Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Карл Маркс и современная философия



2016-01-26 846 Обсуждений (0)
Карл Маркс и современная философия 0.00 из 5.00 0 оценок




В своей философской системе К. Маркс исходит из учения о человеке как практическом существе, которое в процессе своего бытия преобразует окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей. В силу этого сущностью человека «вообще», по Марксу, является свободная, творческая, сознательная, целесообразная преобразующая деятельность.Практика оказывается фундаментальным способом человеческого (как индивидуального, так и общественного) бытия. Изменяя окружающий мир, человек и общество постоянно создают все новые и новые условия своего внешнего существования, изменяя тем самым и самих себя как субъектов, ибо человек определяется совокупностью тех общественных отношений, в которые он вступает в процессе своего непосредственного существования. Это означает, что человеческая природа постоянно изменяется. Именно в этом смысле Маркс разделяет «человеческую природу вообще» и ее «модификации» в различные исторические эпохи.

В процессе своего непосредственного существования, то есть совместной реализации практики, люди изменяют природную среду и создают искусственный мир предметов – культуру. Производя и воспроизводя свою материальную жизнь, человек постепенно приобретает потребность в регулировании своего собственного жизненного (прежде всего производственного) процесса. В результате этого над производственной сферой (базисом) постепенно надстраивается правовая система (надстройка). В своей совокупности базис и надстройка дают общественное бытие. Процессы, происходящие в общественном бытии, рано или поздно начинают осмысляться людьми в самых различных формах: повседневных, правовых, художественных, религиозных, идеологических, моральных, философских. Такое социальное отражение и осмысление бытийных процессов называется общественным сознанием. В своей неразрывной диалектической совокупности общественное бытие и общественное сознание составляют социальную реальность, соц. универсум, который есть тотальность, развертывающаяся непосредственность человеческого присутствия в мире.,

Изменяя в своей практической деятельности мир, люди преобразуют данный им изначально (априорный) универсум и формируют новый (опытный). Так возникает историчность человеческого существования, понимающаяся К. Марксом как процесс, в котором деятельность каждого нового поколения людей укоренена в априорном универсуме, созданном деятельностью всех предшествующих поколений, то есть каждое последующее поколение начинает существовать на основе, созданной другими. Это преемственный процесс, в котором соответственно возможны как прогрессивные, усложняющиеся, так и регрессивные движения. Этот процесс означает, что содержание социального бытия постоянно изменяется, а так как в основе историчности лежит преобразующая деятельность людей, то Маркс выделяет несколько этапов развития форм этой деятельности в истории. Основная его периодизация истории связана с изменением самого характера человеческой деятельности:

(1) сначала имеет место личная зависимость, которая развивается в (2) зависимость вещную при личной независимости, и, в конце концов, возникает (3) полная свобода – свободная индивидуальность. Если для периода предыстории характерно доминирование экономической деятельности, которую Маркс в ранних трудах называет трудом и которая связана с отчуждением, то для будущей эпохи истории, напротив, будет характерно доминирование свободной деятельности, то есть осуществление подлинно человеческой природы, – в постэкономической формации будет иметь место неотчужденная форма деятельности. Таким образом, исторический процесс постепенно объективно движется к осуществлению человеческой свободы, которую Маркс понимает как получение человеком наслаждения от своей собственной деятельности.

Общефилософское значение марксизма.

Философия К. Маркса значительно повлияла на развитие обществознания в XIX–XXI вв. Так, например, один из самых известных антимарксистов Д. Белл в свое время на вопрос о том, как он относится к марксизму, сказал: «Я подвергся нападкам советских идеологов, потому что они считали, что я – антимарксист. Но я вовсе не антимарксист. Как может ученый-социолог быть антимарксистом? Многое в марксистском анализе социальных и производственных структур сохранило свое значение и вошло в современные теории, как и результаты любых глубоких концептуальных обобщений. Я бы скорее назвал себя постмарксистом в том смысле, что я воспринял достаточно много марксистских представлений о социуме».

Гуманизм.

Учение Маркса о человеке неотделимо от гуманизма. Исходя из учения Маркса о сущности человека, гуманизм мы можем определить как такую ситуацию, в которой люди способны свободно (объективно и субъективно) реализовывать свои замыслы в практической деятельности и при этом получать удовольствие от самого акта этой практической самореализации в мире, наслаждаясь предметностью субъективно при ее непосредственном утверждении и объективно – когда наслаждаются другие. Только создание условий, при которых люди будут свободно наслаждаться своей собственной деятельностью, и даст «гуманизм». Все остальное – только лишь лицемерные разговоры о «человеке», скрывающие радикально бесчеловечную действительность.

 



2016-01-26 846 Обсуждений (0)
Карл Маркс и современная философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Карл Маркс и современная философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (846)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)