Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пределы применимости социологических методов в региональном исследовании



2016-01-26 611 Обсуждений (0)
Пределы применимости социологических методов в региональном исследовании 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социологические методы, как качественные, так и количественные, используются для выполнения самых разных исследовательских задач и широко применяются в обществоведческих науках. Регионоведение, разумеется, не исключение.

 

Количественные социологические методы относятся к дедуктивным методам. Они по большей части заимствованы из точных наук и применяются для изучения проблем социального взаимодействия между структурами, социальными институтами и организациями. Количественные методы нацелены на работу с обширной выборкой, выявляют общие закономерности. К их положительным свойствам можно отнести точность и хорошее эмпирическое обоснование исследования, в то время как основным их недостатком является глубина и детальность проработки проблемы.

 

С качественными методами все обстоит наоборот. Они относятся к индуктивным методам и нацелены на изучение субъективных аспектов реальной практики социальных отношений, концентрируются на частном в описании целостной картины социальной практики (самым ярким примером может служить метод кейс-стади). Недостатком таких методов считается малая репрезентативность и невозможность вывести закономерность на основе качественного исследования, а также субъективность исследования. Преимуществом считается глубина и проработанность исследования.

 

Совершенно очевидно, что для того, чтобы адекватно выполнить задачи исследования, необходимо сочетать качественные и количественные методы.

Пределы применимости социологических методов в региональном исследовании.

У студентов российской высшей школы часто отсутствуют необходимые знания и навыки социально-экономических измерений, проектирования исследований и статистической обработки данных. Результаты, представляемые в некоторых дипломных и даже диссертационых работах, а также публикациях, часто являются не только малообоснованными, но даже полностью лишенными смысла с математической точки зрения.

В широком смысле слова любое исследование – это процесс по сбору и анализу информации для формулировки и проверки идей и выводов. Статистические подходы применимы для исследований, в которых используются данные, т.е. информация, представимая в числовом виде. При всей тривиальности этих положений следует понимать, что недостаточно просто собрать данные и никакие данные не говорят сами за себя. – Дубина (с). Таким образом, любые серьезные исследования сегодня, претендующие на точность результатов и приводимых закономерностей, тенденций, выводов должны опираться на грамотно используемые социологические методы. Особенно это касается исследований в области регионоведения, так оно включает в себя целый ряд измерений различных дисциплин (географические данные, экономические и т.д..)

Прежде всего, в этом плане региональному исследователю может понадобиться метод сбора статистических данных. Так, для получения, к примеру, информации об отношения населения к региональной элите он может прибегнуть к методу анкетирования, или выявить общую тенденцию на основе опроса людей, представляющих различные группы населения, а также интервьюирования крупных региональных общественных деятелей. Для наглядного оформления результатов и их интерпретации исследователь может прибегнуть к методу шкалирования. Вообще в целом, применение тех или иных социологических методов зависит от характера проблемы исследования.

Однако существуют некоторые общие для социологических методов пределы применимости. Так, например, не всегда есть возможность осуществить включенное наблюдение. К примеру, исследователь заинтересован исходом борьбы за власть в политически нестабильной стране, и хочет ознакомиться с работой оппозиции. Однако ему вряд ли будет предоставлен доступ к закрытому заседанию партии. Помимо этого, еще нужно правильно уметь анализировать результаты наблюдения, а здесь уже не избежать ошибок в субъективной оценке исследователя.

То же самое касается и интервьюирования, но здесь большую роль играет психологический фактор. Есть целый ряд принципов, согласно которым должно проводиться интервью, чтобы респондент не чувствовал на себе психологического давления и отвечал максимально объективно и правдиво. Однако, исследователь никогда не может быть уверен в релевантности приведенным респондентом фактов и мнений. В этом и заключается границы применения интервью. Оно хоть и имеет преимущества перед анкетированием, особенно, когда речь идет о неформализированных вариантах интерьвю, однако получаемые данные всегда требуют тщательного анализа и проверки со стороны исследователя.

В свою очередь, ограничения метода анкетирования заключаются в том, что оно позволяет выявить лишь общие тенденции, среднестатистическое отношение опрашиваемых к конкретному вопросу. При этом многое зависит от настроения респондентов, от правильности вопросов, наконец, от добросовестности заполнения анкеты. Так что результаты не могут быть 100проценто точными.

То же самое касается и метода шкалирования, хотя он представляет собой более точный метод по сравнению с предыдущими. Однако и методы шкалирования не исключают погрешности и требуют правильной интерпретации результатов со стороны исследователя.

Таким образом, в своей региональной работе исследователь не может опираться на одни лишь социологические методы в силу пределов их применения. И не всегда есть существует возможность их применения. Однако, там где это возможно, они сильно облегчают ему работу. Так, с помощью построения шкалы Осгуда можно создать наглядную картину мнений региональной общественности по отношению к проводимой реформе, к примеру, образования и т.д.


 



2016-01-26 611 Обсуждений (0)
Пределы применимости социологических методов в региональном исследовании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пределы применимости социологических методов в региональном исследовании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)