Тема 4.1 Основы менеджмента в здравоохранении
В настоящее время одним из важнейших направлений реформирования здравоохранения является формирование новой системы управления здравоохранением. Переход от командной экономики к рыночной, децентрализация государственного управления с повышением властных полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления привели к разрушению вертикали управления единой системы здравоохранения страны и созданию государственного, муниципального и частного секторов. В одном из распространенных определений, "менеджмент" — это рациональное управление современным производством с целью достижения его высокой эффективности и оптимального использования ресурсного потенциала. Другими словами, "менеджмент” — это вид деятельности по эффективному использованию материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов в решении поставленных задач. Централизация и децентрализация власти — по сути дела два взаимосвязанных процесса, предусматривающих концентрацию власти и ее распределение, централизованное управление и самоуправление. Централизация управления имеет несомненные преимущества при решении глобальных, стратегических задач, а также в случаях возникновения чрезвычайных, экстремальных ситуаций (война, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, которые сопровождаются большими санитарными потерями). Децентрализация управления характеризуется передачей на нижние иерархические уровни управления функций, которые прежде были закреплены за звеньями управления более высоких уровней или входили в компетенцию вышестоящих органов. Эта форма управления освобождает исполнителей от ненужной опеки, стимулирует инициативу, раскрывает потенциальные возможности личности. Децентрализация оправдана, если на низших уровнях управленческой иерархии принимаются обоснованные и результативные тактические решения, которые не противоречат решениям, принимаемым на стратегическом уровне управления. Другими словами, при наличии продуманной стратегии (концепции) развития здравоохранения на федеральном уровне больше прав, а соответственно и обязанностей можно передать органам управления здравоохранением субъектов РФ. С принципом достаточности централизации и децентрализации управления тесно взаимосвязаны два последующих принципа — единоначалия и делегирования полномочий. Принцип единоначалия означает предоставление руководителю органа управления или организации здравоохранения широких полномочий для выполнения его функций, с установлением персональной ответственности за результаты работы. Этот принцип, как правило, оправдан и реализуется в системе управления с высоким уровнем централизации власти. Во многом эффективная реализация этого принципа зависит от авторитета руководителя. Что же такое авторитет руководителя? Это концентрированное отражение в решениях руководителя и в сознании подчиненных убеждающего потенциала его личности. Личный авторитет представляет собой разновидность власти над людьми. Для самого руководителя авторитет определяется силой влияния на сотрудников, а для подчиненных — степенью оказываемого ему доверия. При этом надо различать авторитет официальный, который определяется занимаемой должностью, и реальный. Уровень должностного авторитета формально зависит от занимаемой должности. Реальный авторитет определяется прежде всего личными и профессиональными качествами руководителя и характеризуется фактическим влиянием на процесс управления, доверием и уважением со стороны коллег. Принцип делегирования полномочий. В самом названии этого принципа заключен его главный смысл: передача руководителем части своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия. Итак, принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части своих прав, обязанностей и меры ответственности подчиненным ему сотрудникам. В итоге руководитель получает возможность освободиться от текущих дел и сконцентрировать свой интеллектуальный и организаторский потенциал на решении задач более сложного уровня управления. Одновременно реализация этого принципа предоставляет большие возможности для повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности. При этом очень важно соблюдение норм управляемости. принцип делегирования полномочий будет эффективен при следующих условиях: • подчиненные знают и понимают, какие обязанности делегированы им, сознают меру своей ответственности; • сотрудник заблаговременно психологически и профессионально подготовлен к выполнению своих новых функций; • в коллективе действуют механизмы стимулирования и мотивации; • исполнитель свободен в своих действиях и вправе идти на оправданный риск; • независимо от изменения горизонтальных и вертикальных связей соподчиненное™ в коллектаве продолжает действовать эффективная система контроля. Однако, несмотря на всю очевидность и возникающую в процессе управления потребность делегировать полномочия, далеко не все руководители используют этот принцип. С личностью руководителя во многом связан стиль управления. Стиль управления — это индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности. Стиль управления во многом формируется также под влиянием сложившихся отношений между руководителем и коллективом в процессе принятия и реализации управленческих решений. В теории управления используются три подхода к определению стиля руководства: • личностный подход; • поведенческий подход; • ситуационный подход. В общепринятом смысле стиль управления — это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов и форм работы руководителя с подчиненными. Методы руководства — это способы и приемы воздействия руководителя организации здравоохранения или его подразделения на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в целях решения поставленных перед ним задач. Различают следующие методы управления здравоохранением: • организационно-распорядительные; • экономико-математические; • социально-психологические; • общественные, или коллективные. Основными функциями управления в здравоохранении являются: • прогнозирование; • планирование; • нормирование; • стандартизация; • организация; • координация; • мотивация; • маркетинг; • контроль и учет.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (697)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |