Вклад теорий Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева в психологию аномального развития
Психологические параметры дизонтогенеза.
В.В. Лебединский выделил 4 патопсихологических параметра дизонтогенеза. То, как именно будет нарушаться психическое развитие в каждом конкретном случае, зависит от: 1. Функциональной локализации нарушения; 2. Времени поражения; 3. Соотношения первичного и вторичного дефектов; 4. Характера нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.
Вклад теорий Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева в психологию аномального развития. А. Н. Леонтьев: разрабатывал с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией культурно-историческую теорию, провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс «вращивания», интериоризации внешних форм орудийно-опосредованных действий во внутр. психические процессы.
Разработал общепсихологическую теорию предметной ДД. Содержание этой концепции связано с проведённым анализом возникновения и развития психики в филогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры ДД и сознания, мотивационно-смысловой сферы личности. На основе предложенной А. Н. Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции) изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и другие), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания и личности (трактовка её базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований). Сформулированное положение о ведущей деятельностии её определяющем влиянии на развитие психики ребёнка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутой Д. Б. Элькониным.
Л.С Выготский: диагностика недостатков развития, выделение закономерностей психического развития при различных дефектах. К середине 20-х гг. в мире уже вполне оформились как отдельные ветви психологии психология умственно отсталых, психология слепых и, в несколько меньшей степени, психология глухих. Выготский рассматривает условия, необходимые для оформления какого-либо направления исследований и соответствующей практики в самостоятельную область. 1.Изучение причин, зависимостей и закономерностей в области психологии детей с различными недостатками развития. 2. Создание адекватных методик исследования, которые не сводились бы к простым количественным подсчетам. Выготский: Следствием дефекта является снижение социальной позиции ребенка, сам же дефект реализуется как «социальный вывих». Многое из того, что присуще нормальному развитию, исчезает из-за дефекта. Создается новый, особенный тип развития. Нарушение взаимодействия с окружающим миром и с людьми выделяется как важнейшая общая закономерность аномального развития. Другая общая закономерность содержится в представлениях о первичных и вторичных недостатках психического развития. Органическое повреждение, например поражение улитки, вызывает выпадение слуховой перцепции или ее недостаточность. Это первичный дефект. Вторичный дефект - нарушение формирования речи. Отсутствие словесной речи неизбежно сказывается на развитии мышления ребенка. Это недостаток 3го порядка. Выготский вышел на важнейшие общие закономерности аномального развития. Был одним из первых психологов, применивших сравнительный подход в исследованиях детей с недостатками развития. В спец псих принято при изучении какой-либо группы детей с определенным недостатком развития иметь контрольную группу нормально развивающихся сверстников. Но для выявления специфических закономерностей псих развития при различных физических и умственных недостатках этого мало. В полной мере специфич особенности и закономерности выявляются в том случае, когда с помощью одних и тех же методик параллельно изучается психич ДД детей с недостатками развития разных типов. Раскрытие этих закономерностей может обеспечить повышение эффективности коррекционной работы. Применение идей Л.С. Выготского о специфических закономерностях психического развития, о своеобразии структур нарушенного развития и о зоне ближайшего развития в разработке психодиагностических методик должно привести к созданию наборов дифференциально-диагностических методик, т.е. наборов методик, дающих возможность осуществить подлинную качественную диагностику
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |