Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизмы формирования представлений о себе 8 страница



2016-01-26 640 Обсуждений (0)
Механизмы формирования представлений о себе 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Каждая способность является синтетической свойством человека, которая охватывает целый рядчастных свойств в определенном их сочетании

К этим свойствам относятся внимательность человека, его способность длительно и устойчиво сосредотачиваться на задании, на объекте своей деятельности Неотъемлемыми составляющими способностей человека есть чувствительность восприимчивость к внешним впечатлениямнаблюдательность Любая способность включает определенные качества памяти человека Особо важное значение при этом имеют такие ее черты, как скорость запоминания, его прочность, полнота, готовность, точность воспроизведения С Обычно у людей с высокими способностями наблюдается и добрая память Известны случаи феноменальной памяти на зрительные впечатления у выдающихся художников (II Левитан и др.) Во многих выдающихся композиторов в была изумительна память на музыкальные впечатления: услышав один раз сложное музыкальное произведение, они могли записать нотами, вспомнить через длительное время после восприятия и точно воспроизвести на рояле (ВА Моцарт, МО Балакирев, CB Рахманинов и др.анінов та ін.).

Деятельность человека требует определенного преобразования закрепленному в ее предыдущем опыте, создание новых образов, представлений Способность преобразовывать действительность в образах, представлениях является необходимым условием успех ху производственной, научной, художественной и любой другой деятельности человеки.

Особенно важную роль в структуре способностей играет способность человека мыслить, раскрывать непосредственные связи предметов и явлений объективной действительности, доходить глубокого понимания их сути, их законов Весомое значение имеют при этом такие качества мышления, как широта, глубина, ясность мысли, последовательность, самостоятельность, критичность, свобода от шаблонных способов решения задач, кажется тнисть изменять эти способы соответствии с конкретной ситуацией, быстро сосредоточивать силы своего ума на новых задачах и активно, энергично работать над их решением Качества мышления и связан ной с ним языка занимают важное место в структуре способностей к научной, технической, производственной, изобретательской, художественно-литературной, художественной и иной деятельноститі.

Способности человека имеют не только разнообразные познавательные, но и эмоциональные свойства Скажем, характерной для музыкальных способностей человека является его эмоциональная реакция на музыкальные впечатления, способность эмоционально е идгукуватися на музыку, переживать ее Эмоциональная уязвимость является характерной чертой и других художественных способностей Эмоциональные компоненты имеются и в структуре способностей к научной и любой другой тв орчои деятельности, которая никогда не может происходить и не происходит без эмоцийцій.

Выполнение человеком тех задач, стоящих перед ней, требует также умений преодолевать трудности, на которые она наталкивается при этом Отсюда связь способностей человека с его волевыми качествами, а сам е: ее инициативностью, решительностью, настойчивостью, умением владеть собой тощо.

Количественная характеристика Количественные измерения способностей характеризуют степень их выраженности распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты В последние десятилетия украинские психологи разработали большое кол лькисть оригинальных тестов, а также адаптировали к нашим условиям зарубежные В процессе исследования способностей они использовали систему тестов, которые постепенно усложняются Эта система получила названиезвубатареи тестов (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности)

Вопрос 40

В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут ставить новые задачи и решать их. Достигнутый уровень знания и культуры предъявляет новые требования к человеку, к его способностям. То, чего мог достигнуть в предшествующие исторические эпохи лишь выдающийся человек, теперь легко усваивает школьник.

Овладение культурой, знаниями происходит в процессе деятельности индивида. В ходе деятельности человек познает свойства материалов, психические качества людей, а также собственные силы и возможности, приноравливает и приспосабливает свои силы к требованиям деятельности, формирует в себе недостающие свойства.

Учебная деятельность создает возможность не только испытать ребенка во всех отношениях, но и формировать его всесторонне.

В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени, и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.

В процессе обучения ребенок овладевает знаниями двух видов: о событиях природной и общественной реальности и о способах решения теоретических и практических задач. Знания закономерностей действительности и исторического опыта познания, накопленного человечеством, обеспечивают человеку подготовленность к деятельности и формирование способностей. Для формирования способностей особое значение имеет овладение рациональными способами решения задач. Эти способы, будучи обобщены и стереотипизированы, становятся звеньями способностей.

Способности развиваются постепенно, но неравномерно. В развитии способностей первичным фактором является постепенное структурирование природных свойств применительно к требованиям деятельности.

Овладение знаниями и умениями в процессе деятельности и постепенное их обобщение приводят к образованию специальных и вместе с тем универсальных механизмов, или систем, деятельности, обеспечивающих решение все усложняющихся новых задач.

На первом этапе развития способности имеют репродуктивный и подражательныйхарактер.

Способности развиваются неравномерно, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начинают развиваться музыкальные, затем изобразительные способности. Поэтическое дарование бурно развивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам наиболее рано развиваются математические способности.

Вопрос 41

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характером называют обычно своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому себе. (Нартова-Бочавер) Пионером в исследованиях характера считается Теофраст, который предложил и первую классификацию характеров, описав большое количество содержащихся в обыденном сознании типов личности — лживый или честный, хитрый или простодушный, жадный или щедрый и т.п. (Либин) В XVIII веке в Европе также проводились многочисленные исследования типологии характера, а Дж.Ст.Милль даже предложил этический смысл характера – характер раскрывает и ограничивает меру личной ответственности человека, он определяет те поступки, которыми человек может управлять (в отличие от темпераментальных проявлений, изменить которые человек практически не может). К настоящему времени понятие «характер» признано дискуссионным. Некоторые психологические течения вообще отказывают этому понятию в праве на существование, а из большинства зарубежных справочных изданий и исследований оно просто исключено. Почему это произошло? Во-первых, наблюдается тенденция отождествлять характер с личностью в целом, более изученной и включающей в себя проявления характера. Во-вторых, характер по феноменологии многие относят к области этики, и тем самым включение его в систему психологии признается незаконным. В-третьих, выражаются сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще. Напомним, что английское character означает «личность», «персонаж». Г.Оллпорт несколько тавтологично, но выразительно писал: характер – это личность оцениваемая, а личность – характер неоцениваемый. То есть при самом безоценочном отношении к человеку его характер концентрирует в себе то, что он может контролировать, изменять и развивать. Действительно, характер формируется на протяжении жизни человека, в общих чертах складываясь к подростковому возрасту, он меняется под влиянием воспитания и самовоспитания. Таким образом, характер, в отличие от темперамента, может подлежать этической оценке. В отечественной психологии всегда подчеркивалось, что «хребет характера» составляет воля – устойчивость в действиях, принципиальность, взаимоотношение интеллекта и личности, наличие жизненных целей. За рубежом, также отмечая элемент характера, связанный с самоконтролем и саморегуляцией, в качестве синонима иногда употребляют понятия «Сила Я», «Сила Сверх-Я». (Нартова) Рассматривая характер как относящуюся к личностному уровню подструктуру, его считают концептом, который "относится к силе характера, как свойству, связанному с усилиями по преодолению обстоятельств" (Hilgard, 1987). (Либин) Либин считает, что представления о структуре характера фактически развиваются вокруг основных измерений, образующих знаменитую джеймсовскую триаду "разум—воля—чувства". С.Л.Рубинштейн (1946) определял характер как совокупность генерализованных (то есть обобщенных, устойчивых и преобладающих) мотивов в структуре личности. Либин с позиций излагаемой в его книге формальной (иерархической) теории индивидуальности рассматривает следующие основные измерения характера, образующие его структуру — Я-концепция, Я как симптомокомплекс черт и Я как система генерализованных ориентаций (см. рисунок) Рисунок: Структура характера Понятие "Я", сформулированное Уильямом Джеймсом, является центральным образованием характера, Джеймс выделял две базовые составляющие, одна из которых фиксировала содержание жизненного опыта (Я-как-объект), а другая обозначала процесс осознания человеком этого опыта (Я-сознающее). В структуре Я-концепции объединяются две тенденции: "я-каким-меня-видят-другие" и "я-каким-я-сам-себя-вижу" (Burns, 1975). Формирование Я-концепции является результатом физического развития, влияющего на формирование образа тела (физическое Я), когнитивного и эмоционального развития (психическое Я), а также формирования навыков социального взаимодействия, возникающих в результате проигрывания субъектом ряда социальных ролей (социальное Я). Физический образ Я отражает влияние конституционального фактора на формирование системы представлений о себе, специфику характера и даже личности. Особенности телосложения влияют на все психические процессы, включая самосознание. Для анализа этой взаимосвязи школьникам предъявлялись мужские силуэты, характеризующие различные типы телосложения, выделенные по системе Кречмера—Шелдона — мезоморфный, эндоморфный и эктоморфный. Первый тип неизменно получал устойчивые положительные оценки, второй в большинстве случаев характеризовался негативно, а третий занимал нейтральную позицию (Brodsky, 1954). В реальной ситуации дети также реже выбирают ребенка эндоморфного типа в качестве товарища. У эндоморфных детей чаще наблюдается негативное отношение к своему телу, неприятие своего физического Я. Я-концепция, как центральная подструктура характера, складывается в период 6—11 лет, приобретая более абстрактный (обобщенный) оттенок, не связанный прямо с физическими чертами. Глобальное чувство самоценности появляется как черта характера в возрасте 6—7 лет (Bee, 1998). Образ Я выступает регулятором всех личностных, и, в первую очередь, характерологических процессов, проявляясь в самых разнообразных формах поведения. В этом отображается психологический компонент Я-концепции. Зафиксированные в психологическом образе-Я осознанные и неосознанные представления человека о самом себе можно выявить с помощью разных методов, в том числе — используя технику рисования. Для исследования образа-Я, зафиксированного во внесознательной сфере психики, был разработан Тест Предпочтения Геометрических Форм (ТиГР) (Либин, 1988), основанный на процедуре изображения и анализа конструктивных рисунков фигуры человека, получаемых путем построения изображения с помощью треугольников, кругов и квадратов.

Вопрос 42

Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.

Характер человека формируется с первых дней его жизни.

Немалую роль в этом играют те люди, которые находятся рядом с ним с детства, то есть его родители.

В период с 2 - 3 до 9 - 10 лет создаются оптимальные условия для формирования положительных черт характера ребенка.

Черты характера, определяющие отношение ребенка к людям, формиру­ются в самом раннем возрасте.

Черты, определяющие деловые качества, формируются позже, в детс­ких играх.

В подростковом возрасте формируются волевые черты характера, а нрав­ственные и мировоззренческие основы закладываются в ранней юности.

Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяю­щими в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безыни­циативность. Отношение к другим людям и к деятельности, в свою оче­редь, обусловливает отношение человека к собственной личности, к само­му себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку является основным условием самооценки.

Отношение к другим людям не только выступает важной частью харак­тера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как к деятелю, зависящее прежде всего от самой формы деятельности, При изменении деят-ти меняются не только предмет, методы и операции этой деят-ти, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как к деятелю.

Вопрос 43

Проблемой «Я» одним из первых занимался Уильям Джемс, используя метод интроспекции. Он выделил познаваемый элемент в сознании личности (наше эмпирическое эго) и познающий элемент в нашем сознании,наше «я»(чистое эго).Проблемой «чистого» Я занимались задолго до У. Джемса, применяя метод интроспекции. У. Джемс выделил эмпирическое Я, которое стало предметом изучения экспериментальной психологии.

Эмпирическая личность включает в себя:

  1. ее составные элементы (физическая личность, социальная личность, духовная личность);
  2. чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка);
  3. поступки (У. Джемс «Сокровища религиозного опыта»).

У.Джемс изучал феномен самоуважения личности. Самоуважение является центральным ядром личности, важной частью самосознания.

Формула самоуважения (У. Джемс): Самоуважение = успех / притязания.

Притязания здесь понимаются как желаемый уровень самооценки личности.

Самоуважение определяет адекватность человека в окружающем мире. У лиц с низким самоуважением часто проявляется чувство вины, зависимость от чужих оценок, нарушения отношений с другими людьми, данные личности стремятся к самоутверждению через агрессию или проявляют неадекватные психологические защиты. [32]

Термин «психологическая защита» предложил З. Фрейд в 1926 году. По его мнению, защита – необходимое условие сохранения стабильности личностной структуры в условиях сохранения стабильности личности в условиях постоянного патогенного конфликта между уровнями смосознания. В широком смысле психологическая защита – любой (сознательный или бессознательный) способ, с помощью которого личность предохраняется от воздействия, грозящего напряженностью и ведущего к дезинтеграции личности.

Защитные механизмы - особого рода психическая активность, реализуемая в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства «образа Я».

Важным моментом является понятие «силы Я», которое было введено З.Фрейдом. Сила Я – это мера личной свободы от чувства вины, ригидности и тревоги. Сильное Я – это способность человека к самореализации и самоорганизации, психическая выносливость, чувство собственного достоинства и большой социальный потенциал.

Существует 6 индикаторов силы Я:

  1. толерантность к внешним угрозам, психологическому дискомфорту;
  2. свобода от паники;
  3. борьба с чувством вины (способность к компромиссам);
  4. способность к эффективному подавлению неприемлемых импульсов;
  5. равновесие ригидности и податливости;
  6. адекватное самоуважение.

Слабое Я предполагает сильное развитие психологической защиты.

Вслед за У. Джемсом проблемой Я занимались психоаналитики и представители интеракционистского направления в социальной психологии (Дж. Мид, Ч. Кули и пр.). Существует несколько аспектов рассмотрения Я: I, self, me.

У. Джемс разделял понятие «самость» на два компонента:

  • «Мое» (me);
  • «Я» (I).

«Мое» – это совокупность всего, что человек может назвать своим, включая способности, социальные и личностные характеристики, материальную собственность.

«Я» – это познающий субъект. Эта сторона самости «непрерывно и абсолютно субъективно структурирует и интерпретирует воспринимаемый опыт, людей, объекты и события». Иными словами, «Я» рефлективно.

Механизмы формирования представлений о себе

Одним из механизмов формирования представлений о себе является механизм рефлексии.

Рефлексия - это направленность мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты.

Формирование рефлексивного сознания проходит несколько этапов:

1) возникновение самосознания, или сознания самости;

2) формирование образа Я (системы представлений о самом себе);

3) формирование самопринятия и самоуважения.

Формы рефлексии [38]:

1) полагающая рефлексия - самое первое отличение самости субъекта от его жизнедеятельности (разделение «Я» и «не-Я»);

2) сравнивающая рефлексия - опознание субъектом себя в налично данном, очевидном мире и отождествление себя с ним;

3) определяющая рефлексия - отчуждение и объективирование законов субъективной реальности;

4) синтезирующая рефлексия собирает самоопределившуюся личность среди многого в одно;

5) трансцендирующая рефлексия – «расширяющееся сознание».

Результатом деятельности самосознания является формирование образа Я и Я-концепции личности.

Образ Я - представление о себе, целостный образ, возникший в результате деятельности самосознания, который включает познавательный, эмоциональный и оценочно-волевой компонент [27; 28].

Я-концепция личности представляет собой то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает свои действия. В состав Я-концепции входит самооценка. [27; 28]

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя. Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:

1) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств (образ Я);

2) самооценку (эмоциональный компонент);

3) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов; проявление образа Я и самооценки в поведении; уровень притязаний личности. [27; 28]

Понятие Я-концепции было введено в психологию Карлом Роджерсом, который использовал методику Q-сортировка Стефенсона для изучения расхождения между «Я-реальным» и «Я-идеальным» у клиента в процессе психотерапии. Клиент должен был сортировать карточки с утверждениями, типа «Я-покорный человек», «Обычно я люблю людей» и пр., на 9 примерно равных групп (от наиболее подходящих до наименее).

Я-концепция – устойчивое, внутренне согласованное и непротиворечивое, зафиксированное в словесных определениях представление человека о самом себе. Она выполняет важные функции:

  1. обеспечивает внутреннюю согласованность знаний человека о самом себе;
  2. способствует интерпретации и мотивации нового опыта;
  3. является источником новых действий [27; 28].

Р. Бернс [32]определяет Я-концепцию следующим образом:

«Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных компонента:

1.Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2.Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

3.Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

  1. Образ Я – представление индивида о самом себе.
  2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений…» [32, с. 334-335].

Р. Бернс [32] предлагает шкалу самовосприятия для анализа Я-концепции.

Исследования Я-концепции охватывают оба аспекта самости: «Я» и «Мое».

В самоописаниях проявляются два варианта рефлексии:

  1. описание себя как уникального и самобытного человека (в западных культурах);
  2. описание с точки зрения социального и группового контекста, акцент на роли (в восточных культурах).

Самооценка – это оценка личностью самой себя [27; 28].

Выделяют адекватную самооценку, неадекватно завышенную, неадекватно заниженную и неустойчивую.

Уровень притязаний обычно понимают как уровень трудности, который выбирает себе человек. Уровень притязаний зависит от самооценки и от успехов-неудач в текущей деятельности. Нереалистичный уровень притязаний называют аффектом неадекватности

Вопрос 44

ФУНКЦИИ САМОСОЗНАНИЯ

Среди основных функций самосознания принято выделять несколько важных составляющих. Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.



2016-01-26 640 Обсуждений (0)
Механизмы формирования представлений о себе 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизмы формирования представлений о себе 8 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (640)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)