Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вклад теорий Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева в психологию аномального развития



2016-01-26 1166 Обсуждений (0)
Вклад теорий Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева в психологию аномального развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологические параметры дизонтогенеза.

 

В.В. Лебединский выделил 4 патопсихологических параметра дизонтогенеза. То, как именно будет нарушаться психическое развитие в каждом конкретном случае, зависит от: 1. Функциональной локализации нарушения; 2. Времени поражения; 3. Соотношения первичного и вторичного дефектов; 4. Характера нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. Т.к. мозговая организация психических функций имеет сложное системное строение, то нарушения различных структур мозга будут иметь разные последствия. В связи с этим выделяют общий и частный дефект. Общий дефект связан с нарушением регуляторных систем. Нарушение подкорковых систем приводит к снижению бодрствования, нарушениям психической активности, патологии влечений, элементарным эмоциональным расстройствам. При нарушениях корковых регуляторных систем (дисфункции деятельности лобных долей мозга) отмечается недостаточность целенаправленности, контроля, обуславливающая дефекты интеллектуальной ДД и нарушения более сложных, эмоциональных образований. Частный дефект связан с нарушением ДД различных анализаторов. Частный дефект приводит к дефицитарности отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Нарушение частных функций более парциальны и нередко могут компенсироваться за счет сохранных регуляторных и других частных систем. Второй параметр связан с временем поражения. Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше произошло поражение нервной системы, тем вероятнее явление недоразвития психики. В психическом развитии ребенка выделяются периоды, в которых большинство психофизических систем находятся в сензитивном состоянии, и периоды, для которых характерна достаточная устойчивость психических функций. Основными периодами детства являются, как известно, возрасты 0-3 года и 11-15 лет. В эти периоды наиболее интенсивно развиваются все стороны психики и личности ребенка. Поэтому именно в эти периоды наиболее велика вероятность психических нарушений.
Третий параметр характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Л.С. Выготский в структуре дефекта выделял первичные и вторичные симптомы. Последние возникают в процессе аномального соц развития. Именно вторичные нарушения, имеющие соц природу должны быть объектом коррекции. На первых порах основным препятствием к развитию, обучению и воспитанию явл первичный дефект. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Может быть и сочетание нарушений. Например при олигофрении может иметь место недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых. Механизмы возникновения вторичных нарушений могут быть различны. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной (недоразвитие устной речи при повреждении деятельности слухового анализатора). В этом случае говорят о специфич. недоразвитии. Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления основного дефекта. Важный фактор возникновения вторичных нарушений – соц. депривация. Дефект тормозит приобретение знаний и умений и приводит к пед запущенности; к нарушению развития личностной сферы. Если сначала препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, то в дальнейшем именно вторичные нарушения определяют более широкий круг психологических возрастных проблем и препятствуют социальной адаптации. Четвертый параметр связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. В процессе психического развития возникновение новых качеств явл. рез-том перестройки внутрисистемных отношений. В нормальном онтогенезе выделяют несколько типов межфункциональных отношений. К ним относятся: явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи. В норме эти типы связей отражают уровни функциональной организации психических процессов. При патологии отмечается нарушение межфункциональных связей, приводящее к нарушению общего хода псих. развития. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированные функции, лишенные воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируются, «зацикливаются» в своем развитии: при некоторых формах олигофрении (при гидроцефалии) может встречаться хорошая механическая память и речь. Однако из-за нарушения мышления эти функции выступают изолированно, не приобретают характера осмысленных и опосредованных, поэтому остаются на более низком уровне реализации.

Вклад теорий Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева в психологию аномального развития.

А. Н. Леонтьев: разрабатывал с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией культурно-историческую теорию, провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс «вращивания», интериоризации внешних форм орудийно-опосредованных действий во внутр. психические процессы.

 

Разработал общепсихологическую теорию предметной ДД. Содержание этой концепции связано с проведённым анализом возникновения и развития психики в филогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры ДД и сознания, мотивационно-смысловой сферы личности.

На основе предложенной А. Н. Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции) изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и другие), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания и личности (трактовка её базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований).

Сформулированное положение о ведущей деятельностии её определяющем влиянии на развитие психики ребёнка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутой Д. Б. Элькониным.

 

Л.С Выготский: диагностика недостатков развития, выделение закономерностей психического развития при различных дефектах. К середине 20-х гг. в мире уже вполне оформились как отдельные ветви психологии психология умственно отсталых, психология слепых и, в несколько меньшей степени, психология глухих. Выготский рассматривает условия, необходимые для оформления какого-либо направления исследований и соответствующей практики в самостоятельную область. 1.Изучение причин, зависимостей и закономерностей в области психологии детей с различными недостатками развития. 2. Создание адекватных методик исследования, которые не сводились бы к простым количественным подсчетам.

Выготский: Следствием дефекта является снижение социальной позиции ребенка, сам же дефект реализуется как «социальный вывих». Многое из того, что присуще нормальному развитию, исчезает из-за дефекта. Создается новый, особенный тип развития. Нарушение взаимодействия с окружающим миром и с людьми выделяется как важнейшая общая закономерность аномального развития.

Другая общая закономерность содержится в представлениях о первичных и вторичных недостатках психического развития. Органическое повреждение, например поражение улитки, вызывает выпадение слуховой перцепции или ее недостаточность. Это первичный дефект. Вторичный дефект - нарушение формирования речи. Отсутствие словесной речи неизбежно сказывается на развитии мышления ребенка. Это недостаток 3го порядка.

Выготский вышел на важнейшие общие закономерности аномального развития. Был одним из первых психологов, применивших сравнительный подход в исследованиях детей с недостатками развития. В спец псих принято при изучении какой-либо группы детей с определенным недостатком развития иметь контрольную группу нормально развивающихся сверстников. Но для выявления специфических закономерностей псих развития при различных физических и умственных недостатках этого мало. В полной мере специфич особенности и закономерности выявляются в том случае, когда с помощью одних и тех же методик параллельно изучается психич ДД детей с недостатками развития разных типов. Раскрытие этих закономерностей может обеспечить повышение эффективности коррекционной работы.

Применение идей Л.С. Выготского о специфических закономерностях психического развития, о своеобразии структур нарушенного развития и о зоне ближайшего развития в разработке психодиагностических методик должно привести к созданию наборов дифференциально-диагностических методик, т.е. наборов методик, дающих возможность осуществить подлинную качественную диагностику

 



2016-01-26 1166 Обсуждений (0)
Вклад теорий Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева в психологию аномального развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вклад теорий Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева в психологию аномального развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)