Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I. Творчество А.П. Бородина в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века



2016-01-26 1263 Обсуждений (0)
Глава I. Творчество А.П. Бородина в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок




Тип драматургии, средства характеристики героев

 

Выполнила:

студентка 4 курса

группы Муз-4 (ЗФО)

Шамайло Татьяна Юрьевна.

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

кафедры МП и НХТ

Дресвянникова Надежда

Марковна

Липецк 2016

Содержание

Введение………………………………………..………………………………....3

Глава I. Творчество А.П. Бородина в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века………………………………………..6

1.1. Ведущие тенденции в русской музыкальной культуревторой половины XIX века....................................................................................................................6

1.2. Эстетические основы творчества А.П. Бородина, жанры и тематика произведений.........................................................................................................13

Глава II. Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина: тип драматургии, средства характеристики героев……………………………………………20

 

2.1. Тип драматургии в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина……………….........................................................................................20

2.2. Средства характеристики героев в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина….24

Заключение……………………………………………………….......................32

Список литературы………................................................................................34

Введение

Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь.

Б. Асафьев

Вторая половина XIX века отмечена исследователями музыкального искусства как этап высокого расцвета художественной культуры – цельного и самобытного явления. Именно тогда в искусстве сформировалась определенная система духовно – эстетических ценностей, которые воплотились в литературе и театре, в живописи и музыке. В противовес прошлому родилась новая художественная картина мира, более глубокая и многогранная, воплощенная в творчестве М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Этот период дал русской и мировой музыке замечательные сочинения. «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» и «Князь Игорь», «Евгений Онегин» и «Лебединое озеро» составляют гордость русской культуры.

В плеяде русских композиторов – классиков Александр Порфирьевич Бородин (1833 - 1887) выделяется своей уникальностью. Он вошел в историю русской культуры как великий музыкант и выдающийся исследователь в области органической химии. Кроме того, он был наделен блестящими литературными способностями, даром педагога и просветителя. Раздвоение главных интересов между искусством и наукой было, по всей видимости, сутью его натуры, неповторимость которой заставляет вспомнить титанов Возрождения и деятелей русской культуры XVIII в., прежде всего М.В. Ломоносова. Традиции Бородина нашли свое продолжение в симфониях А.К. Глазунова и В.С. Калинникова. Среди его последователей в XX веке можно назвать в первую очередь С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова.

В творчестве А.П. Бородина отражены исторические события прошлого, величавые богатырские образы русских былинных повествований. Музыка Бородина – воплощение мужества, светлого оптимизма, эпического величия в сочетании с вдохновенной и нежной лирикой.

Наряду с глубоким претворением мелодического склада русской народной музыки, важное место в творчестве Бородина заняли образы Востока. Композитор с интересом изучал подлинные восточные напевы, используя их выразительные особенности так же любовно, как и русские песенные интонации. Своеобразный мелодический склад фольклора восточных народов вдохновлял А.П. Бородина на создание ярко реалистических образов. Произведения композитора – сокровище русской музыки. Оно не так велико по количеству написанных произведений, но охватывает почти все музыкальные жанры. Самым известным произведением композитора, одним из лучших творений оперной классики по праву является опера «Князь Игорь».

Объект исследования:опера А.П. Бородина «Князь Игорь».

Предмет исследования: тип драматургии и средства характеристики героев в опере «Князь Игорь».

Задачи исследования:

1. Рассмотреть творчество А.П. Бородина в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века;

2. Определить эстетические основы творчества А.П. Бородина, жанры и тематику произведений;

3. Выявить тип драматургии в опере «Князь Игорь»;

4. Раскрыть средства характеристики героев в опере «Князь Игорь».

В соответствии с поставленными задачами был использован теоретический метод исследования: анализ музыковедческой литературы, освещающей творчество А.П. Бородина в контексте русской музыкальной литературы и тип драматургии и средства характеристики героев оперы.

Методологической основой работы явились музыковедческие исследования Б.В. Асафьева, Т.Ф. Владышевской, А.Н. Сохора, Ю.В. Келдыша, Л.А. Рапацкой, В.В. Стасова, Э.Л. Фрида и др.

Теоретическая значимость работы состоит в обобщении достижений научной мысли по вопросу эстетических основ творчества А.П. Бородина и анализа типа драматургии и средств характеристики героев оперы.

Практическая значимость. Данная работа представляет интерес для учителей музыки в общеобразовательных учреждениях и педагогов дополнительного образования в Домах детского творчества и Центрах развития детей. Она призвана помочь им в разработке содержания уроков музыки и внеклассных мероприятий.

Структура исследования.Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава I. Творчество А.П. Бородина в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века.



2016-01-26 1263 Обсуждений (0)
Глава I. Творчество А.П. Бородина в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I. Творчество А.П. Бородина в контексте русской музыкальной культуры второй половины XIX века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)