение в равновесии происходит под влиянием сдвигов кривой AD, кривой AS или той и другой вместе.

Последствия увеличения AD зависят от того, на каком отрезке AS оно проходит:

· на горизонтальном отрезке AS рост AD ведет к росту реального объема выпуска при неизменных ценах;

· на вертикальном отрезке AS увеличение AD приводит к росту цен при неизменном объеме выпуска;

· на промежуточном отрезке AS рост AD порождает как рост реального объема выпуска, так и определенный рост цен.

Сокращение AD должно привести к следующим последствиям:

· на кейнсианском отрезке AS реальный объем производства сократится, а уровень цен останется неизменным;

· на классическом отрезке цены упадут, а реальный объем производства останется на уровне полной занятости;

· на промежуточном отрезке модель предполагает, что и реальный объем производства, и уровень цен снизятся.

 

Однако существует один важный фактор, который модифицирует последствия снижения AD на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение AD из положения AD2 в AD1 (рис. 3.1) может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере в короткий период времени. Это связано с тем, что цены на товары и ресурсы в современной экономике являются во многом негибкими в краткосрочном периоде и не проявляют тенденцию к снижению. Это явление получило название эффекта храповика (храповик – это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Рассмотрим действие этого эффекта с помощью рис. 3.1.

Рисунок 3.1 – Эффект храповика

 

Первоначальный рост AD, до состояния AD2 привел к установлению нового макроэкономического равновесия в т. E2, для которой характерен новый равновесный уровень цен (P2) и объем производства (Q2). Падение совокупного спроса от состояния AD2 до AD, не приведет к возврату в первоначальную точку равновесия (E1), поскольку возросшие цены не имеют тенденции к снижению в краткосрочном периоде и останутся на уровне P2. В этом случае новая точка равновесия переместится в состояние E3, а реальный уровень производства снизится до уровня Q3.

Как мы выяснили эффект храповика связан с негибкостью цен в краткосрочном периоде. Почему же цены не имеют тенденции к снижению?

1) Это связано в первую очередь с неэластичностью заработной платы, которая составляет примерно 3/4 расходов фирмы и в значительной мере влияет на цену продукции.

2) Многие фирмы обладают существенной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период снижения спроса.

3) Цены на некоторые виды ресурсов (помимо труда) фиксируются условиями долгосрочных контрактов.

Однако в долгосрочном периоде при падении AD цены будут снижаться, но даже в этом случае экономика вряд ли сможет вернуться в первоначальную точку равновесия.

Рисунок 3.2 – Последствия роста AS

Анимация!

Смещение кривойAS

При увеличении совокупного предложения экономика перемещается в новую точку равновесия, для которой будет характерно снижение общего уровня цен при одновременном росте реального объема производства. Снижение совокупного предложения привезет к росту цен и уменьшению реального ЧНП (рис. 3.2 и 3.3).

Рисунок 3.3 – Последствия падения AS

Анимация!

 

Итак, мы рассмотрели важнейшие макроэкономические показатели – совокупный спрос и совокупное предложение, определили факторы, влияющие на их динамику, и проанализировали модели макроэкономического равновесия. Этот анализ послужит определенным трамплином для более детального изучения этих проблем.

 



2016-01-26 734 Обсуждений (0)
Макроэкономическое равновесие в экономической теории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Макроэкономическое равновесие в экономической теории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (734)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)