Межнациональные отношения в Республике Казахстан. Форумы и Ассамблей народов Казахстана
Ассамблея народов Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства. Идея создания Ассамблеи народов Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости. Выступая на нем, Президент подчеркнул: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. Многое переосмысливая заново, казахстанцы не вправе растрачивать это богатство, забывать добрые традиции. Они сформировались не в последнее десятилетие и не коммунистическими директивами. Надо повседневно слышать голос каждого народа, любой национальности. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт».Цели и задачи Ассамблеи, структура и организация работы, основные направления деятельности определены в Положении об Ассамблее народов Казахстана и Стратегии Ассамблеи, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856. Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач: - содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе; - выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия; - формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы; - обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике; - поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий. Первый Президент Республики Казахстан является пожизненным Председателем Ассамблеи. Председатель Ассамблеи определяет и утверждает основные направления деятельности Ассамблеи. Председатель Ассамблеи имеет двух заместителей. Заместители Председателя Ассамблеи назначаются на основании рекомендации Совета Ассамблеи актами Президента Республики Казахстан. Сессии Ассамблеи созываются Председателем Ассамблеи. Дата, место проведения и предполагаемая повестка дня сессии Ассамблеи объявляются за месяц до начала ее работы. Сессия созывается не реже одного раза в год. Внеочередная сессия Ассамблеи созывается Председателем Ассамблеи по собственной инициативе или по просьбе не менее одной трети от общего числа членов Ассамблеи и проводится в месячный срок со дня принятия решения.За десять лет своей деятельности Ассамблея народов Казахстана провела 11 сессий, на которых обсудила важные вопросы социально-политической жизни общества.Первая. Учредительная сессия (март 1995 года)- «За мир и согласие в нашем общем доме».Вторая (июнь 1995 года) –«Осмысление пройденного и дальнейшее демократическое реформирование общества». Третья (апрель 1996 года) –«Общественное согласие – основа демократического развития Казахстана».Четвертая (июнь 1997 года) – «Историческая память, национальное согласие и демократические реформы –гражданский выбор народа Казахстана».Пятая (январь 1999 года) –«Национальное согласие –основа стабильности и развития Казахстана». Шестая (декабрь 1999 года) – «В дружбе и согласии – в XXI век». Седьмая (декабрь 2000 года) –«Духовное культурное развитие народа –основа укрепления государственной независимости Казахстана». Восьмая (октябрь 2001 года) – «Десять лет независимости: мир, прогресс и согласие».Девятая (ноябрь 2002 года) – «Стратегия развития Ассамблеи народов Казахстана: национальное согласие, безопасность, гражданский мир».Десятая (декабрь 2003 года) –«Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт, практика и перспективы».Одиннадцатая (ноябрь 2005 года) –«Десять лет мира, межнационального согласия и созидания». Состав Ассамблеи формируется из числа представителей государственных органов, национально-культурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учетом их авторитета в обществе, общественно-политической активности. В настоящее время Ассамблея имеет в своем составе 350 членов. Рабочим органом Ассамблеи является Секретариат, структурно входящий в состав Администрации Президента РК. В стране действует более 100 национальных школ, функционирует 170 воскресных школ, где изучаются 23 родных языка. В трех школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 12 родных языков. На финансовую поддержку этих школ Правительство страны выделяет ежегодно 12 млн. тенге. Кроме того, им оказывается помощь и из местного бюджета. В Казахстане издается 4 республиканских и 15 региональных национальных газет, работает 6 национальных театров (казахский, русский, немецкий, уйгурский, корейский и узбекский). Ежегодно выходит в свет несколько десятков новых книг на языках этнических групп. Стали традиционными ежегодные массовые народные праздники Наурыз, Масленица, Рождество и др. Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны эффективно решающей проблемы межнациональных отношений. Вклад Ассамблеи по достоинству оценен на самом высоком уровне. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, совершивший визит в нашу страну, назвал Казахстан примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира. Высоко отозвался о казахстанском народе и Римский Папа Иоанн Павел II, посетивший Казахстан. 91Астана - столица Республики Казахстан 6 июля 1994 года — день, когда было принято постановление Верховного Совета РК «О переносе столицы Республики Казахстан». 23 октября 1997 года состоялся официальный переезд министерств и государственных органов и Президента в Акмолу, а 10 декабря 1997 года Указом Главы государства город Акмола был объявлен столицей Республики Казахстан. 6 мая 1998 года Акмола была переименована в Астану.В 1999 году новой столице Казахстана была присуждена премия ЮНЕСКО «Города за мир». Это награда городам, наиболее успешно зарекомендовавшим себя в социальной, экологической сферах, в области развития муниципального сектора и вносящим практический вклад в культуру мира. Город расположен в степной полосе на реке Ишим, на месте его наибольшего сближения с Нурой. Акмола была основана в 1830 году как казачий форпост, изначальный статус — Акмолинский приказ. Основатель города — полковник Федор Кузьмич Шубин-второй, участник Бородинского сражения.Слова Акмола и Акмол в переводе с казахского языка имеют 2 основных значения («Белая Святыня» и «Белое изобилие»). С одной стороны трактовка «Белая Святыня» возможна, так как в 20-ти километрах от города находится одноименное урочище, известное тем, что там, на вершине белого известнякового холма имеется могила местного бия. С другой стороны, трактовка «Белое изобилие» не менее правдоподобна, так как регион Акмолы был признанным скотоводческим центром со значительным производством молока и кисломолочных продуктов. ле обретения столичного статуса и организации особой экономической зоны «Астана — новый город», в городе реализуется множество современных архитектурно-градостроительных проектов. Развитие Астаны ориентируется на долгосрочные стратегические цели. В этой связи Указом Президента Республики Казахстан от 17 марта 2006 года утвержден Стратегический план устойчивого развития города до 2030 года, определяющий основные направления деятельности по становлению и устойчивому развитию города как столицы государства. Разработку данного плана осуществил Центр устойчивого развития столицы.За короткое время провинциальный город изменился до неузнаваемости. В городе построен современный международный аэропорт, способный принимать все виды воздушных судов. У красивых берегов Есиля построены современные здания: Президентский Дворец, здание Парламента, гостиница «Интерконтиненталь», Конгресс-холл, Дворец молодежи, Президентский Центр Культуры, здания министерств, жилые многоэтажные дома. В городе имеются четыре высших учебных заведения, Акмолинская областная филармония, музеи, театры, библиотеки. В городе начало развиваться молодое кино: «Бауырым (фильм)». Возле здания Парламента можно увидеть памятник трем благословенным казахским биям: Толе би, Казыбек би и Айтеке би, – которые словно сопровождают народ в будущее. А статуя белого барса, устремленного ввысь, – символ счастливого будущего молодого Казахстана в XXI веке. Но расцвет столицы еще впереди. В будущем Астана будет одним из известных городов Евразийского континента. Астана – политический, административный, экономический и культурный центр нашей страны, оплот единства нации, символ государственности. Монумент Байтерек является главным символом города. 94 Указом Президента Республики Казахстан 4 декабря 2001 года «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» утвержден Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года. Сама Стратегия долгосрочного развития «Казахстан-2030», в Послании главы государства народу Казахстана акцентирует «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» и предполагает реализацию предварительного и трех десятилетних этапов развития страны. 96. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана. Стратегия формирует государственную экономическую политику Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития. Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики. Приоритетами индустриально-инновационной политики являются развитие и создание потенциально конкурентоспособных, в том числе экспортоориентированных, производств, работающих в отраслях экономики несырьевой направленности. В целях решения долгосрочных стратегических задач особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития наукоемких и высокотехнологичных производств. Задачи Стратегии состоят в следующем: повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности; создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество; стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств; диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества; наращивание интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы. Стратегия базируется на следующих принципах: партнерство с частным сектором; направленность инвестиционных и инновационных предложений на повышение конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в несырьевых отраслях промышленности; государственная финансовая и иная поддержка реализации проектов, направленных на модернизацию промышленности, гласность и транспарентность процедур по ее оказанию; комплексный характер мер государственной поддержки отраслей, обеспечивающих развитие цепочки добавленных стоимостей; обеспечение равных конкурентных условий и здоровой конкурентной среды; отказ от всяких льгот и преференций индивидуального характера; нацеленность индустриальной политики на формирование конкурентных преимуществ. 176. Наука, образование, культура. 1991 является началом нового периода в развитии отечественной науки. 15 января 1992 принят закон “О научной и научно-технической политике Республики Казахстан”, в том же году образовано Министерство науки и новых технологий. С 1993 года введена государственная экспертиза научно-технических программ, финансируемых из государственного бюджета. Утвержден единый порядок регистрации отчетной документации по проведенным в республике открытым опытно-конструктивным и проектно-технологическим работам, создана нормативная-правовая основа перевода финансирования научно-технических и опытно-конструктивных работ на программно-целевой метод. Результаты работ, проведенных в научно-технической сфере, были показаны на выставке в Астане в феврале 1998. Ученые республики внесли свой вклад в обеспечение процессов государственного управления, с древних времен до наших дней исследована история Казахстана, казахской философии, в контексте взаимовлияния восточной и западной культур составлены новая философия и методология науки, исследованы развитие конституц. процесса в Республике Казахстан, евразийская интеграция, геополитика, подготовлен прогноз демографического развития. Организована Высшая научно-техническая комиссия — ответственный консультативный орган по определению государственных приоритетов в развитии фундамента и прикладной науки и техники и дальнейшему прогнозированию. 100-летие со дня рождения академика К.И.Сатпаева включено в список юбилеев, проводимых при поддержке ЮНЕСКО. Согласно проведенным реформам в сфере образования в 90-годы были достигнуты демократический характер управления образованием; расширены полномочия образовательных учреждений; гарантированы государством бесплатность среднего общего и начального профессионального образования в государственных учебных заведениях; внедрены принцип триязычия; узаконены негосударственный сектор образования и право на получение образования в РК наравне с гражданами РК, для лиц казахской национальности, являющихся гражданами других государств; созданы законодательная основа для внедрения системы кредитования в виде образовательного гранта или кредита; проведены реструктуризация сети вузов и научно-исследовательских институтов для повышения маневренности и мобильности; признаны автономия вузов как одного из основных условий социальной эффективности высшего образования. Современный Казахстан переживает период национального возрождения; в докладе президента Н. А. Назарбаева перемены в стране характеризуются как возрождение национальной государственности. Так же возрождаются и народные ремесла, народные обычаи, обряды и национальные виды спорта, религия титульной нации, национальное образование и казахский язык, песенный жанр и стихосложение на казахском языке. Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года № 56-I «О культуре» регулирует общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, использования и распространения казахской национальной культуры, культуры других народов Казахстана. Ранее имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого» 177. Реформы образования. Характерная черта образовательных реформ в Казахстане, как на уровне высшей, так и на уровне средней школы, – это наличие определенной последовательности и взаимосвязанности между этапами преобразований. В Казахстане концепция реформы была выработана в конце 90-х годов. Ее важнейшими чертами стали: ориентированность на западные стандарты образования; формирование рынка образовательных услуг; переход на финансирование не объектов, а субъектов образовательного процесса; противодействие коррупционному механизму в системе высшей школы. Модель реорганизации образовательного процесса в Казахстане была заложена в конце 90-х годов тремя базовыми документами: Законом "Об образовании", Государственным стандартом образования и Государственной программой "Образование". Все они были приняты с интервалом в несколько месяцев, что существенно упрощало процедуру реализации основных положений каждого из документов. Главным, системообразующим принципом реформы был объявлен переход от модели "образование для всех" к модели "образование по выбору". Идеология реформы была сформулирована предельно ясно – интегрировать образовательную систему Казахстана в мировое образовательное пространство. Важнейший шаг по реформированию образовательной системы Казахстана был сделан в 2001 году, когда министерство образования республики утвердило Классификатор направлений и подготовки специальностей высшего профессионального образования, в соответствии с которым было произведено укрупнение перечня специальностей. Это позволило приблизить их набор к требованиям, предъявляемым международными образовательными стандартами и, в частности, Лиссабонской конвенцией по признанию квалификаций, относящихся к высшему образованию, которую Казахстан подписал раньше других стран СНГ. Столь же активно Казахстан включился в т.н. "Болонский процесс", заявив о переходе на трехуровневую систему подготовки кадров: бакалавриат (высшее образование) – магистратура – PhD (послевузовское образование). Предполагается, что докторантура объединит целый набор образовательных программ: аспирантуру, соискательства, различные формы подготовки докторской диссертации. В настоящее время в республике начато развитие собственно коммерческой системы образовательного кредитования. "Финансовый центр" (ФЦ) был преобразован в акционерное общество, 100% уставного капитала которого принадлежит государству. Предполагается, что Центр будет выступать поручителем перед коммерческими банками по кредитам, предоставляемым абитуриентам. В качестве банков второго уровня, которые непосредственно выдают абитуриенту кредит под гарантии ФЦ, выступают крупные кредитно-финансовые учреждения Казахстана – "Валют-Транзит Банк", "ТуранАлемБанк", "Альянс Банк", ведутся переговоры с "Народным Банком Казахстана" и "АТФ Банком". Таким образом, государство берет на себя важнейшие функции – первичной обработки данных потенциальных заемщиков и хеджирования кредитных рисков. Это позволяет не только привлечь в образование деньги коммерческих банков, но и существенно снизить процентные ставки по образовательным кредитам, сделав их социально ориентированными. Еще одной формой финансовой поддержки молодых людей в получении образования в Казахстане является оплата обучения наиболее талантливой молодежи в избранных учебных заведениях. В Казахстане такая программа поддержана на уровне президента республики и носит название "Болашак". 98. Казахстан в мировом сообществе. Значительные природные ресурсы, огромный потенциал развития межконтинентальной транспортно-коммуникационной системы и другие факторы позволили Казахстану уверенно войти в мировую систему геополитических координат и занять достойное место в мировом сообществе. Сегодня Казахстан признан мировым сообществом, его имя стало узнаваемо. Руководство страны, благодаря прогрессивным либеральным политическим и экономическим реформам, заставило международное сообщество поверить в то, что государство Центральной Азии может стать полноправным членом цивилизованного международного сообщества и играть весомую роль в развитии международных процессов как полноправный партнер крупных политических центров силы — США, ЕС, Китай, Россия, страны Восточной Европы, страны ЮВА и др. Более того, за страной признают лидирующую роль в экономическом развитии и интеграционных процессах не только на пространстве СНГ, но и в целом в Евразийском контексте. Свидетельством доверия и уважения к Республике Казахстан стал выбор РК в роли председателя ОБСЕ. По сути, Казахстан получил коллективный мандат на председательство от всех 12 стран – членов СНГ. Его заявку также поддержали все 56 держав ОБСЕ. Безусловно, главным достижением Казахстана стало проведение долгожданного Саммита Глав государств-участниц ОБСЕ впервые за 11 лет со дня последнего Стамбульского саммита. Несмотря на напряженные консультации, была принята Астанинская декларация ОБСЕ. Благодаря этому авторитет нашей республики на международной арене возрос. Свидетельством высокого международного авторитета нашей страны стало председательство в СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ОБСЕ, а также предстоящее в 2011 г. председательство в ОИК. 99.Деятельность и роль Первого Президента .Обретение независимости и становление суверенного Казахстана неразрывным образом связано с именем Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. В течение почти двух десятилетий успешного и динамичного развития страны, национального и культурного возрождения казахского народа, проведения политических реформ и формирования современной социально-экономической модели политическое руководство республики неизменно проводит многовекторную политику в системе международных отношений. В результате реализации выверенной Главой государства внешнеполитической стратегии Казахстан занял свое достойное место на мировой арене. Глобальные инициативы Президента РК Н.А. Назарбаева получили общее признание в мире. Свидетельством укрепления авторитета Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе был тот факт, что первое заседание Лиссабонского саммита прошло под председательством Президента Казахстана Н.А. Назарбаева. Одной из важнейших инициатив Казахстана является идея Нурсултана Назарбаева о созыве в 2010 г. Саммита глав государств ОБСЕ. Значимость и актуальность этой инициативы трудно переоценить, поскольку существует множество вопросов, требующих рассмотрения на высшем уровне. Благодаря авторитету Главы Казахстана, эта идея была поддержана ведущими странами ОБСЕ и отражена в итоговой декларации заседания Совета министров иностранных дел государств — участников ОБСЕ в Афинах. Благодаря усилиям Президента Н.А. Назарбаева, 29 августа 1991 г. был закрыт Семипалатинский ядерный полигон, Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия и к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Этими решениями были обусловлены международные гарантии безопасности со стороны ядерных держав. Впервые за всю историю развития мировой культуры и религии по инициативе Нурсултана Назарбаева в Астане регулярно проводится Съезд мировых и традиционных религий, являющийся позитивным примером культурного и равноправного диалога по сложнейшим вопросам межконфессионального взаимопонимания в изменяющемся мире. Благодаря политическому курсу Н.А. Назарбаева, Казахстан заявил о себе как убежденный сторонник интеграции и многостороннего сотрудничества, в связи с чем наша страна вовлекается в процесс глобализации не столь болезненно, как могло бы быть в случае ее изолированности от внешнего мира. Таким образом, трудно переоценить роль Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в строительстве взаимовыгодного сотрудничества и конструктивных отношений нашей страны с международными организациями, региональными объединениями и странами мира. На протяжении 20-ти лет развития независимого Казахстана его приоритеты во внешней политике остаются неизменными. 100 Задачи по дальнейшему укреплению государственности и развитию демократии получили далеко не последнее место в стратегии «Казахстан-2050». Теперь казахстанскому правительству предстоит произвести «перезагрузку» многих стратегических документов, осуществить децентрализацию власти, принять меры по укреплению государственно-частного партнерства, разработать более эффективные механизмы по борьбе с коррупцией и т.д. Словом, у отечественных чиновников впереди довольно жаркая пора. 101 «В современное время, когда границы стёрты, расстояния не имеют большого значения. Термин "глобализация" пришёл на смену таким понятиям, как "взаимозависимость" и "интернационализация" и характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной и политической сферах. Глобализация носит всеобъемлющий характер, распространяется на все стороны человеческой деятельности и затрагивает все сферы общественного и индивидуального бытия, в том числе и образование. Самым главным преимуществом глобализации является обеспечение взаимопроникновения религий, культур, традиций, ментальности, и таким образом приобщения человека к миру. Чтобы приобщиться к миру, мы полагаем, человеку нужно начать с малого – изучения иностранных языков. 102 В Астане на торжественном собрании в честь 21-й годовщины Независимости страны Президент Казахстана выступил с новым Посланием народу – «Стратегия Казахстана 2050 - новый политический курс состоявшегося государства». Нурсултан Назарбаев обозначил десять глобальных вызовов XXI века. В их числе - ускорение исторического времени, угроза глобальной продовольственной безопасности, дефицит воды, сокращение запасов природных ресурсов, третья индустриальная революция, а также нарастающая глобальная социальная нестабильность. «Мы обязаны учитывать каждый из них, если планируем и дальше добиваться новых успехов в своем развитии», - сказал Нурсултан Назарбаев.Президент страны также обозначил 7 приоритетов стратегии развития Казахстана до 2050 года. Одним из главных положений Глава государства выделил развитие экономической политики.Нурсултан НАЗАРБАЕВ, Президент Казахстана: - Главный принцип бюджетной политики – тратить только в пределах возможностей и сократить дефицит до минимума. Вложенные государством средства должны приносить прибыль. Необходимо наращивать наши резервы, обеспечить сохранность этих резервов. Надо ввести благоприятный налоговый режим для объектов налогообложения, особенно в области производства, новых технологий, индустриализации нашей страны. Ставлю задачу провести ревизию всех налоговых льгот, сделать их максимально эффективными. А в области денежно-кредитной политики важно обеспечить защиту доходов каждого казахстанца.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |