Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизмы формирования представлений о себе 4 страница



2016-01-26 328 Обсуждений (0)
Механизмы формирования представлений о себе 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Теория оперантного бихевиоризма Б.Скиннера – выдвигает в качестве предмета исследования поведение организма. Формирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторное и условнорефлекторное вызываемые стимулами (S) – респондентные, и оперантное – поведение, строящееся на пробах и ошибках, некоторые приводят к полезному результату, который закрепляется, эти реакции вызываются не стимулом, а выделяются организмом. Скиннер предлагает свою теорию научения, главным средством формирования поведения выступает подкрепление. Программное обучение – учебный материал расчленяется на мелкие порции, каждая доступна для учащихся, каждый шаг подкрепляется. Возникновению бихевиоризма способствовало появление разработки условных рефлексов в психологии и развитие зоопсихологии, как экспериментальной ветви психологии.

Более дальней прародительницей бихевиоризма можно считать древнюю традицию ассоциаций, основанную на предположении, что наша психика при получении информации связывает ее с предыдущей информацией, т. е. возникают ассоциации. При этом считалось, что при рождении наш разум не имеет никакой информации об окружающем мире, по мере роста человека, он познает окружающий мир, и создаются ассоциации.

 

В 30 — 50 годы прошлого века Б. Скиннер разработал самую крайнюю форму бихевиоризма, которая заключалась в концепции, что познание — это только набор отношений "стимул-реакция", а вовсе не вид умственной деятельности. В его понимании мышление, как и внешнее поведение, состоит из действий, зависящих от окружающей среды и от стимулов получаемых от нее.

 

Вопрос 13

Обыденная психология, как любая система обыденного знания, складывается стихийно на основе популярной психологии, порой неправомерных обобщений и интерпретаций данных научной психологии, религиозных, этнических и культурных установок, нередко имеющих характер предрассудков. Для обыденной психологии характерно смешение научных понятий и бытовых представлений.

Однако обращаясь к научному употреблению термина «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), нужно отметить, что впервые он появился в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII – XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие явления. С помощью одних, таких, например, как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными психическими процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом. Общение и деятельность, таким образом, также составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, состояния и свойства человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях – больших и малых группах, коллективах.

Таким образом, психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, а также свои индивидуальные личностные особенности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологи предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы (ЦНС). Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности (ВНД).

Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.) решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации – орудия труда и знаковые системы. Человек – биосоциальное существо, только в обществе формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.

Вопрос 14

Понятие психики и отражения. Проблема объективного критерия возникновения психики. Этапы развития психики в филогенезе (А.И.Леонтьава) Психика системное свойство высокоорганизованной материи, заключается в активном отражении субъектом мира, в постраении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и самоорганизация на этой основе поведения и деятельности. Отражение - всеобще свойство материи заключается в способности объекта воспроизводить в различной степени адекватности, признаки, структурные характеристики и отношение других объектов, способность объектов отвечать на воздействие, Формы отражения (Гальперин Д. Я.) 1.физическое- на уровне физич. Действий неживая материя. 2.биологическое, физиологическое- на уровне физиологических действий-характерно для живой материи, отражение на воздействие внешней, природ.среды. 3. психическое отражение -характерно для существ, обладающих психикой; активное избирательное отражение; все психические процессы есть отражение. Психика есть способность отражать Высшая форма психического отражения- сознание Спор тясячалетий, что есть критерий психической деятельности; что в филогенезе свидетельствует о возникновении психики.

Вопрос 15

Первая стадия -- стадия элементарной сенсорной психики. На этой стадии животное реагирует только на отдельные воздействующие на него свойства предметов внешнего мира, имеющие для него определенный биологический смысл, т.е. существенно связанные с теми воздействиями, от которых зависит реализация основных биологических функций животного. Отражение действительности на этом этапе представлено в форме элементарных ощущений.

Эта стадия включает в себя два уровня: низший и высший.

Низший уровень характеризуется примитивной чувствительностью. Развитая раздражимость. Реакция на биологически значимые свойства среды происходит через изменение скорости и направления движения. Слабая пластичность поведения, несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая двигательная активность.

На этом уровне находятся простейшие, многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Высший уровень характеризуется наличием ощущений. Появляется важнейший орган манипулирования - челюсти. Появляется способность к формированию элементарных условных рефлексов.

На этом уровне находятся кольчатые черви, моллюски, некоторые другие беспозвоночные.

Вторая стадия – стадия перцептивной психики.

На этой стадии деятельность животного носит более сложный характер, обусловленный более разнообразной средой обитания и соответственно изменившимся образом жизни, определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется уже не в форме элементарных ощущений, а как более сложное отражение в виде более или менее расчлененных образов.

Низший уровень – отражение окружающего происходит в форме образов предметов. Происходит объединение воздействующих свойств в целостный образ. Главный орган манипуляции - челюсти. Сформированы двигательные навыки, преобладают генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности довольно разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, полет и т.п.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных). Развитое защитное поведение.

На этом уровне находятся рыбы, некоторые высшие беспозвоночные, насекомые.

Высший уровень характеризуется элементарными формами решения задач. Высоко развиты инстинктивные формы поведения. Способность к научению путем выработки навыков.

На этом уровне находятся позвоночные с хорошо развитой нервной системой, высоким уровнем развития сенсорики: органы зрения, слуха, равновесия, кожной и мышечной чувствительности и т.д.

Третья стадия - стадия интеллекта характеризуется как весьма сложной деятельностью, так и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии развития психики является способность решать двухфазные задачи. Они включают в себя сначала подготовительную фазу, когда животное побуждается к деятельности не самим тем предметом, на который она направлена, не самой целью деятельности, а тем, что является лишь средством, или способом достижения данной цели действия. Вторая – это фаза собственно осуществления данной деятельности, когда она направлена уже на тот предмет, который служит непосредственным ее побудителем. На этой стадии развития одна и та же задача может решаться уже многими способами с использованием различных операций. Для психического отражения действительности на этой стадии развития характерно, что объектом его являются не только вещи, предметы действительности сами по себе, но и отношения между ними, различные ситуации.

Найденные принципы решения задачи могут быть перенесены в новые условия. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях. Выделение специализированных органов манипулирования. Развитие исследовательских форм поведения с широким применением ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

На этой стадии находятся высшие позвоночные – обезьяны, дельфины.

Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекообразных обезьян. Однако заметим, что интеллектуальные действия животных, в отличие от человеческих, не вытекают из знания объективных законов и не осознаются ими, не обобщаются и не передаются «человеческими» способами (через речь, орудия и продукты труда). Интеллектуальные действия даже высших обезьян крайне элементарны по своему характеру и не выходят за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни.

Особенностью поведения высших обезьян является их подражательность (напр. обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и пр.). Но они подражают не результату действия, а самому действию. Подражание результату действий у них не доказано.

Вопрос 16

Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а во-вторых, в обосновании.

И первое, что следует решить - это вопрос о предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее - в неживой природе, в самом фундаменте материи.

Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил материю, а материя породила дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а есть ли на самом фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания для порождения сознания?

Эта проблема стояла и перед старым материализмом, однако не была решена им.

Одна часть материалистов просто обходила эту сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. гиле- материя, зоо- жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью чувствовать и даже мыслить и по существу снимала вопрос о возникновении сознания и о необходимых для этого предпосылках.

На позициях гилозоизма стоял, в частности, французский материалист Д. Дидро, но он в то же время ближе других подошел к реальному решению проблемы. Наделяя всю материю свойством чувствительности, он считал, что неживой материи свойственна пассивная, а живой - активная чувствительность.

Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения созна- ния в самих основаниях материального мира значит подвести под материализмом надежный и прочный фундамент. И наоборот- если таких предпосылок найти не удастся, то возникновение сознания придется признать чудом и здание материализма просто рухнет.

Однако такие опасения излишни: реальные предпосылки для порождения сознания в самом фундаменте материального мира имеются. Они были установлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и присущее всей материи свойство отражения.

Наличие именно этого свойства у всех видов материи, в том числе и нежимой, неорганической, образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новых и притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы - человеческого сознания.

Но что представляет собой это всеобщее свойство материи? Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики.

Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т. д. Практически все измерительные приборы базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения.

Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:

1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию;

2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;

3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.

Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания.

При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения отражения биологического.

Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности.

Напротив, в биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире.

Отражение приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением.

Можно поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых организмов является фундаментальным свойством живого.

При этом отражение на уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов.

Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т. е. способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения нервной системы и специализированных органов отражения.

Вопрос 17

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного. Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.
Разница в «языке» животных и языке человека определяет различия и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями. Высшим животным свойственно лишь практическое мышление.
Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.
Отличия психики человека от психики животного: 1) человек способен поступать соответственно познанной необходимости – сознательно; 2) способность создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие, например для обезьяны. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно – в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата. В отличие от животного, человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его; 3) передача общественного опыта. И животное, и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь, но только человек присваивает общественный опыт. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление) ; 4) различие в чувствах. Только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.
Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития.

развитие психики в филогенезе развитие психическое / филогенез - (развитие психики в филогенезе) — качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой. Могут происходить на биологической или общественно-исторической основе. С позиций материализма, сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их системы нервной. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной — к перцептивной — и далее к интеллектуальной стадии — и к формированию сознания. Сознание как особенность психики человека является продуктом общественно-исторического развития человеческого общества, возможность существования коего обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения

Вопрос 18

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пре-натальный период ив постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но иоформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент — это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте ипр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает»иоценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть вкаком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.

Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания это идентификация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное — не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только


Рис. 4.2. Развитие сознания

следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятель-ность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») — осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийноесознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

П. Рефлективное сознание(сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение— содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия.

Смысл— субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т. к. для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания: 1) отражательная, 2) порождающая

В отечественной психологии проблемой развития сознания ребенка занимался Л.С. Выготский.

По Л.С.Выготскому, необходимо выделять две линии психи­ческого развития ребенка — натуральное и культурное развитие. Натуральные (исходные) психические функции индивида по сво­ему характеру являются непосредственными и непроизвольными, обусловленными прежде всего биологическими, или природны­ми (впоследствии в школе А. Н.Леонтьева стати говорить — орга­ническими), факторами (органическим созреванием и функцио­нированием мозга).

Главное различие между ними - в уровне произвольности: низшие функции не поддаются регуляции, а высшими человек может сознательно управлять. Сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ. В проблемной ситуации (выбор между двумя равными возможностями) человек применяет жребий, который становится средством решения проблемы. между стимулом и реакцией человека возникает опосредующее звено – знак. Знаки (стимулы-средства) – это психические орудия, которые изменяют сознание человека. Универсальным знаком является слово. Механизм формирования ВПФ – интериоризация (вращивание) знаков. Первоначально ВПФ возникают в форме сотрудничества с другими людьми, а потом переходят во внутренний план и становятся индивидуальными.

В процессе овладения субъектом системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в новые — высшие психические функции (ВПФ), которые характеризуются тремя основными свойствами: 1) социальностью (по происхождению), 2) опосредствованностью (по строению), 3) произвольностью (по характеру регуляции). Тем не менее натуральное развитие продолжается, но «в снятом виде», т.е. внутри и под контролем культурного.

В процессе культурного развития изменяются не только отдель­ные функции — возникают новые системы высших психических функций, качественно отличные друг от друга на разных стадиях онтогенеза. Так, по мере развития восприятие ребенка освобож­дается от своей первоначальной зависимости от аффективно-потребностной сферы человека и начинает вступать в тесные связи с памятью, а впоследствии и с мышлением. Таким образом, пер­вичные связи между функциями, сложившиеся в ходе эволюции, заменяются вторичными связями, построенными искусственно — в результате овладения человеком знаковыми средствами, в том числе языком как главной знаковой системой.



2016-01-26 328 Обсуждений (0)
Механизмы формирования представлений о себе 4 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизмы формирования представлений о себе 4 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)