Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4.1 Основы менеджмента в здравоохранении



2016-01-26 697 Обсуждений (0)
Тема 4.1 Основы менеджмента в здравоохранении 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время одним из важнейших направлений ре­формирования здравоохранения является формирование но­вой системы управления здравоохранением. Переход от ко­мандной экономики к рыночной, децентрализация государст­венного управления с повышением властных полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного само­управления привели к разрушению вертикали управления единой системы здравоохранения страны и созданию государ­ственного, муниципального и частного секторов. В одном из распространенных определений, "менеджмент" — это рациональное управление современным производством с це­лью достижения его высокой эффективности и оптимального использования ресурсного потенциала.

Другими словами, "менеджмент” — это вид деятельности по эффективному использованию материально-технических, финан­совых, кадровых и других ресурсов в решении поставленных задач.

Централизация и децентрализация власти — по сути дела два взаимосвязанных процесса, предусматривающих концен­трацию власти и ее распределение, централизованное управ­ление и самоуправление. Централизация управления имеет несомненные преимуще­ства при решении глобальных, стратегических задач, а также в случаях возникновения чрезвычайных, экстремальных ситуа­ций (война, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, которые сопровождаются большими санитарными потерями).

Децентрализация управления характеризуется передачей на нижние иерархические уровни управления функций, которые прежде были закреплены за звеньями управления более высо­ких уровней или входили в компетенцию вышестоящих орга­нов. Эта форма управления освобождает исполнителей от не­нужной опеки, стимулирует инициативу, раскрывает потенци­альные возможности личности.

Децентрализация оправдана, если на низших уровнях управленческой иерархии принимаются обоснованные и ре­зультативные тактические решения, которые не противоречат решениям, принимаемым на стратегическом уровне управле­ния. Другими словами, при наличии продуманной стратегии (концепции) развития здравоохранения на федеральном уров­не больше прав, а соответственно и обязанностей можно пе­редать органам управления здравоохранением субъектов РФ.

С принципом достаточности централизации и децентрали­зации управления тесно взаимосвязаны два последующих принципа — единоначалия и делегирования полномочий.

Принцип единоначалия означает предоставление руководи­телю органа управления или организации здравоохранения широ­ких полномочий для выполнения его функций, с установлением персональной ответственности за результаты работы. Этот принцип, как правило, оправдан и реализуется в системе управления с высоким уровнем централизации власти.

Во многом эффективная реализация этого принципа зави­сит от авторитета руководителя. Что же такое авторитет руко­водителя? Это концентрированное отражение в решениях руко­водителя и в сознании подчиненных убеждающего потенциала его личности. Личный авторитет представляет собой разновид­ность власти над людьми. Для самого руководителя авторитет определяется силой влияния на сотрудников, а для подчинен­ных — степенью оказываемого ему доверия. При этом надо различать авторитет официальный, который определяется за­нимаемой должностью, и реальный. Уровень должностного авторитета формально зависит от занимаемой должности. Ре­альный авторитет определяется прежде всего личными и про­фессиональными качествами руководителя и характеризуется фактическим влиянием на процесс управления, доверием и уважением со стороны коллег.

Принцип делегирования полномочий. В самом названии это­го принципа заключен его главный смысл: передача руково­дителем части своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.

Итак, принцип делегирования полномочий состоит в пере­даче руководителем части своих прав, обязанностей и меры ответственности подчиненным ему сотрудникам. В итоге ру­ководитель получает возможность освободиться от текущих дел и сконцентрировать свой интеллектуальный и организа­торский потенциал на решении задач более сложного уровня управления. Одновременно реализация этого принципа пре­доставляет большие возможности для повышения квалифика­ции сотрудников, способствует мотивации их труда, проявле­нию инициативы и самостоятельности. При этом очень важно соблюдение норм управляемости.

принцип делегирования полномочий будет эффекти­вен при следующих условиях:

• подчиненные знают и понимают, какие обязанности де­легированы им, сознают меру своей ответственности;

• сотрудник заблаговременно психологически и профес­сионально подготовлен к выполнению своих новых функций;

• в коллективе действуют механизмы стимулирования и мотивации;

• исполнитель свободен в своих действиях и вправе идти на оправданный риск;

• независимо от изменения горизонтальных и вертикаль­ных связей соподчиненное™ в коллектаве продолжает действовать эффективная система контроля.

Однако, несмотря на всю очевидность и возникающую в процессе управления потребность делегировать полномочия, далеко не все руководители используют этот принцип. С личностью руководителя во многом связан стиль управ­ления. Стиль управления — это индивидуальный способ осуще­ствления управленческой деятельности. Стиль управления во многом формируется также под влиянием сложившихся отно­шений между руководителем и коллективом в процессе при­нятия и реализации управленческих решений.

В теории управления используются три подхода к опреде­лению стиля руководства:

• личностный подход;

• поведенческий подход;

• ситуационный подход.

В общепринятом смысле стиль управления — это совокуп­ность наиболее характерных и устойчивых методов и форм ра­боты руководителя с подчиненными.

Методы руководства — это способы и приемы воздействия руководителя организации здравоохранения или его подразделения на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в целях решения поставленных перед ним задач. Разли­чают следующие методы управления здравоохранением:

• организационно-распорядительные;

• экономико-математические;

• социально-психологические;

• общественные, или коллективные.

Основными функциями управления в здравоохранении яв­ляются:

• прогнозирование;

• планирование;

• нормирование;

• стандартизация;

• организация;

• координация;

• мотивация;

• маркетинг;

• контроль и учет.

 



2016-01-26 697 Обсуждений (0)
Тема 4.1 Основы менеджмента в здравоохранении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4.1 Основы менеджмента в здравоохранении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (697)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)