Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Памятники древнетюркской письменности



2016-01-26 962 Обсуждений (0)
Памятники древнетюркской письменности 0.00 из 5.00 0 оценок




На земном шаре существует свыше 3000 живых языков, но лишь около 200 из них обладает письменностями.

Древнетюркское письмо впервые было открыто в долине Енисея в 20-х годах 17в. немецким ученым Мессершмидтом, и Таббертом-Страленбергом,. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами и данное название закрепилось в науке.

В 1889г. русский этнограф и археолог Н. М. Ядринцев обнаружил на берегу р.Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге –кагана(680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), и советника первых каганов второго Восточнотюркского каганата (689-744г.г.) Тоньюкука(646-731г.г.) По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Датский ученый, В. Томсен первым в мире прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона, и доложил о переводе 15 декабря 1893г. Это было великое научное открытие в мировой лингвистике. Московский исследователь Мурад Аджи называет эту дату – датой второго рождения тюрков.

Ареал распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане довольно широк – это долины р.Талас, Или, Сырдарья, Иртыш, Жайык.Наиболее известны из них так называемые Кошоцамдайские памятники – стелы в честь Бильге-кагана и его брата Кюль-тегина, воздвигнутые в 732-735г.г., а также стела советника первых каганов Тоньюкука(646-731г.г.), созданный вскоре после 716г. еще при его жизни.

Все крупные тексты орхонской группы довольно однообразны по структуре. Они содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории Тюркского государства. В надписях приводится очень богатый материал для изучения истории, идеологии и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов.

В древнетюркской рунической письменности отражена общетюркская идеология и представлена концепция централизованной государственности как гаранта свободы и независимости тюркских народов, в течение веков имевших общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим достоянием. В ней заложена неиссякаемая энергия и твердая воля создателей Тюркского эля в отношении всего, что касается таких священных понятий как «народ», «Государство», «свобода», «независимость».

Памятники древнетюркской письменности – исключительно ценный источник по языку, истории, этногенезу, географии, письменной культуре. Они являются свидетелями высокого уровня языковой культуры и государственности далеких предков казахского народа.

Верования и обычаи тюркских племен (культ тенгри, буддизм, манихейство и др.).

. Основной религией древних тюрок было тенгрианство, поклонение Небу(Тенгри). Наряду с Тенгри тюрки поклонялись божествам Иер-Суб(Земля-Вода) и Умай(покровительница домашнего очага)Именно по воле неба считали тюрки правили каганы, которые именовались «Небоподобные или рожденные на Небе».Военные успехи тоже определяются волей Неба.Тенгрианству поклонялись огузы, карлуки, кимаки, кипчаки и монголы в XII-XIII веках.

У древних тюрок еще развивалось тотемистическое воззрение. Тотемистическое племя делится на кланы. Члены каждого клана связаны между собой именем какого-нибудь животного.Эим именоем они себя называют и даже ведут мистическую родословную от него. Китайские летописи отмечают.чтодревние тюрки ведут свое происхождение от волчицы. Десять сыновей этой волчицы, согласно легенде, стали основателями десяти поколений(родов) тюрков. Тенгрианская комология подразделяла Вселенную на 3 сферы:подземный мир, наземный мир и небесная сфера.Все три сферы пронизывало Мировое дерево, черезкоторое было возможно общение с духами предков на небе.В то же время существовали и другие религии,которые распространялись по Великому-шелковому пути.Буддизм- проник в Южный казахстан в 1 в.до н.э. Его распространяли согдийцы и канлы.С IV в. Тюркская аристократия и часть городского населения пропеведовали буддизм.Памятники: будийские храмы в Ак-Бешиме, Суябе;подземный монастырь в Испиджабе;Христианство несторианского толка распространялось в VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Семиречья, при патриархе Тиммофее христианство было принято карлукским джабгу,в Таразе и Мерке действовали христианские церкви,были образованы митрополии.Манихейство-возникло в III в н.э. в Иране, представляла собой синтез христианства(идея мессианства) и зороастризма(идею борьбы добра и зла).Распространяли согдийцы.Манихейские обители айдены в Таразе, Баласагуне,Шигил-балыке. Зороастризм возник в VII-VI вв. до н.э. в Иране.Характерно пояитание 4 стихий Вселенной – воды, огня,земли,воздуха.Распространяли согдийцы. Башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе, Красная речка.ИсламVIII-IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 960 г караханиды объявили Ислам государственной религией. Совершаются мусульманские погребальные обряды, церкви превращаются в мечети.

Вопрос № 18



2016-01-26 962 Обсуждений (0)
Памятники древнетюркской письменности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Памятники древнетюркской письменности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (962)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)