Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономика инноваций в торговле



2016-01-26 580 Обсуждений (0)
Экономика инноваций в торговле 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Тема 1. Научно-технологическое развитие торговли.

1. Влияние инновац факторов на развитие сферы тов обращения в условиях глобализации и интеграции

2. Осн направления научно-технолог развития торговли

3. Теория инноватики и ее формир-е

4. Технологич уклады, понятие, влияние на развитие эк-ки (нехорошева – стр 398-403)

5. Внедрение инноваций – основа устойчивого развития внутр торговли.

 

1) 1 из глоб тенденций развития совр произв-эк среды в об-ве явл преобладание сферы услуг или третичн сектора эк-ки над индуст секторами народн хоз-ва. Первичн(добывающ, лесн хоз-во, с/х), вторичн (перераб). 5 индустр цикл (1990-2000) явл посл циклом индустр развития и предст собой своеобр переход к постиндустр информ-сервисн об-ву, эк-ка кот отражает собой эк-ку надиндустр отношений, кот складыв-ся не в процессе проив-ва, а в процессе обслуживания. Это проявляется в динамично растущей доли сферы услуг, занятости насел-я и в нац доходе. В промышл-разв странах уд вес сервисн сектора в ВВП в средн сост-т 63%, в развивающ – 49%. Доля занятых в США в сфере услуг превысило 50% рубеж в 1955г, в Великобритании – в 1960, Франция- 1970, Япония – 1975, Герм, Италия – 1980, в РБ пока не достигнут (~42%). Опосредов ускорением развития сферы услуг факторное влияние макросреды на сферу тов обращения явл эк реальностью и м б структурировано след образом :

Табл 1. Хема влияния факторов макросреды на сферу тов обращения

Экономич ускорители Трансформация представлений потребителей о таварах: услуги в потреблении стан-ся все более похожими на физич продукты: физич продукты в потреблении стан-ся все более похожими на услуги. Рост ОРТ: рост объема своб времени и свободно располаг дохода у работ-щего насел-я: расшир-е свободы выбора досуговой деят-ти. Повыш-е ур-ня специяал-и промышл пр-ва Стирание различий м/ду деят-тью в сфере пр-ва и реал-ции физ продуктов и в сфере оказ-я услуг; Рост спроса на разл рода потребит услуги; Выделение так называем «внутр» услуг из состава индустр секторов эк-ки и превращение их в самост специализир виды и отрасли деят-ти Развитие систем сервисн сопровождения физич продуктов
Социально-демограф ускорители Усложнение тенденций развития об-ва: индивидуализация личности;   Соц интеграция людей   Процесс старения наций   Соц – эк эмансипация женщин     Усложнение сем отношений Возник-е и распростр-е процессов персонализации физ продуктов и услуг Расщир-е спроса на делов услуги: усиление правов ф-ций гос-ва в регул-нии сферы услуг Рост спроса на услуги систем пенсион и соц обеспечения, здравоохр-я и страхов-я Возник-е и расшир-е спроса на внедом услуги, ориентиров на дом хоз-во; Возн-е проблем в жилищно-комплексе
Политико-прав ускорители Либерализация гос рег-щего возд-я на эк-ку в целом и в сфере услуг в част-ти Заключ-е генер соглашения по торговле услугами Минимизация или ликвидация многих барьеров, препятствующих конкуренции Интернационализация обмена услугами
Культурнык и ценностные Ускорители Культурные различия м/ду странами порождают проблемы в сфере услуг Необх-ть учета национ и культ особенностей и традиций при разработке предлож-я услуг
Природная среда Ограниченность и дефицитность сырьевых рес-сов Увеличение объемов традицион и появл-е нов видов услуг, связанных с рацион исп-нием рес-сов и улучшением окруж среды
НТП Рост объемов осн фондов и повыш-е технич оснащенности осн секторов нац хоз-ва и быта Повыш-е матер благосост-я людей и улучш-е кач-ва их жизнедеят-ти на основе роста обществ произв-ти труда Отставание роста произв-ти труда в сфере услуг по сравн-ю с промышл пр-вом Развитие нов информац технологий Увелич-е объемов и разнообр-я услуг, оказыв индустриал секторам эк-ки Рост доли расходов на услуги в ден доходах насел-я Рост занятости в сервисн секторе эк-ки Увелич-е доли пост изд-ек, не связ с затратами труда, в себест-ти услуг во все более капиталоемкий сектор эк-ки Глобализация масштабов деят-ти пр-тий сферы услуг Вовлечение потр-лей в деят-ть пр-тий сферы услуг путем внедрения систем самообслуж-я

Ключ (осн) фатктором, обусл инновац рост в совр мире, явл НТП. Развитие индустр секторов эк-ки на технологич основе и связ с ним пост повыш-е произв-ти труда объективно трубует соотв ур-ня обслуж-я. Прим-е совр техники и прогресс обор-я в торговле не приводит к значит высвобожд-ю раб-ков, но м спос-ть повыш-ю кач-ва услуг и улучшить условия труда раб-ков этой сферы, поэтому трудосберег эффект научн-технол развития в этой сфере меньше, чем в индустр секторах эк-ки. Преобл-ет тенденция отставания роста произв-ти труда и повыш-е трудоемкости. Этим во многом и объяснятся более выс рост занятости в целом в сфере услуг по сравн-ю с промышл пр-вом. Др рез-том роста произв-ти труда на основе научно-технич прогресса явл повышение ур-ня благосост-я и кач-ва жизни насел-я.

2) Влияние на товарн обращение эк ускорителей обусловлено трансформацией представления потребителей о товарах. С 1 стороны потребл-е услуг незаметно заменяет потребл-е многочисл физич продуктов, в рез-те – эволюция содержательной сущности понятия товара. Это находит отражение в интеграции предложения физ продукта и связ с ним услуг. С др стороны, происходит и противоположн процесс, т е вместе с приобретением услуг приобретаются и опред физ продукты, что повышает долю матер составляющей услуги. Кроме того, под давлением требования рынка к обслуж-ю потребителя в режиме реал времени круглосуточно незав-мо от его местораспол-я, возможности персонифицированя услуг под кажд конкретн потребителя резко сокращ-ся, в рез-те набл-ся стандартизация, унифик-ция, пакетиров-е услуг во многих отраслях сервисн сектора.

Т к ускорение научно-технич прогресса пост-но поднимает ур-нь кач-ва жизни насел-я, а также…общ тенденцией для физ продуктов как потребит так и произд-технич назначения явл сокращение цикла их жизни. Потребителям становится эк-ки менее выгодно содержать и обслуж-ть уже имеющ физ продукт в срав-нии с приобр-ем нового.

Т о пост уменьшение относит важности матер части товара и сокращ-е цикла жизни физ продукта происходит параллельно с уменьшением части добавочн ст-ти производимой в сфере пр-ва матер продукта.

С углублением обществ разделения труда изм-ся соотновешие своб и раб времени, соотн-е труд и досуг деят-ти, увелич-е объема своб времени и свободно располаг дохода у работающ населения расшир-ет свободу выбора досуг деят-ти и обуславливает расшир-е разнообр-я форм исп-ния своб времени, рождает спрос на разл рода потребит услуги, направл на развитие личности.

Под влиянием усложнения запросов потребителей заставляют пр-лей более глубоко сигментировать свое предл-е от предл-я конкурентов. Акцент конкуренции в наст время переновится в неценов область.

В совр об-ве дейст-т 2 противоречив тенденции: индивидуализация и соц интеграция людей.

Средн продолжит-ть жизни в США – 76 лет, в Япония доля населяя старше 65 лет – 16%. В РБ продолж-ть жизни около 70лет. Старение нации индуцирует спрос на услуги систем песнион обеспечения и страхов-я и на соотв товары.

Важн сост-щей политико-прав рег-ния торговли явилось многостор генер соглашение по торговле и услугам «ГАТС», кот было подписано вместе с соглашением по торг аспектам прав на интел собст-ть «ТРИПС». Эти док-ты легли в основу преобраз-я генер соглашения о тарифах и торговле «ГАТТ» во всемирн торг орг-цию ВТО. Развитие совр цивилизации обостряет эколог проблемы и усиливает стремл-е к рационал-ции исп-я рес-сов в особенности невозобносляемых.

Ориентация на экологию стан-ся 1 из осн факторов инновац развития торговли как в среднеср так и долгосрочн периодах. Осн направлениями развития торговли в странах ЕС выдвинуты:

1. Экологич ориентация как стратегия рынка

2. Система повторн исп-я упаковки и упаковочн материалок, так назыв дуальные системы

3. Необх-ть создания побудит мотивации к экологич сознанию поведению потребителей

Это означает что формир-е нового эк-кого регул-я взаимоотнош-ний об-ва и среды обитания в значит ст-ни ставит под ? существ ур-нь свободы потребления и предприним-ва в том числе торгового. По отношению к продукту и коммуникации на рынке это предполагает а)прекращ-е пр-ва ненадежн и опасн продуктов, б)запрещ-е перераб-ки и обработки недоброкач и несертифицир полуфабрикатов и сырья, в)прекращ-е психолог дифференциации продукта, г)наличие полн инф-ции о продукте, д)целесообр упаковку с указанием необх данных о продукте, е)шир выбор сервисн услуг. В индуст развит странах актуальн проблема – избыточного потребления.

3) Инноватика – наука, кот направлена на изучение теории создания новшеств, активизацию делов активности пр-тия за счет адаптации к инновац процессам, обеп-я устойч темпов роста на основе научно-технологич развития. Инноватика делает акцент не только на новизну принимаем решений, но и на их практич исп-е. в зав-ти от исп-я рез-тов научно-технич разработок принято различать 2 этапа эк развития.

1 этап – научно-технич развитие в моделях эк роста рассм-ся как экзогенн (внешн фактор развития). Это связано с тем, что наука в значит степени развив-ль как самост система, кот производила нов знания, но в то же время нов оборуд-е, образцы м создаваться людьми, кот не имели научн знаний. Поэтому наука развивалась практически параллельно произв процессу.

2 этап- втор полов ХХ отлич тем, что конк пр-во не может сущ-ть без исп-я научно-технич знаний. Наука треб всё больше рес-сов, кот может дать только пр-во. Возник и развив инновац деят-ть, направлен на исп-е научных и технологич знаний в произв и непроизв сферах с целью повыш-я эф-ти исп-я рес-сов на основе новых технологий.

 

Теоретич базой для развития инноватики явились работы австр ученого Ёзефа Шумпетера «теория эк развития» (1911г), «деловые циклы» (1939г). Он выделил понятие изменений, которому дал потом термин «инновации», он рассм-т завис-ть эк развития от технологического. Им были выделены 3 цикла: 1 связан с промышл переворотом(1805-1845), 2 – с развитием ж/д (1845-1900)- 2 промышл революция – открытие парового двигателя, 3 цикл – связан с развитием электро-энергетич и хим пром-ти, изобретением двигателя внутр сгорания (1900-1950) – 3 промышл революция, связ с изобретениями в области хим и электр энергии, изобретением двигателя внутр сгорания. Дальнейш развитие теории циклов в совр условиях связывают с понятием технологич укладов и кластеров.

(!) Значит вклад в развитие практики инноваций внесли работы русск ученого Николая Кондратьева. В мир науке и практике его делов циклы получили признание и название «длинных волн Кондратьева». На основании обширн стат материала выявил сущ-е больш длин волн или больш циклов конъюнктуры (протяженность 40-60 лет). Их основа – смена пассивн части капитала. Средн волны(7-10лет) вкл замену акт части капитала, коротк волны (3-3,5года) хар-ет рын конкурент изм-я по отнош-ю к опред видам продукции. В совр условиях инновац деят-ть оказ-ет значит возд-е на развитие гос-ва:

-изменилась концепция нац без-ти – в наст время она преим-но склад-ся из ур-ня технологич развития страны и ее способности адаптироваться к инновац процессам

-в наст время технологич отставание означает неэквивал эк обмен

-интеллект рес-с становится важн условием развития в совр условиях, рын ст-ть орг-ций м многократно превышать ее баланс ст-ть.

-при низк технологич ур-не нац эк-ки проблема заключ в потере возможн коммерч успеха, но и в отсут-вии эфф потенциала развития, неспособ-ти привлечь в нац эк-ку иностр инвестиции, получить соотв доход от экспорта продукции. В сорм условиях именно инновац деят-ть явл основой конкурентоспос-ти отраслей нац эк-ки, регионов и орг-ций.

4)

5) научно-технич прогресс (НТП) – непрерывн процесс внедрения нов техники и технологий орг-ции проив-ва и треда на основе достиж-я и реал-ции научн знаний.

НТП – прогресс научн знаний, рез-том кот явл нововведения, т е прогрессивн изм-я техники, технологии, продукта, орг-ции пр-ва. Научн достиж-я выраж-ся в технике и технологиях, но и в знаниях и навыках людей, они требуют психологич и организацион перестройки, подготовки и переподготовки кадров, изм-ний в системе упр-я.

Переход к инновац эк-ке означает изм-е всех слагаемых научно-технологич процессов(ПЛАНИР-Е, УПР-Е, ФИнансир-е, кредитован-е, финансир-е м/дунар научно-технич сотрудничества). В их(осн направлений изм-ний) число входит ограничение роли гос-ва – оно планир-ет и организует разработку и освоение только огранич числа крупнейш нововведений на основе долгосрочн комплексн программ, ориентирован на крупн структурн сдвиги, замена централиз планирования гос-общественным рег-нием научно-технологич развития, усиление роли рын механизма в обеспеч-и соотв-вия спроса и предл-я на нововведения, стимул-е конкуренции на рынке нововведений (инноваций), внедрение таких инструментов рег-я рынка нововведения, как гос заказы, целев субсидии(субвенции), гранты, льготн кредиты, налог и ценов льготы, ускорен амортизация.

Составн частью НТП явл научно-технич революция (НТР)-высш ступень НТП, развивается она на революц основе, т е НТР – скачкообразн процесс. Принято различать микро и макро революцию. Макрореволюция затрагивает всё обществ пр-во (электрофикация, внедрение ЭВМ). Микрореволюция затрагивает только отд отрасли нац эк-ки.

1 технологич революция связана с изобретением с/х технологий и переходом от примитивн охоты и земледелия к земледелию и скотов-ву, 2 технологич связана с массов переходом от земледельческ способа пр-ва к индустр (промышл). Эта технологич революция явилась мощн толчком развития человеч об-ва, начавшись чуть более 200 лет назад. Все научн достиж-я появились именно 2 технологич революции.

С 70-х гг прошл столетия проходит 3 революция – информацион-технологич революция. По прогнозам она продлится до середины 21века, когда об-во вступит в так назыв кибернетич революцию, основан на искусств интеллекте, на взаимосвязи м/ду челов интеллектом и электр технологии.

Т.О. Соврем НТР означает: 1. Создается един технич база с многозвенн технологич комплексами, 2. Осн формой обществ богатства становятся знания, умения и навыки, 3. Занятость раб-ков в сфере услуг (информац, фин, тогр,) стан-ся выше, чем в матер пр-ве, 4. Пр-во ориентир-ся на изготовл-е всё более широк и часто обновляем ас-та изделий по конкр заказам потребителей, 5. Увел-ся доля занятых на раб местах принципиально нового типа.

Научно-технологич развитие торговли имеет особ знач-е, т к по ур-ню ПТ эта отрасль хоз-ва отстает от других. От ПТ в торговле зависит: скорость продвиж-я тов-в до покуп-лей, скорость их обслуж-я, товарооб-ть, ускорение которой ведет к сниж-ю тов потерь и др И, также к более быстр обновл-ю ас-та, улучш-е эк рез-тов деят-ти торг орг-ции.

Научно-технологич развитие торговли стимулирует развитие Т, повыш-я рент-ти торговли, соверш-е технологий и МТБ, системы упр-я отраслью, вносит существ изм-я в содерж-е и хар-р труда торг раб-ков, их проф состав и ур-нь подготовки, спос-ет углублению разделения труда.

С научно-технологич развитием торговли связано и решение таких важн соц-эк проблем, как сокращ-е времени, затрачиваем населением на приобр-е тов-в и услуг, облегч-е дом труда, сниж-е затрат нервн энергии, связ с очередями в магазе, повыш-е эф-ти труда в др отраслях нац эк-ки. От ур-ня НТразвития торговли судят по тому, как повыш-ся общ ур-нь культуры торговли, как создается максим удобства пок-лям при выборе и приобретении тов-в и услуг, сниж-ся И потребления. НТ развитие торговли связано с НТП пром-ти и наоборот. НТП пром-ти явл базой технич вооруж-я торговли, ее оснащ-е соврем машинами, механизмами и приборами. Технич прогресс торговли активно влияет на пр-во, создавая заказы и необх предпосылки для его ускорения и расширения. Проблема научно-технолог развиия торговли носит компл хар-р и вкл след слагаемые: 1. Развитие прогрессивн технологии торг процессов на всех этапах товародвиж-я, 2. Ускор-е механизации и автоматизации трудоемких опреций торгово-технологич процесса, 3. Соверш-е МТБ, 4. Соверш-е орг-ции труда и упр-я торгово-технол процессами и людьми, 5. Создание кадрового потенциала.

Соврем направл-я развития НТП в торговле:

-индустриализ-я осн торг процессов, в т ч информац-х, коммерч-х, управленческих, мат-вещ, связ с упаковкой и подготовкой товара к продаже и потреблению

-созд-е системы взаимосвяз машин и обор-я для выполн-я совокуп-ти торгово-технологич процессов, в т ч автоматизир склалск комплексов

-развитие и создание новых научных технологий торг процессов на основе их автоматиз-и и электронизации

-развитие прогресс способов продажи тов-в на основе внедрения нов техники и активизации роли покуп-лей в процессах торговли.

-создание МТБ, каналов товаропроводящ сети, обеспеч-щих экономичность товародвиж-я – внедрение логистики.

-формир-е эффективн организацион структур упр-я торговлей на принципах гор интеграции, обеспечив-щей макс исп-е достижений НТП

-централизация упр-я НТП-ом и развития МТБ торговли.

Д соверш-ся сквозн, технологич таро-транспортн системы перемещ-я тов-в от произв-ля до магаза, основан на примен-и тары, оборуд-я, пакетиров-я и контейнеризации перевозок. Пакетир и контейнер-я - стратегич направл-я соверш-я перевозок и погруз-разгруз работ во всех отраслях нар хоза (с 50 гг прошл века). Перспектив методы продажи – самообслуж-е, продажа тов-в в кредит, в рассрочку, продажа по предварит заказам, по образцам и каталогам, посылочн торговля, интернет-торговля, щтрих-кодирование, касс терминалы.

 

 

ТЕМА 2. Торговая инновация в сфере тов обращ-я.

 

1. Опред-е и класс-я инноваций

2. Торговая инновация, сущность, св-ва, ф-ции

3. Функциональный и технологич подходы к класс-и торг инноваций.

 

1) В эк науке термир инновация как осущ-е нов комбинаций ввел Ёзеф Шумпетер. Это понятие охватывает 5 случаев изм-я: 1. изготовл-е нового, т е еще неизв потр-лям блага или созд-е нов кач-ва того или иного блага, 2. Внедрение нового, т е данной отрасли пром-ти еще практически неизвестного метода или способа пр-ва, в основе кот не обязат-но лежит нов научн открытие и кот м заключ-ся в нов способе коммерч исп-я соотв товара, 3. Освоение нов рынка сбыта, т е такого рынка, на кот до сих пор данная отрасль пром-ти еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет, 4. Получ-е нового источника сырья или п/лфабрикатов, независимо от того существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание или считался недоступным или его еще только предстояло создать, 5. Проведение соотв реорг-ции, напр обеспеч-е монопол полож-я или монопол полож-я др пр-тия.

Соврем инноватика => ТАМО, Т-технология, А-нов прилож-е в форме нов товаров, М-нов рынок (сегмент рынка), О-внедрение нов организ элементов/нов орг-ция процесса.

Сущ-ют 3 главн типа модели научно-инновац развития: 1. С ориентацией на лидерство в науке, реализацию крупномасш целев проектов с полн научно-произв циклом, со значит долей научно-инновац потенциала в сфере обороны (США, АНГл, Франц, РФ), 2. С ориентаций с распространением нововведений, создание благоприятн инновац среды во всех секторах эк-ки (Герм, Швеция, Швейцария), 3. С ориентацией на стимул-е нововведений ч/з развитие инновац инфрастр-ры, обесп-е восприимчивости к нововведениям мир НТП, координац-ю действий разл секторов в области науки и технологий (Чпония, Южн Корея).

Соврем концепцией изуч-яя инноваций на макро, мето и мега ур-нях явл концепция нац инновац системы (НИС) (появилась в Германии в 90гг). На микроур-не методология изуч-я инноваций заложена в концепции жизн цикла, согласно кот инновация рассмат-ся как комплекс технологич, эк и соц перемен. С учетом технологич развития мира зап ученые особ внимание уделяют технологич инновациям, понимая под ними разраб-ку нов продукции (NPD) и нов видов бизнеса (NBD).

Причина возникнов-я инноваций заключ в пост стремлении чел-ка усоверш-ть существующ обществ систему, устранить противоречия м/ду реал и желаем состоянием.

В соврем уловиях одним из мотивов создания новшеств становится конкур-ция на рынке, именно она стимул-ет пр-тия разрабатывать и внедрять новинки либо для удерж-я своих позиций на рынке, либо для освоения нов сегмента и получ-я доп конкурент преимущ-в

Гл особ-ть инноваций – ее практич исп-е и получ-е коммерч выгоды. Нововведения создаются для улучш-я финан сост-я орг-ции и получ-я выгоды, т е 1. Выгода м б прямая в виде ден ср-в, 2. Косвенная, напр получ-е долгоср конкур преим-в.

В законе Рб об основах гос научно-технич политики (1997) инновация (нововедения) – создаваем осваеваем нов или усовершенств технологии, виды тов продукции и услуг, а также организац-технич решения производ, администр, коммерч или иного хар-ра, способст-щие продвиж-ю технологий тов продукции или услуг на рынок. Новшества, разработ, но не внедренные в практич деят-ти, наз Новацией.

Т. О. современ теории инноватики трактуют инновацию как конечн рез-т инновац деят-ти, реализов в виде нов или усоверш технологич процесса, технологии, тов-в, услуг.

Класс-ция.

1. По сфере функцион прим-я:

· Технич

· Эк

· Соц

· Организац-управленч

· Образоват

· Банковск

· Торговые

· И т д

2. По инновац потенциалу:

· Базисные (координально изменяют)

· Модифицирующие (частич модификация –изм-е % жира)

· Псевдоинновации (незначит изм-я, кот не приводят к серьезн изм-ям в кач-ве товара)

3. По предмету инноваций:

· Продукт

· Процесс

4. По цели создания: стратегич, реактивн

5. По хар-ру удовлетв-я потребности: удовлетворяющ сущетсв потребности, формирующ нов запросы

6. По источнику появлению: НТП, об-во, потребности орг-ции.

7. По мастабу прим-я: структ единица (подразд-е), орг-ция (предп-е), отрасль, эк-ка страны

8. По способу разраб-ки: с привлечением внешн разработчиков, разработан в данн орг-ции

9. По новизне: абсолютн (нов для дан отрасли для всего мира), относит

10. По ур-ню создания и распределения: общегосуд, региональн, корпорат, внутрифирмен

11. По инновац потенциалу: радикальн(полностью меняющие орг-цию и ее возможности), совмещенные (внедрение новшества происходит при исп-нии имеющихся возможностей пр-тия), модифицированные (внедрение новшества происходит при изм-нии возможностей орг-ции)

12. Стадии жизнен цикла орг-ции, технологии или товара, длительность этапа инновац процесса

Объекты инноваций: материалы, продукты, технологии, ср-ва пр-ва, люди, соц среда, орг-ция и ее подразделение.

 

2) Торгов инновация-это целенаправл осущ-е технич, соц, организацион изменений торговой деят-ти и поведения потребителей с целью получения прибыли или др выгоды.

Торг инновации как соц-эк инновации присущи след св-ва: новизна- хар-ет потенциальн отличие инновации от имеющихся, совместимость- хар-ет потенциальную возм-ть исп-я инновации при неразрывн взаимосвязи систем производителя и потребителя, мобильность – отражает функцион зависимость торг инновации от времени и пространства, ее локальность и рассредоточенность, оперативность – св-во связано со значимостью коммуникац составляющей торг деят-ти (особенностью принятия решения в торговле – их большое кол-во за короткий промежуток времени), коммерч реализуемость- она связана с потенц прибыльностью инноваций с учетом возм рисков, безопасность – выражается в гарантии без-ти людей при исп-нии инноваций, ценность – хар-ет потенц полезность и конкурентосп-ть.

Ф-ции торг инновации:

· Воплощение в жизнь достижений человеч интеллекта, научно-технологич рез-тов, что способствует интеллектуализации трудовой деят-ти, повышению ее наукоемкости. Эта ф-ция отражает закономерность растущей интеллектуализации об-ва по мере его ступенчатого развития.

· Расшир-е круга произволим и реал-емой продукции и тов-в, улучш-е их кач-ва, что спос-ет росту потребности кажд чел-ка и об-ва в целом и удовлетв-ю этих потребностей. Этим выраж-ся закон возвыш-я и дифференц-и потребности.

· Вовлечение в пр-во и реал-ю тов-в нов производит сил, что спос-ет пр-ву тов-в и услуг с меньшими затратами труда, материалов и энергии. Это соот-ет закону экономии труда

· Концентрация инноваций в той или иной сфере помогает произвести стр-ру (вос?)пр-ва в соотв-и со стр-рой внешн среды. Эта ф-ция выражает з-н прапорц-ти развития.

3)

подход Класс признак  
  Технологич подход Содержание Торгово-произв Организац-эк Соц-полит Гос-правов Комплексная
Новизна радикальная улучшающая Модифицирующ    
Преемственность На основе выс технологий На основе технологий средн ур-ня На основе технологий низк ур-ня    
Исп-е научных знаний На фундамент научн знаниях На прикладн научн знаниях На специализир научн знаниях На сочетании разл типов знаний  
Происхождение экзогенн Эндогенн      
Место в сфере тов обращения Оптов розничн общепита Выставочно-ярморочн Биржевая
Участие потребителя(произв-ля) С участием потребителя (произв-ля) Без участия потр-ля(произв-ля)      
Сектор рынка Фирменн торговля Корпорат торговля Электрон торговля Нестацион торговля  
Эффективность экономич соц экологич Комплексн  
Величина эффективности выс средн низк Неэффективн  

 

подход Класиф признак Вид торг инновации
Функцион подход Объект возд-я Товар Торговая технология потребитель Произв-ль Соц изменение Организац-эк изменение Научно-правов изм-е
Ур-нь изменений Глобальн нац Регион отраслев локал точечная  
мотивация Развитие науки и техники Потребности пр-ва и реал-ции Потребности рынка(потребит, труда, и тд) Интеграция торг услуги и товара      
Совместимость с др системами открывающ отменяющая заменяющая Сопряженная      
Хар-р структ связей На входе На выходе Общ стр-ры        
Хар-р связи с товаром эксклюзивн селективн массовая        
Хар-р связи с потребителем единичная избират Широкая        
Хар-р эффекта С постоянным С переменным С разовым С обратным С осязаем С неосязаем С необатим
Зона эффекта Обнаруж-е нов областей прим-я Исп-е нов принципов функционир-я Создание нов конструктивн решений Расчет оптимизации параметров      

 

Исп-е данных схем позволяет оценивать результативность, опр-ть направления, требующ корректировки в инновац деят-ти в сфере товарн обращения.

 

(тема 1, вопр 4)

Технологич уклад представляют больш группы технологич стр-р, связ др с другом однотипн технологич цепями, в рамках кот заключен замкнут макроэк цикл.

Глазьев С.Ю. определяет: тенхнологич уклад – целостн комплекс технологически сопряженных пр-в.

Л.Н. Нехорошева определяет: технологич уклад – сов-ть взаимосвяз и согласов технологич процессов, соотв-щих ур-ню техники и квалиф-и раб-ков, видов исп-мой энергии, методов орг-ции и упр-я, пр-вом и реал-ции продукции ТРУ, обесп-щих получ-е конечн рез-та.

Приянто выделять 6 технологич укладов:

1. 1770-1830 гг. доминировал в странах- технологич лидерах (великобрит, Франц, Бельгия) и развит странах (Герм, Нидерланды, Россия). Ядро уклада составляли: текстильная пром-ть, текстил машиностроение, выплавка чугуна, обраб-ка железа, строит-во каналов, водянов двигатель. Ключев фактор – текстильные машины! Преимущ-ва – механизация и концентрация пр-ва на фабриках. Наблюдались след процессы, режимы и институты: разруш-е феодальных монополий, ограничение профессион союзов, свобода торговли, британск доминир-е в м/дунар торговле и фин мире, конрен-я отд предпринимателей и мелк фирм, их объедин-е партнерства, обеспещив-щие кооперацию индивид капитала, орг-ция научн исследований в нац академиях и научн об-вах, индивид инженерн и изобретательское предприним-во и партнерство, проф обучение кадров с отрывом от пр-ва.

2. 1830-1880. Доминировал в странах- технологич лидерах (великобрит, Франц, Бельгия, США) и развит странах (Италия, Нидерладнды, Швйцария, россия, Австровенгрия). Ядро уклада – паровой двигатель, ж/д строит-во, транспорт, машиностр-е, пароходостр-е, угольная и станкоинструмент пром-ть, черн металлургия. Ключ фактор – паровой двигатель и станки. Преим-ва: рост масштабов и концентр-я пр-ва на основе исп-я парового двигателя. Характерн процессы, режимы, институты: свобода в торговле, огранич-е госуд вмешательства. Ку

 

Тема 3: Инновац деят-ть в сфере товарн обращения

1. Источники инноваций

2. Организацион стр-ры в инновац деят-ти

3. Жизненно-циклич концепция инноваций

4. Хар-ка и осн этапы инновац процесса

 

 

1) Условия для появления инноваций образуются в об-ве непрерывно, однако в силу многих причин они часто бывают незамеченными. П. Друкер выделил 7 осн источников инноваций:

· Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде)

· Неконгруэнтность- несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках

· Потребности произв процесса

· Внезапные изменения в стр-ре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»

· Демографич изменения

· Изменения в восприятия и настроения потребителей

· Новое знание (научн или ненаучн)

Первые 4 источника относятся в внутр источникам, они возникают в рамках отрасли или орг-ции.

Следующ 3 источника нововведений относятся к внешн, имеющ происхождение за пределами предприятия или отрасли.

Из 7 типов изменений наиб важн явл 3 и 7, т к они носят наиб радикальный хар-р.

ü Реал-ция 3 типа источника предполагает необходимость понимания, что:

1) Недостаточно опр-ть потребность, важно разобраться в ее сути

2) Не всегда возможно удовл-ть потребность, в этом случае остается решение какой-то ее части.

При решении этой проблемы необходимо ответить на такие вопросы:

§ Понимаем ли мы в чем, в каких изменениях нуждается процесс

§ Имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно еще получить

§ Соотв-ют ли наши решения привычкам, традициям и целевым ориентациям целев потребителей?

Наиб радик изм-я происходят на основе новых знаний.

Эти инновации, как правило, трудно управляемы. Это связано: а) наблюдается большой разрыв м/ду появлением нового знания и его технологич исп-ем , б) происходит много времени для того, как новая технология материализ-ся в новом продукте, процессе или услуге.

В связи с этим инновации, основанные на новых знаниях, требуют:

1. Тщат анализа всех необх факторов

2. Ясного понимания преслед цели, т е необходима четк стратегич ориентация

3. Орг-ция предприним упр-ния, поскольку здесь необх-мы фин и управленч гибкость и нацеленность на рынок.

Нововведение, основан на нов знаниях, должно «созреть» и быть воспринято об-вом. Только в этом случае оно принесет успех.

В сфере товарн обращ-я нов идеи формир-ся, как правило, под влиянием мнения потр-лей о возм способах удовлетв-я их потребностей. Широкие контакты с потреб-лями позволяют формир-ть более объемный портфель нов идей, сокращает время поиска нов решений, обесп-ет гибк реагирование на изм-е конкурент среды.

Задача увел-я числа нов идей при обновлении тор ас-та обусл-на выс динамизмом спроса. Соц потребности м претерпеть сущ изменения в очень коротк сроки и для своевр адаптации торг орг-ция д обладать определ запасом идей.

В области разработки и реал-ции замысла услуг-новинок орг-ции обладают, как правило, большими возможностями. Пр-во нов услуг зачастую не требует крупн инвестиций, мощной МТБ, сложного ресурс обеспечения и м б осущ-но в коротк сроки. Инновац мобильность в этой сфере значительно выше, что повышает эф-ть предпримин и маркетингов деят-ти.

2) наиб важн ф-ции организац стр-р в инновац деят-ти след:

1. долгоср повыш-е квалиф-и персонала

2. накопление и систематизация научн-технич знаний и опыта

3. передача научн-технич инф-ции от внешн источников

4. обмен инф-ции внутри стр-ры

5. обесп-е коммуникации персонала, подразделений маркетинга со специалистами отделов

6. стимул-е творч подхода и развитие творч потенциала сотрудников компании.

При внедрении инноваций выявляются недостатки традицион орг стр-р:

- неподвижность (нодост гибкость и мобильность подразделений, процессов и технологий)

- наличие больш числа инструкций, планов и графиков

- рутинность обязанностей сотрудников

- отсутств-е творч подхода при выполн-и задач

- негатив восприятие улучшений и изменений

- низк произв-ть

Организ стр-ры инновац орг-ций основ-ся на опред схемах. Оргинч схема построения орг-ции основ-ся и эф-на при применения выс технологий в усл диманичн вшенш окруж-я. Она основана на применения формальн правил и процедур, 2. Участии сотрудников в принятии управл решений, 3. Гибкость упр-я, 4. Наличие небол числа иерархич уровней

-дивизион организац стр-ра: прим-ся в крупн произв компаниях с низк мобильностью подразделений и вы сур-нем бюрократизма системы упр-я, в болш многофункц корпорациях, в усл пр-ва больш ассортим ряда продукции. Она основ-ся на департаментном разделении деят-ти , в основе кот лежит научн дисциплина, проектн упр-е, в) упр-е по продуктам, предполаг разделение деят-ти на неск направлений, г) планиер-и и прогноз-нии.

Программно – целевые стр-ры: *централизов, т е подчинение всех участников крупномасшт проекта одному органу упр-я, * координационные, т е создание и введение в линейн-функцион стр-ру координир подразделений.

Матричная стр-ра – имеет комбинир программн и функцион части. В ее основе лежат 2 принципа: четкое разгранич-е управленч и профессион ответ-ти, регламентация ф-ций руководителей проектов. Ее недостатки: размыт границы личн отв-ти сотрудника, трудности при принятии решений, выс накладн расходы.

Индивид организац стр-ра : это добровол объедин-е полуавтономн объединений. принципы ее построения: кооперация деят-ти, конкуренция м/ду членами объединения, децентрализация стр-ры, формир-е центров прибыли, учет интересов всех членов, пост поиск нов возможностей.

Адхократический организац стр-ры упр-я :в быстрораст отраслях выс тенологиях для выполн-я сложн многоэтапн задач.

Многомер орган стр-ры базир-ся на матр стр-ре и ориент-ны на терр-рию, рынок и потребителей.

Партисипативные организ стр-ры – основ-ся на участии сотрудников в упр-и путем создания органов самоупр-ния.

\\\\ (пропуск)

Потребности и установки людей изм-ся по мере того, как они переходят от 1 этапа жизни к другому. Точно также люб товары и услуги проходят ряд стадий , кот в сов-ти предст собой некот разновидность жизн цикла. Цикл означает сов-ть взаимосвяз явлений . процессов и работ, образующих законч цикл развития в теч какого-либо промежутка вермени. Жизн цикл инновации – определ период времени, в теч которого инновация обладает активн жизнен силой и приносит



2016-01-26 580 Обсуждений (0)
Экономика инноваций в торговле 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономика инноваций в торговле

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)