Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные теории массовой коммуникации



2016-01-26 1312 Обсуждений (0)
Основные теории массовой коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследованием основных теорий массовой коммуникации занимались классики философии, культурологи, коммуникологии и коммуникативистики

Французский физик, психолог, социолог и культуролог Абрахам Моль (1920–1992) описал четыре доктрины развития массовой коммуникации:

демагогическую (СМИ являются средством реализации рекламы);

догматическую (МК регулирует политическое и экономическое поведение);

эклектическую (СМИ формируют не только гуманистическую, но и «мозаичную» культуру);

социодинамическую (различные виды МК должны формировать «интеллектуальное общество», а не общество потребления, для чего массовая коммуникация должна повышать «коэффициент разнообразия культуры»

Современные российские ученые Г.П. Бакулев, Е.Л. Вартанова, В.В. Василькова, Д.П. Гавра, В.П. Конецкая, М.М. Назаров, И.П. Яковлев и др. также вносят вклад в исследование новых процессов, происходящих в массовой коммуникации.

По мнению Конецкой, все основные теории изучения массовой коммуникации построены на функциональном подходе к пониманию ее сущности. Различия теорий заключаются в обосновании доминирующей функции и последствий ее актуализации. Несмотря на множество интерпретаций МК, эти теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией.

1. Функция политического контроля: МК – это функция политического, экономического или идеологического контроля, СМИ – это средства производства, которые являются частной собственностью. Их роль состоит в формировании общественного мнения и в манипулировании им. С другой стороны, СМИ помогают ориентироваться в окружающей действительности. К теориям этой группы относятся теории массового общества В. Парето, К. Маннгейма,Ч.Р. Миллза; политико-экономическая неомарксистская теория СМИ Г. Мердока, П. Голдинга; критическая теория Франкфурской школы раннего периода (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно); теория гегемонии СМИ

2. Функция опосредованного духовного контроля: СМИ рассматриваются как подсистема, функционирующая в пределах установленных правил. Важнейшими функциями МК являются информационная, интерпретирующая, обеспечение преемственности культуры, развлекательная и мобилизующая (структурно – функциональные теории Т. Парсонса, Р. Мертона).

3. Культурологическая функция (Франкфуртская школа позднего периода, критический анализ СМИ Г. Энценсбергера, Бирмингемская школа (С. Холл, культурологические теории МК А. Моля, Г.М. Маклюэна)

В особую группу В.П. Конецкая выделяет варианты теории «информационного общества» (постиндустриального общества, «сетевого капитализма», общества потребления, сферы услуг, «третьей волны», информационно-компьютерных технологий Д. Белла, Дж.К. Гэлбрейта, Д. Рисмена, Р. Арона, Э. Тоффлера, Й. Масуды, М. Кастельса).

Подход Конецкой разделяет С.В. Бориснёв, который выделяет следующие теоретические направления изучения СМИ: теории информационного общества, критическая теория, культурологическая теория (А. Моль), политико-экономическая теория, структурно-функциональная теория, Франкфуртская школа позднего периода, теория гегемонии массмедиа, Бирмингемская школа

М.М. Назаров рассматривает следующие исследовательские традиции МК: структурно-функциональную, концепции идеологии и метаидеологии, семиологические подходы в изучении МК, критическую традицию в ее исследовании, постмодернистские теории СМИ (

И.П. Яковлев группирует теории массовой коммуникации на основании критерия основных стадий массового информационного процесса: отбора, создания, структурирования (производства), распространения и восприятия сообщений. В соответствии с этим Яковлев выделяет: теории процесса массовой коммуникации (теорию «привратника» – отбор информации; теорию «повестки дня» – структурирование сообщений; теорию культивации Дж. Гербнера – распространение информации; теории эффектов МК – восприятие сообщений); теории аудитории в МК (теории ограниченного и неограниченного влияния СМК на аудиторию, теорию активной аудитории и др.); теории, объясняющие взаимодействие массовой коммуникации и власти; теории, объясняющие роль МК в обществе и его подсистемах

Е.Л. Вартанова (МГУ) акцентирует внимание на изучении проблем медиаиндустрии, движущих сил развития медиабизнеса, важнейших концепций медиаэкономики в развитых зарубежных странах, на экономических вопросах современных бизнес-моделей зарубежных медиакомпаний и маркетинга СМИ

Г.Л. Бакулев, опираясь на классификацию теоретических направлений изучения СМК и СМИ Д. Макквэйла, все теории массовой коммуникации подразделяет на четыре типа.

I тип –нормативные (философские) теории. Они описывают, как масс-медиа должны функционировать для воспроизводства и сохранения общественных ценностей, какова природа этих ценностей. Это «четыре теории прессы» (авторитарная, либертарианская, теория социальной ответственности, советская коммунистическая теория), теория демократического участия, теория масс-медиа развивающихся стран.

II тип – общественно-научные теории о природе, функционировании и эффектах массовой коммуникации (теории массового общества и пропаганды, включая теорию «магической пули», теории эффектов коммуникации, включая теории лидеров мнений, изменения установок, селективных процессов).

III тип – функциональные теории, описывающие смысл деятельности масс-медиа (их целей, техники, традиций, форм профессиональной практики, норм поведения, эмпирических правил, регулирующих индустрию масс-медиа. Это структурно-функциональные теории: «диффузии инноваций», элитарного плюрализма; теории социального научения; теории активной аудитории.

IV тип – теории здравого смысла – знания, помогающие на основе собственного опыта повседневной жизни понять конкретное средство МК

По мере технического развития каналов СМИ, увеличения мощности глобализированного воздействия на аудиторию новых информационных технологий именно гуманитарный аспект деятельности СМИ приобретает все большее значение для общества. Очевидно, что с появлением новых процессов и тенденций в эволюции массовой коммуникации, СМК и СМИ возникнут новые теории, объясняющие их содержание.

 



2016-01-26 1312 Обсуждений (0)
Основные теории массовой коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные теории массовой коммуникации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)