Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологический контекст открытий



2016-01-26 785 Обсуждений (0)
Психологический контекст открытий 0.00 из 5.00 0 оценок




Самым приблизительным образом можно психологический контекст этих двух открытий ( открытия на основании неведения и отк на осн незнания) можно характеризовать как непосредственное вИдение, открытие в полном смысле этого слова.

Выдвижение новых фундамент принципов связывалось с дея-ью гениев. Обращаясь к истории ест-ия, мы видим, что такого рода открытия осуществляются незаурядными людьми. Более того, многие открытия делали независимо друг от друга несколько ученых в одно время (Ч.Дарвин впервые обнародовал свои идеи об эволюции видов на заседании в 1858 в Лондоне; на этом же заседании А.Р.Уоллес выступил с изложением рез-ов исследований, которые по существу совпадали с дарвиновскими.

Иногда фундамент открытия самими учеными и их современниками трактуются как решения частных задач и не связываются с фундаментальными проблемами. Например, Н.Коперник создал свою теорию в связи с тем, что в исследованиях были обнаружены несоответствия наблюдений и предсказаний на базе птолемеевской геоцентрической сис-мы, т.е. возник конфликт между новыми данными и старой теорией. Решение этой фундамент проблемы привело к великому открытию. Поэтому следует признать, что фундамент. открытия всегда связаны с решением фундамент проблем, т.е. таких, которые касаются наиболее общих представлений о действительности.

Этапы изменения характера науки.

I ЭТАП ( Возникновение науки следует отнести к каменному веку)

ü человек в процессе жизнедеят-ти начинает накапливать и передавать дургим знания о мире;

ü наука-опыт практич и познават деят-ти;

ü кулминационным пунктом стала наука древнего Египта и Вавилона.

II ЭТАП ( с V в до н.э. в Древней Греции)

ü наука –доказательное и логичное знание;

ü Аристотель проанализировал процесс доказат-ва и создал теорию док-в – логику;

ü Возникновение первых сис-м о первоначалах, атомистика, развиваются мат-ка и механика, астрономия;

ü Появление описаний окружаемого мира, систематизирующие природные явления ( работы Страбона)

III ЭТАП (V в. – вторая половина XV в.

ü Наука- опытное знание;

ü Естествоиспытатели и деят-ли церкви Р.Гроссетест, Р.Бэкон и другие следуют опираться на опыт и наблюдение а не на авторитет предания или философской традиции;

ü Большое значение уделяется вненаучным видам знания ( астрология, алхимия, магия)

ü Центр ест-науч. исследований в начале этапа переместился в Азию.

IV ЭТАП (вторая половина XV-XVIII в)

ü Наука- ест-ие, умеющее строить математические модели изучаемых явлений;

ü Начало этапа отмечено созданием гелиоцентрической сис-мы (Н.Коперник);

ü Эпоха великих гегорафич открытий;

ü В XVII в происходит рождение ест-ия как соц института

V ЭТАП (с первой половины XIX в)

ü Первыми реформаторами стали ученые Берлинского университета, суть реформ состояла в оформлении науки в особую профессию;

ü Наука- проф.знание : совмещение исследоват деят-ти и высшего образования

ü Этап эволюц.идей в ест-ии : -теория катастроф, - формулировка Периодической сис-мы хим.элементов , - закон сохранения и превращения энергии ;

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ( конец XIX - начало XX)

ü Разработка классич электродинамики

ü Обнаруживается и изучается явление радиоактивности

ü Открыт электрон и атомное ядро; формулировка квантовой гипотезы и квантовой теории атома

ü Создание модели расширающейся вселенной, квантовой механики, кибернетики и др.

Типы научной рациональности.

Три стадии развития естест-ия, каждая из кот начинается с глобальной революции, можно охарактеризовать с точки зрения научной рациональности :

1. Классичсекая рац-ть (соответствующая классической науке в двух ее состояниях –додисциплинарном и дисциплинарно организационном)

Классический тип научной рац-ти, концентрируя внимание на объекте, стремится при теоретич. Объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциями его дея-ти, рассматривая это как необходимое условие получения научного знания.

2. Неклассическая рац-ть( соотв.неклассич.науке)

Неклассический тип научной рац-ти учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деят-ти, причем выявление этих связей рассматривается в качестве условия научного описания и объяснения мира.

Постнеклассическая рац-ть

Расширяет поле осмысления деят-ти, учитывая соотнесенность получаемых знаний об объекте ; анализируется связь внутринаучных целей с вненаучными, соц.ценностями и целями.

Каждый новый тип научной рац-ти характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответсвующие типы системных объектов. При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не приводит к исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Между ними сущ-ет некая преемственность.



2016-01-26 785 Обсуждений (0)
Психологический контекст открытий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологический контекст открытий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (785)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)