Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Бюджетный федерализм



2016-01-26 1252 Обсуждений (0)
Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Бюджетный федерализм 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет. Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Поэтому принятие его – довольно сложное дело: обсуждение и принятие Государственной Думой, потом Советом федерации. И после подписания Президентом бюджет становится Законом.

Государственный бюджет – важный инструмент государственного регулирования экономики. Именно в бюджете находят отражение формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества.

Бюджет страны выполняет следующие функции:

· задает рамки возможных действий правительства и определяет параметры экономической политики;

· регулирует денежные потоки государства, закрепляет систему отношений центра и субъектов федерации;

· выступает инструментом легального контроля за деятельностью правительства;

· несет информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности.

Из перечисленных функций видно, что бюджет имеет большое значение для экономического развития страны, так как именно с помощью бюджета правительство проводит стимулирующую или ограничительную политику, воздействует на структуру экономики, поддерживая новые отрасли, влияет на такие макроэкономические показатели как темпы экономического роста, уровень инфляции, уровень безработицы и т.д.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать требования, предъявляемые к бюджетной системе в рыночной экономике:

1) в бюджет должны быть включены все доходы и расходы, подконтрольные правительству соответствующего уровня;

2) должна существовать иерархическая система бюджетов, в бюджет данного уровня (например, федерального) не включаются потоки других уровней (например, местного или субъекта федерации);

3) бюджет не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Это требование обеспечивает гибкость экономической политики правительства, так как оно имеет возможность само решать, какие задачи являются первоочередными и какими способами их можно решить.

Организационное построение бюджетной системы определяется формой государственного устройства. В унитарных государствах существует двухзвенная система – центральный и местные бюджеты. Федеративные государства включают еще и бюджеты республик, штатов, земель, краев. Как известно, государственное устройство нашей страны имеет трех уровневый характер, где существуют федеральный, региональный и местный уровни и поэтому особую важность имеют межбюджетные отношения.

В федеративном государстве различные уровни выполняют разные функции:

· на федеральном уровне проводится единая макроэкономическая политика, создаются общенациональные общественные блага, осуществляется перераспределение доходов;

· на субфедеральном (региональном) уровне решаются задачи отдельных регионов. Здесь рассматриваются проблемы, характерные не для всего государства в целом, а лишь для некоторой его части;

· местный уровень наиболее приближен к населению, поскольку здесь легче всего определить потребности людей и решить, кто нуждается в особой помощи и поддержке.

Вследствие того, что разные уровни управления в стране решают различные задачи, им необходимы средства, аккумулируемые в бюджетах соответствующих уровней. То есть каждый уровень для выполнения своих функций должен обладать источниками доходов, что обеспечивается отношениями, получившими название бюджетный федерализм.

Бюджетный федерализм основан на следующих принципах:

1) Разграничение полномочий между уровнями. В конституции федеративного государства за каждым уровнем управления закрепляется перечень областей, в которых действует тот или иной уровень. Так, в Конституции РФ в статье 71 перечислены области, находящиеся в ведении Российской Федерации, в статье 72 – области совместного ведения РФ и субъектов РФ, а статья 73 гласит, что вне указанных областей субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Субъекты федерации делят полномочия с местными органами власти.

2) Распределение доходов. Выражается в закреплении доли налогов, поступающих в различные бюджеты. Местные, региональные и федеральные налоги поступают в соответствующие бюджеты, также устанавливается пропорция разделения некоторых налогов. Например, в России федеральный налог на добавленную стоимость в размере 75% зачисляется в федеральный бюджет, а 25% в бюджет субъекта федерации.

3) Принцип самостоятельности. Решения, принимаемые на каждом уровне, зависят от экономической ситуации, а не от действий других уровней управления.

4) Принцип соответствия доходных полномочий расходной ответственности. Соответствующие органы управления должны иметь такие права по формированию доходов (сбору налогов), чтобы они могли профинансировать свои расходы.

5) Наличие механизма корректировки дисбаланса между доходами и расходами на уровне субъектов федерации. Дисбаланс может возникнуть из-за того, что государство (в данном случае на уровне субъектов федерации) должно осуществлять минимальный набор расходов: поддерживать правопорядок, социокультурную сферу, помогать бедным и т.д. Однако в депрессивных регионах собранных налогов может не хватить для выполнения этих функций. Для решения этой проблемы существует механизм выравнивания доходов, который представляет собой систему бюджетных грантов (передача части доходов от вышестоящего бюджета к нижестоящему) и межбюджетных трансфертов (перераспределение доходов от более богатых регионов к более бедным).

6) Наличие механизма разрешения конфликтов между бюджетами.

 



2016-01-26 1252 Обсуждений (0)
Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Бюджетный федерализм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Бюджетный федерализм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)