Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жизненный цикл развития семьи: потребности, задачи и типичные проблемы семьи на каждой стадии развития



2016-01-26 5859 Обсуждений (0)
Жизненный цикл развития семьи: потребности, задачи и типичные проблемы семьи на каждой стадии развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим законам – закону гомеостаза (сохранение постоянства и стабильности) и закону развития. Закон развития означает, что семья, как и любая система, может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения существования). Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности и последовательности стадий ее трансформации от возникновения до прекращения жизнедеятельности.

Жизненный цикл семьи – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.

Семейные события – наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла.

Идея о семейных циклах появилась в психологии в 40-х годах ХХ в., придя из социологии. Понятие «цикл развития семьи» было использовано впервые в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом на общенациональной американской конференции по проблемам семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. Первоначально было выявлено 24 стадии семейного цикла.

В 60-х годах, когда эта идея начала рассматриваться в психотерапии, жизненный цикл семьи стал сводиться к 7–8 стадиям.

Существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. При этом чаще всего исходят из специфики задач, которые должна решать семья как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования. В большинстве случаев такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре.

Жизненный цикл семьи (ЖЦС) – динамика её развития. Его описал в 50-е годы 20 века психиатр Дюваль. Он описал 8 стадий и 0 стадию.Критерий: репродуктивная и воспитательная функции семьи (наличие или отсутствие детей в семье и их возраст).

0 - Стадия вовлечения или добрачный период отношений.

1 - Формирующаяся семья, супруги женаты менее пяти лет, детей нет;

2 - детородящая семья, возраст старшего ребенка до 2 лет 11 месяцев;

3 - Семья с детьми дошкольниками, старшему ребенку от 3 до 5 лет 11 месяцев;

4 - Семья с детьми школьниками, старшему ребенку от 6 до 12 лет 11 месяцев;

5 - Семья с детьми подростками, старшему от 13 до 20 лет 11 месяцев;

6 - Семья, “отправляющая детей в жизнь (стадия длиться с того момента, когда родительский дом покинул первый ребенок, до того момента, когда семью покинул последний ребенок;

7 - Супруги зрелого возраста (с того момента, когда в семье не осталось ни одного ребенка, до момента окончания трудовой деятельности, до пенсии);

8 - Стареющая семья, от момента ухода супругов на покой до смерти одного из них.

0 стадия – Стадия вовлечения

Это этап возникновения эмоционального притяжения в паре, обнаружения сходства ценностей, ориентации. Прояснение ожиданий и притязаний относительно будущей совместной жизни. Решаются проблемы личностной идентичности, достижения эмоциональной и финансовой независимости от родителей, определения собственного социального статуса, развиваются навыки ухаживания и привлечения партнера.

Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.

1 стадия Формирующаяся семья

Типичные проблемы данного этапа связаны:

— с различием моделей семьи у супругов, обусловленные опытом жизни в родительских семьях;

— с невозможностью в короткий период выработать модель собственной семьи, отказавшись от части личных стереотипов, убеждений, привычек;

— с отсутствием или разницей в опыте сексуальных отношений;

— с неготовностью или нежеланием иметь детей;

— с финансовыми трудностями и необеспеченностью жильем;

— с неизбежностью проведения огромного количества переговоров относительно жизни вдвоем.

Задачи:

· Сформировать брачные отношения (правила совместной жизни), удовлетворяющие обоих супругов. Определяются внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет «допущен» в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов. Решаются проблемы власти: распределение сфер ответственности, выбор способов разрешения споров и конфликтов, устанавливается баланс эмоциональной близости/отдаления, решается вопрос о материальном обеспечении и финансовой поддержке семьи: кто будет зарабатывать деньги. Приобретаются навыки распределения семейного бюджета, организации досуга, ведения домашнего хозяйства.

· Урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями

· Общение с родственниками, родительскими семьями (установить психологическую и пространственную дистанции с генетическими семьями)

2 стадия Появление ребенка и до возраста 2-3 лет

Проблемы:

Происходит сужение зоны общения жены. Материальное снабжение ложится на мужа, поэтому он «освобождает» себя от ухода за ребенком. На этой почве могут возникать конфликты из-за перегруженности жены домашними заботами и стремлением мужа «отдохнуть» за пределами семьи. Довольно важной проблемой этого периода может стать проблема самореализации матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе и карьере.

Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.

Задачи:

- Приспособление к ситуации появления ребенка и налаживание заботы о правильном развитии малыша

- Организация семейной Жизни удовлетворяющей не только ребенка, но и родителей.

- Принятие роли отца и матери.

Необходимы: изменения некоторых установившихся правил взаимодействия между супругами, ставших родителями, выстраивание новых отношений с бабушками и дедушками, перераспределение семейного бюджета, принятие новой иерархии ценностей: семья, ребенок, супруг, работа, друзья, родители, родственники.

3 стадия Семья с ребенком дошкольником

Задачи:

- Прислушиваться к потребностям ребенка с учетом его склонностей.

- Преодоление трудностей связанных с усталостью и отсутствием личного пространства

4 стадия Семья с ребенком школьником (до 12-13 лет)

Возможны некоторые проблемы, связанные со школьной жизнью ребенка (решается вопрос об интеллектуальной полноценности отстающего в учебе сына или дочери; могут быть проблемы с отклонениями в поведении). На этой стадии родители решают вопрос всестороннего развития ребенка (одновременные занятия спортом, музыкой, иностранным языком) или выбора занятия по интересам и склонностям. Наряду с этим приучают ребенка (подростка) к домашним обязанностям, их распределению, совмещению с учебой.

В этот период родители все еще много времени и сил уделяют собственной карьере, поэтому духовному и душевному миру ребенка уделяется мало внимания. Иногда ради интересов ребенка родители жертвуют своими собственными (в том числе профессиональными).

Задачи:

- Присоединение семьи к семьям со школьниками

- Побуждение ребенка к учебе. Цель обучение – формирование уверенности в своих силах.

5 стадия Семья с подростком

Зрелый возраст родителей.

Это период, обнаруживающий способность супругов к эмоциональной поддержке друг друга, успешность/ неуспешность профессиональной карьеры одного или обоих партнеров, выявляющий высокий/низкий экономический уровень жизни семьи, возможности проведения досуга, способы решения конфликтов и проблем, проявляющих степень психологической и сексуальной совместимости супругов.

Появляется ощущение эмоционального пресыщения супругов друг другом, следствием чего становятся супружеские измены, сексуальные дисгармонии, попытки разводов по причине «разочарования в партнере».

Задачи:

- Установление равновесия в семье между свободой и ответственностью. Необходимы новые правила в отношениях с взрослеющими детьми. Родителям придется находить такие способы взаимодействия которые бы сохранили контакт с подростком и в то же время, уважая его самостоятельность и право на автономию, предоставили ему возможность держать в секрете некоторые стороны своего опыта.

- Создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями и решение вопросов карьеры.

6 стадия Семья, отправляющая детей в жизнь

Эта стадия жизненного цикла семьи начинается с того момента, когда первый (не обязательно старший) ребенок покидает семью, и длится до того времени, когда последний из детей оставляет родительскую семью. Этот этап насыщен изменениями: уход детей может сопровождаться пополнением и расширением семьи за счёт родителей супругов. Один из детей может создать собственную семью и возвратиться к родителям со своим супругом и ребенком или же ему потребуется помощь с их стороны для ухода за внуками.

Основной психологический смысл периода — расставание с детьми, признание их самостоятельности и автономии при сохранении эмоциональной связи с ними. Молодые люди, отделяясь от родительской семьи, должны в то же время поддерживать связь с нею.

Задачи:

- Постепенное освобождение молодых людей от опеки

- Сохранение духа поддержки как основы семьи.

На этой стадии не нужно торопить, но и не стоит препятствовать. Ребенок должен понимать, что семья всегда его примет.

7 стадия Супруги зрелого возраста (с того момента, когда в семье не осталось ни одного ребенка, до момента окончания трудовой деятельности, до пенсии)

Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Часто в этот период жизни муж осознает, что выше по карьерной лестнице ему уже не подняться, а в юности мечталось совершенно о другом.

Один из распространенных конфликтов состоит в том, что когда мужчина достигает среднего возраста и приобретает высокий социальный статус, он становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, для которой физическая привлекательность гораздо более важна, чувствует, что стала менее интересной для мужчин. В этот период возрастает число разводов. Если конфликт очень глубок, случаются попытки убийства и самоубийства.

Супружеские измены, нередкие на этой стадии, отражают стремление супругов пересмотреть итоги жизненного пути и найти новые возможности самореализации через поиск другого партнера, с которым связываются новые жизненные цели и новые возможности личностного роста, установление эмоционально-близких отношений, свободных от прежнего груза ошибок, чувства вины и горечи переживаний.

Дети все реже бывают дома.

- Перестройка супружеских отношений. Это период, когда родительские функции семья фактически выполнила, супружеские отношения вновь занимают доминирующую позицию.

- Поддерживание связи между старшим и младшим поколением

8 стадия Стареющая семья

От ухода на пенсию до смерти одного из супругов

Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. В отличие от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необходимость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Большое значение имеет также фактор прекращения профессиональной деятельности, влияющий на распределение ролей «кормильца» и «хозяйки (хозяина) дома» между супругами.

В большинстве случаев в семье происходит «тихая бархатная революция», результатом которой является переход всей полноты власти к жене.

Еще один вариант перестройки ролевой структуры семьи связан с резким ухудшением здоровья одного из супругов и концентрацией усилий семьи в направлении решения главной задачи – сохранения жизни, здоровья и создания удовлетворительного качества жизни больного супруга.

- Адаптация к отходу от активной деятельности.

- Сохранение родственных связей, адаптация к старости

- Адаптация к утрате и одинокой жизни.

 


В нашей стране наибольшее распространение получила периодизация Э.К.Васильевой (1975), в которой она выделяет 5 стадий жизненного цикла:

1 - зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребенка;

2 - стадия рождение и воспитание детей, которая заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка;

3 - окончание выполнения семьей воспитательной функции. Эта стадия включает период с начала трудовой деятельности ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей;

4 - дети продолжают жить с родителями и хотя бы один из них имеет собственные семьи.

5 - супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

 

Fanta (1982) была предложена классификация жизненного цикла семьи, в основу которой был положен стаж супружеских отношений. Классификация включает несколько стадий супружеских отношений:

Молодое супружество - продолжительность проживания в браке менее 5 лет. В этот период супруги привыкают друг к другу, ожидают детей, решают материальные и бытовые проблемы; выполняют обязанности по уходу за родившимися детьми. В профессиональной области супруги только приобретают какую-либо квалификацию.

Супружество среднего возраста - охватывает период в 6-14 лет от момента заключения брака. Возраст супругов в этот период от 30 до 45-50 лет. Супруги в этот период экономически активны, занимают стабильное общественное, социальное положение. Дети уже учатся в школе и вузе, становятся все более самостоятельными.

Супружество зрелого возраста - период, наступающий после 15 лет совместной жизни. Супруги в возрасте 45-60 лет. Это возраст переходный между зрелостью и старостью, что сказывается на снижении активности, снижении скорости протекания психических процессов, уменьшается способность к усвоению нового. Однако все это компенсируется объемом накопленных знаний, информации, жизненным опытом. В этот период дети заводят свои семьи и как правило покидают родительскую семью.

Супружество пожилого возраста - в этот период снижается продуктивность труда, появляются проблемы со здоровьем, инвалюционные процессы. Брак становится стабильным, т.к. супруги боятся потерять друг друга.

А. И. Антонов и В. М. Медков считают, что семейный цикл определяется стадиями родительства, то есть выполнением семьей ее основной функции – рождением, воспитанием и социализацией детей. Выделяются четыре основные стадии:

1. Стадия предродительства – от заключения брака до рождения первенца. Супруги готовятся стать родителями и сформировать семью в строгом смысле слова, ибо лишь рождение детей превращает брачную пару в семью, мужа и жену – в отца и мать.

2. Стадия репродуктивного родительства – период между рождением первого и последнего ребенка. Он может частично пересекаться (а в случае рождения единственного ребенка полностью исчезает) со следующим периодом. Появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей – в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее – в зависимости от числа рождений. И лишь в одном случае она не имеет никакой длительности, когда в семье только единственный ребенок.

3. Стадия социализированного родительства – период от рождения первенца до выделения из семьи последнего ребенка. Стадия социализированного родительства, во время которой осуществляется воспитание детей. Для многих родителей эта стадия не кончается никогда, но ее следует ограничить или достижением совершеннолетия, или моментом отделения последнего из взрослых детей. Задержка этого отделения по многим причинам (например, из-за отсутствия жилья) продлевает стадию социализации взрослых детей на неопределенный период. Явление «затяжной социализации», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить вместе со своими родителями, будет одной из характеристик третьей стадии. Следует отличать «затяжную социализацию» от «продолженной», когда из-за учебы или по иным обстоятельствам вступление в брак и начало самостоятельной жизни откладывается.

4. Стадия прародительства – период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.

 



2016-01-26 5859 Обсуждений (0)
Жизненный цикл развития семьи: потребности, задачи и типичные проблемы семьи на каждой стадии развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жизненный цикл развития семьи: потребности, задачи и типичные проблемы семьи на каждой стадии развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5859)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)