Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социологические методы в комплексном регионоведении (номенклатура, количественные и качественные аспекты, сильные и слабые стороны)



2016-01-26 904 Обсуждений (0)
Социологические методы в комплексном регионоведении (номенклатура, количественные и качественные аспекты, сильные и слабые стороны) 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод наблюдения относится к качественным методам.

Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем. В широком смысле любое научное знание начинается с наблюдения — непосредственного восприятия живой действительности. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других — пользуемся данными наблюдений иных лиц.

В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что (а) оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; (б) наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре; (в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; (г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

В зависимости от положения наблюдателя различают включенное и простое наблюдения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри". В простом наблюдении он регистрирует события "со стороны".

Одна из модификаций включенного наблюдения — так называемое стимулирующее или "наблюдающее участие", в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуации "непросматриваемые". Социальный эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает: внесение изменений в сложившиеся отношения; контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп; анализ и оценку результатов этого влияния.

Метод опроса

Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и др. субъективных состояний человека.

Разновидности опросов

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

1. Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых — выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами.

По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизированные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. Свободные интервью — это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью") Стандартизованное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие — на периферии и что вовсе не осталось в памяти. Нарративное интервью — направляемый интервьюером свободный рассказ, повествование о жизни.

Наконец, по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью.

Сравнительно недавно в нашей практике начали пользоваться популярностью техники квазиинтервью в "фокус-группах". По существу интервьюер выступает здесь инициатором и ведущим групповой дискуссии по заданной проблеме (например, переход к рыночной экономике или качества некоторого товара в прикладных исследованиях рынка).

2. Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный, или экспресс-опрос, применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3—4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых;

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств.

Метод шкалирования относится к количественным методам.

Измерение – численное понимание свойства; кодирование и соотнесение выраженности признаков объектов или событий с помощью чисел в соответствии с определенными правилами (измерительными шкалами).

Существуют неметрические шкалы без единиц измерения и метрические. К неметрическим относятся номинативные (шкала наименований, для классификации, например, по полу) и порядковые (шкала рангов). В интервальных шкалах – нет нуля; единицы измерения присваиваются по интенсивности выражения свойства. Относительная шкала показывает, во сколько раз свойство 1го больше другого; есть условный ноль – полное отсутствие признака.

(Мангейм)Одна из проблем, наиболее часто встречающихся при планировании опроса и подготовке инструментария для него, заключается в том, каким образом следует приписывать единое репрезентативное значение или оценку некоторому сложному отношению или поведению. Пример о предубеждённости по отношению к студентам – все по-разному оценивают, кто-то по манере, кто-то по одежде, у кого-то (неприятный) личный опыт – но всё это составляющие одного явления – предубеждения. При оценке надо учесть все составляющие.

Если мы хотим учесть все эти моменты, то нам надо подобрать такой инструмент, который сумеет выявлять и измерять как можно больше подобных составных элементов понятий и одновременно будет достаточно точен, чтобы позволять осмысленным образом определять степень проявления общего понятия в единичном наблюдении. Одно из таких средств называется шкалированием.

Шкалирование – это процедура объединения ряда относительно узких показателей в единую суммарную меру, которая принимается за отображение более широкого основного понятия, частью которого является каждый отдельный признак. Шкалирование, или построение шкалы, – это процедура, с помощью которой исследователь формирует шкалу и приписывает отдельным случаям оценки на этой шкале.

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Под «включенным наблюдением» в социологии обычно подразумевают либо особый метод сбора социологических данных (1), либо целостную исследовательскую стратегию. преимущества включенного наблюдения связаны с возможностью уточнения и усовершенствования теоретических понятий в ходе непосредственного взаимодействия исследователя с описываемой им реальностью, что особенно существенно в том случае, когда сам исследователь исходно не принадлежит к изучаемой культуре или сообществу. На той стадии работы, которая предшествует полевому наблюдению, исследователь обычно определяет для себя ключевую проблему и соответствующую совокупность ключевых вопросов, на которые можно получить теоретически осмысленные, т. е. подлежащие и поддающиеся теоретическому осмыслению, ответы. Возвращаясь к обсуждению выбора теоретической проблемы и предмета включенного наблюдения, заметим, что описанные различия между группами, культурами и системами значений делают особенно важной проблему сравнения, т. е. выбора групп, ситуаций и условий для проведения этнографического исследования.

Область применения: Изучение определенной соц группы, к примеру, панков.

 

Фокус-группа

 

Обсуждение результатов исследования по конкретной проблеме. У примеру, повышение эффективности здравоохранения в регионе. При этом репрезентативная выборка – т.е. за стол переговоров приглашаются либо эксперты, либо люди, которых эта сфера ( в данном случае здравоохранения) непосредственно касается.

 

Опрос, анкетирование

Ну здесь все ясно… для получения статистических данных или выявление мнения большинства определенной соц группы по какой-либо проблеме. Написать про технику применения (типа сначала четко определить границы проблемы, придумать максимально простые для восприятия и в то же время практические в плане исследования вопросы. При этом они должны быть максимально субъективны в том плане, чтобы в них не проявлялась нагрузка на респондента, нельзя спрашивать прямо в лоб и т.д…)

Далее анализ результатов, разработка выводов.

Ограничения метода: Позволяет выявить лишь общие тенденции, среднестатистическое отношение опрашиваемых к конкретному вопросу. При этом многое зависит от настроения респондентов, от правильности вопросов, наконец, от добросовестности заполнения анкеты.. Так что результаты не точные.

 



2016-01-26 904 Обсуждений (0)
Социологические методы в комплексном регионоведении (номенклатура, количественные и качественные аспекты, сильные и слабые стороны) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социологические методы в комплексном регионоведении (номенклатура, количественные и качественные аспекты, сильные и слабые стороны)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (904)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)