Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизмы формирования представлений о себе 1 страница



2016-01-26 828 Обсуждений (0)
Механизмы формирования представлений о себе 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос 1

К числу основных структурных элементов психологического знания А.В.Юревич отнес:

1) базовые «идеологии» (и сопряженные с ними системы методологических принципов –бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ) – глобальные психологические методологии, задающие образ психологической реальности, основные принципы ее изучения, соответствующие теории, способы производства знания, критерии верификации и т.д., закрепленные определенными методологическими эмоциями(® идеология);

2) категории –вспомогательные конструкты, средство выражения психологического знания (не само знание), но психологические категории нередко считаются основными «сгустками» психологического знания и его опорными компонентами.Существует три источника пс.категорий: 1.обыденный опыт (переносятся напрямую или трансформируются),2.другие науки(например термин «поле» К.Леви, 3.сама психология (например сублимация, каузальная атрибуция и т.д.). Один из главных путей построения единой и стройной системы психологического знания, подобной системам естественнонаучного знания, часто видят в создании иерархической системы психологических категорий. А установление гносеологических отношений между ними рассматривается как эквивалент установления онтологических отношений между соответствующими фрагментами психологической реальности.;

3) теории - системы взаимосвязанных гипотез и утверждений относительно какого-либо феномена или системы феноменов; системы ясных утверждений, делающих возможными предсказания относительно эмпирических явлений. Психологические теории в большинстве случаев строятся в рамках глобальных психологических «идеологий» и, соответственно, в значительной мере зависимы от них, но могут ассимилировать элементы из других идеологий (когнитивистская теория каузальной атрибуции впитала в себя бихевиористскую теорию Д. Бема). Теории могут быть «средними» ( не соотноситься с идеологиями), описывать только отдельные области психологического опыта и лежащими в основе определенной идеологии (пример – психоанализ как теория);

4) законыустанавливаются эмпирическим путем, отражая устойчивую связь явлений. Обычно, не так известны как в естественных науках. Их 5: · Закон Фрейда – Фестингера: механизм сознания, столкнувшись с противоречивой информацией, начинает свою работу с того, что пытается исказить эту информацию или вообще удалить ее с поверхности сознания. · Закон Джемса: сохранение осознаваемого обеспечивается только путем его изменения. · Закон Бардина: зона неразличения дифференциального признака сама является дифференциальным признаком, т.е.

зависит от других признаков, используемых в опыте. · Закон Хика: чем менее вероятен предъявленный стимул или требуемая реакция, тем больше времени над этой ситуацией работает сознание.· Закон классификации: любой конкретный стимул (объект) всегда появляется в поверхностном содержании сознания в качестве некоего класса стимулов (объектов), при этом класс не может состоять из одного члена. Существует немало психологических закономерностей, которые можно сформулировать в виде общих законов. А одним из главных препятствий этому служит близость научного и обыденного психологического познания, в результате чего ради сохранения статуса науки психология стремится дистанцироваться от него и, соответственно, избегать утверждений, которые могут показаться слишком «тривиальными».;

5) обобщения- констатации связей, которые носят достаточно устойчивый характер, но в силу своего более частного характера или каких-либо других причин не могут претендовать на статус законов. Примеры – заключения любой диссертации или, например, более общеизвестные: «Негативные события кажутся более вероятными, когда человек пребывает в плохом настроении, чем когда он пребывает в хорошем настроении, а позитивные события – наоборот (Ibid, p. 126)», Законы Мэрфи и т.д.. Психологические обобщения составляют основной массив формализованного психологического знания. В большинстве случаев неизвестны широкому кругу, можно разделить на востребованные (публичные) и невостребованные (локальные - подводная часть айсберга психологического знания). Дефицит публичного психологического знания заключается в сложности его распространения и социализации. ;

6) объяснения и интерпретации близки к психологическим обобщениям, но направлены не на констатацию связи явлений , а на объяснение их. Также составляют значительную часть психологического знания. В отличие от точных наук существует множественность объяснений одного явления, это связано с большим количеством факторов, влияющих на данное явление, не является недостатком, а особенностью предмета психологии.;

7) прогнозы и предсказания можно разделить на общие и частные. Общие распространяются на всех людей или большие социальные группы (предсказания-обобщения), частные относятся к конкретным людям или социальным группам и характерны для психологической практики. Частные могут быть связаны с общими различными связями.

8) факты и феномены – одна из главных составляющих эмпирического знания. От других видов эмпирического опыта они отличаются относительно устойчивым характером: к ним обычно относят явления, которые обладают достаточной воспроизводимостью и проявляются более или менее постоянно. К ним принято причислять не любые относительно стабильные психологические явления, а лишь явления, достаточно существенные для психологической науки, отражающие какие-либо психологические закономерности. Например, объем непосредственной памяти равен 7 ± 2 элемента, - обладает достаточной воспроизводимостью в рамках обозначенного диапазона и, важен для психологической науки и практики и имеет большое значение как для предсказания возможностей человека, так и для познания механизмов непосредственной памяти. Важное свойство психологических фактов и феноменов состоит в том, что они, хотя и имеют аналоги в обыденном опыте, как правило, фиксируются в специально организованных условиях психологического исследования. Обыденные факты должны быть зафиксированы в исследованиях, для того, чтобы войти в психологическое знание.;

9) знание контекста (установления фактов и проявления феноменов) – дополнение или разновидность фактов и феноменов. В этом проявляется специфика психологии как социогуманитарной науки, т.к. проявление факта или феномена зависит от многих факторов (страна, культура, социальные различия и т.д.);

10) эмпирически выявленные корреляции между феноменами -способ упорядочения и организации психологической феноменологии. Корреляции принято считать «сырым», или первичным психологическим знанием, поскольку для придания им смысла они должны быть обобщены и проинтерпретированы. Однако после построения на базе корреляций знаний более высокого уровня – интерпретаций, обобщений и т.д. – корреляции не утрачивают самостоятельного смысла, оставаясь психологическим знанием. Нередко они становятся «публичным» знанием, подвергаясь обсуждению, проверке и переинтерпретациям;

11) описания - мало формализованный способ установления связей между психическими явлениями (и фиксации самих явлений). Наиболее простой вид психологического знания. Может яляться продуктом как первого этапа психологического познания, так и заключительного этапа; Описания всегда аналитичны, содержат элементы обобщений, акцентируют скрытые аспекты изучаемых явлений, вскрывают их механизмы, достаточно систематизированы и обладают другими атрибутами научного знания, входят в состав всех прочих элементов психологического знания. Некоторые психологи относят сюда психологические описания писателей (Толстой, Достоевский), но психологи-позитивисты выступают против. ;

12) методики – исследовательский инструментарий научной психологии, не только средство получения знания, но и его операционализированная разновидность;

13) технологии -операционализированный вид психологического знания, имеющий много общего с методическим знанием психологии, однако отличающийся от него по целевому назначению: если в методах психологии содержится преимущественно знание о том, как получать психологическое знание, то в психологических технологиях – о том, как его применять для решения практических задач.Большинство психологических технологий строится в рамках общих психологических «идеологий», воплощая в себе основополагающие принципы последних. Поэтому различают психоаналитически ориентированную терапию, бихевиоральную терапию, гештальттерапию и др. Однако соответствующие системы технологий строятся путем операционализации не только лежащих в их основе общих систем психологического знания, но и личного опыта психотерапевтов, их здравого смысла и многого другого. Накопление технологий сейчас является одним из главных направлений развития психологического знания.;

14) знания, ассимилированные психологией из смежных наук. Психология как и другие науки заимствует знания других наук (философия, социология, биология, педагогика, математика). Чем моложе дисциплина, тем больше в накопленном ею знании доля знания заимствованного. Заимствованное знание практически никогда не ассимилируется научной дисциплиной в его исходном виде, а всегда видоизменяется ею в контексте ее собственных категорий и объяснительных принципов, что превращает это знание из «чужого» для этой дисциплины в «свое» для нее.

Особенности (специфика) психологического знания по А.В.Юревичу:

1.специфика психологического знания в том, что в нем большое значение имеют такие компоненты как базовые идеологии и знание контекста, - в других науках данных элементы малоактуальны

2.психологическое знание бессистемно. Можно построить системы психологического знания на основании базовых идеологий, но и они будут неустойчивы.

3.психологическое знание релятивно (относительно): а) то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других, т.е. психологическое знание неотделимо от определенного идейно-методологического контекста

его производства. б) пс.знание неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной (макро- и микро-) среды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. в) пс. знание ситуативно, т.е. зависит от конкретной ситуации его получения: скажем, коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке спустя некоторое время, всегда оказываются несколько другими.

4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации, т.е. от оформления психологического опыта в соответствии с определенными правилами. Не всякое психологическое знание признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку», на которую далеко не у всех психологов, в том числе и у исследователей, хватает сил, времени и возможностей. В результате реальный массив психологического знания намного превосходит объем «официального» знания научной психологии. Во многом, поэтому создается впечатление (иногда верное, иногда нет), будто, например, практикующие психологи в своей работе опираются не на научное знание, а на смесь интуиции и обыденного опыта.

5. Психологическое знание – это Знание плохо организованное, «скользящее», изменяющееся вслед за его постоянно изменяющимся объектом. Исследователи, обеспокоенные состоянием психологического знания, могут избрать для себя одну из трех стратегий. Им придется либо смириться с «вечным кризисом» психологической науки, воспринимая ее как науку, находящуюся на допарадигмальной стадии развития и списывая все ее недостатки на недостаточный уровень ее развития, либо ждать формирования единой парадигмы, которая объединит психологическую науку и придаст психологическому знанию организованный, устойчивый и надситуативный характер, либо они могут попытаться найти нетрадиционные варианты организации психологического знания, не пытаясь выстроить его по образцу естественных наук.

Специфика по Т.В.Корниловой и С.Д.Смирнову :

- Психология – наука о человеке, поэтому исходные принципы психологического исследования и его результаты носят ярко выраженный мировоззренческий характер.

- Психология способна давать знание о самом процессе познания и его развития (Аристотель)

- Делая вклад в методологическое знание «вообще», психология сама нуждается в методологии для себя самой. «Ни в одной из научных областей результаты конкретного исследования не зависят в такой степени от исходных методологических посылок и используемых методических приемов, как в психологии» (Л.С.Выготский)

- Накопленный эмпирический материал в психологии требует использования методологических подходов.

- Публикация психологических знаний, исследования в области психологии предполагаютответственность исследователей, работающих с людьми, прогнозирующих и предлагающих способы решения их проблем, и требуют критического подхода к использованию различных методологических подходов и процедур (учитывать как особенности психологических концепций , так и факторы национальности, культуры, здоровья и т.д.)

Специфика психологического знания; возникающие в связи с этим трудности, не могут быть преодолены механистически, т.е. путем произвольного предпочтения определенной концепции. Здесь необходимо проведение своего рода экспериментально-методологического эксперимента, результаты которого помогут уточнить как саму методологическую схему, так и представление о предмете психологии. (методологический эксперимент – проверка в ходе конкретного исследования эвристичности и полезности методологического знания для решения поставленной психологической задачи)

Вопрос 2

Есть много подходов к определению понятия наука, но наиболее общее определение науки как специфической деятельности людей. Наука, как и любая другая деятельность: 1. имеет цель, 2. конечный продукт, 3. методы и средства его получения, 4. направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет, 5. представляет собой деятельность субъектов, кот., решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов. По всем этим измерениям наука существенно отличается от других сфер человеч. деят-ти. Но наука - это не только важнейшая сфера человеч. деят-ти, это еще и форма знания, а также форма общественного сознания. Знания приобретаются человеком во всех формах его деят-ти - и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве. Но здесь получение знаний не является главной целью. Каждый род деят-ти имеет свое предназначение, свои цели. С возрастанием роли науки в жизни общества, научное обоснование становится целесообразным и даже необходимым во все больших сферах жизни общества. Т. о., наука включает в себя 1) творческую деятельность по получению нового знания, и 2) результат этой деятельности – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним. Наука разделяется на множество отдельных отраслей научного знания, и вместе с тем составляет единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о законах мира.

Цели науки: описание, объяснение и предсказание явлений и процессов действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Научное знание – это рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемого инструментария, критериев для оценки истинности и включенное в контекст той или иной научной теории.

Формы представления научного знания, эталоны научности, нормы и средства исследовательской деятельности исторически относительны и развиваются вместе с развитием культуры и общественного сознания в целом. Зародилась наука в древнем мире в связи с потребностями общественной практики.

Стадии развития науки:

1. замкнутая теоретическая наука- (учение Пифагора)

2. фактуально-описательная наука – (система научного знания Аристотеля)

3. наука Нового времени(17 в.) первая научная революция

4. классическая наука (естествознание) 2 и 3 научные революции

5. неклассическая наука

6. постнеклассическая стадия развития науки (формируется в 4 глобальной научной революции по В.С. Степину, началась в конце 20 в.) – современная стадия в развитии научного знания

Закономерности развития науки: 1. Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики. 2. Относительная самостоятельность научного знания. У научного познания есть своя логика, свои закономерности. 3. Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания. Каждая новая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с сохранением всего ценного, что было накоплено ранее. 4. В развитии науки чередуются эволюционные и революционные периоды. Эволюционное развитие науки – это процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных данных в рамках существующих теорий, понятий, принципов. Научные революции приводят к изменению структуры науки, принципов познания, категорий и методов познания, форм ее организации. 5. Взаимодействие и взаимосвязь различных отраслей науки. Для науки характерно сочетание процессов дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. 6. Свобода критической мысли, открытое выражение различных воззрений на один и тот же предмет. Признание относительности истины.

Вопрос 3

Психология сравнительно молодая наука. Официальное оформление она получила чуть более 100 лет назад. Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук, в недрах которых и шло ее становление.

 

Первые представления о психике сложились в первобытном обществе и были связаны с анимизмом (лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) – таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Первые греческие философы, пытавшиеся в VI веке до н.э. понять природу человека отвергли примитивную идею о существе, заключенном внутри человека, но все еще были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой.

Крупнейший мыслитель Древней Греции Демокрит утверждал, что душа состоит из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Душа – движущее начало, она материальна, то есть умирает со смертью тела. Иное представление о сущности души развивал Платон, который понимал душу как нечто божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует в высшем мире – мире идей, где и познает идеи – вечные, неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает «вспоминать» виденное до рождения. Согласно представлениям Платона, «душа» обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает его и вступает в «мир идей». Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Душа или «психе» - это «двигатель», позволяющий живому существу реализовать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к ментальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

Так складывался исторически первый этап становления психологии как науки о душе. Лишь в эпоху Возрождения, в XV, XVI и особенно в XVII веке сложились более близкие к научным представления – математические и одновременно механические – о мире и о человеке. Они были основаны главным образом на разуме независимо от веры.

С XVII века начинается новая эпоха или второй этап в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских позиций. Развивается представление о психологии как науке о сознании. Сознанием называли способность человека чувствовать, думать, желать. Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Р. Декарт (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Дж. Локк (1632-1704) и др. Так, Рене Декарт пришел к выводу о полнейшем различии, существующим между телом человека и его душой: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Согласно его модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют; это позволяет «животным душам», находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам – двигательным нервам – в мышцы, которые надуваются, что либо приводит к отдергиванию конечности, подвергшейся раздражению, либо заставляет совершить то или иное действие. Таким образом, отпадала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты, хотя Декарт и считал, что наличие «разумной души», локализованной в головном мозгу и составляющей сущность человека, помогает последнему управлять своими страстями и возвышает его тем самым над животными, лишенными разума.

Этот декартовский дуализм – тело, действующее механически, и управляющая им душа – надолго оставил отпечаток на представлениях о функционировании человеческого организма.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза. Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

Немецкий философ Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Английский философ Дж. Локк рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. Локк также ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Основным методом изучения считалась – интроспекция (буквально «заглядывание внутрь») наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX века. История психологии как самостоятельной науки начинается в 1979 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Подобную лабораторию в России основал В. М. Бехтерев в 1885 году.

Развитие социальной и экономической сферы в 20 веке и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые задачи, как в научной, так и в технической области. Кроме того, под влиянием новых точек зрения, возникших в психиатрии, и открытий в физиологии нервной системы зарождающаяся наука психология стала искать новые направления исследований. Появившиеся концепции, нередко противоречившие друг другу, большей частью опирались на те представления о человеке, которых придерживался основатель того или иного направления. Одни видели в человеке существо-объект, вылепленное средой или детерминированное либо своими инстинктами, либо условиями и впечатлениями детства. Для других это было существо-субъект, которое способно, осознав свои возможности, в любой момент изменить предначертанную судьбу. Третьи рассматривали его как общественное существо, поведение которого во всех случаях окажется плодом его взаимодействий с партнерами или с группой, к которой он принадлежит. Одни придавали главное значение развитию поведения, другие – эмоциональности, третьи – интеллекту или мышлению. Поэтому третий этап развития психологии как науки в начале XX века называют периодом открытого кризиса. Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются базовые категории психологической науки, появляются новые концепции. Однако многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально. Отрыв науки от практики привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология (см. далее).

Психология относится к гуманитарным наукам – наукам, изучающим человека. Особенностью гуманитарных наук является то, что в одни и те же понятия разные исследователи вкладывают разное содержание. Это объясняется сложностью и многоаспектностью внутреннего мира человека, многогранностью его взаимосвязей с окружающим миром.

Возникновение и развитие множества разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е годы XX века; затем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно угасли. Теперь психологи отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление. Главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих какому-то направлению, а скорее желание выявить наиболее подходящие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и оказания эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.

Современное состояние психологической науки, условно обозначаемое как четвертый этап – эклектика – сочетание различных школ и направлений. В общем виде психологию можно определить как науку о психике, изучающую ее проявления, закономерности и механизмы. Это научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

Вопрос 4

Психология –наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности. Рисунок 1 –Предмет изучения психологии В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности. Основные задачи психологии: –изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений; –изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях; –использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности. Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками. Философия –в течении столетий явления, которые в данный момент изучает психология, обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в ХVI веке психологией. Педагогика –вместе с психологией изучают проблемы воспитания и обучения. Медицина, физиология –поставляют психологии научные знания о психике, точнее о ее материальном субстрате: органах чувств и высших нервных центрах. Нейрофизиология и биология –привели к развитию научного аппарата психологии, которая благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Так, например, было оказано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения. Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии. 2. Основные отрасли психологии Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено: - во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, - во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные). 1) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология». Общая психология –отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Общая психология –изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности. Основными понятиями общей психологии являются: - психические процессы; - психические свойства; - психические состояния. Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки. 2) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания. Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости). Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология –индивидуальные различия в психике людей. Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее). Дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий. Политическая психология изучает психологичес<



2016-01-26 828 Обсуждений (0)
Механизмы формирования представлений о себе 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизмы формирования представлений о себе 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (828)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)