Сущность и классификация налогов
Налоги.и сборы — обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке. Под налогом понимается обязательный, индивидуально без- возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве соб- ственности, хозяйственного ведения или оперативного управ- ления денежных средств в целях финансового обеспечения де- ятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного само- управления, иными уполномоченными органами и должност- ными лицами юридически значимых действий, включая пре- доставление определенных прав или выдачу разрешений (ли- цензий). Сущность налогов заключается в прямом, безэквивалент- ном изъятии государством в свою пользу определенной части валового общественного продукта для формирования бюдже- та. Сбор — плата государству за право пользования или осу- ществления деятельности (например, лицензионный сбор), т.е. форма эквивалентной уплаты взноса в бюджет. Налоги и сборы платят главные участники общественного производ- ства: хозяйствующие субъекты (предприятия, организации, учреждения), владельцы капитала и работающие граждане. За счет налогов и сборов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его консолидированном бюд- жете (федеральном, субъектов Федерации и местных), а так- же во внебюджетных фондах РФ. Налогоплательщиком, или субъектом налогообложения, в строительстве признается любое юридическое или физи- ческое лицо, осуществляющее предпринимательскую дея- тельность, владеющее имуществом, или при иных обстоятель- ствах, при наличии которых возникает соответствующее на- логовое обязательство. Объектами налогообложения являются: имущество, при- быль, доход, стоимость реализованных строительных работ (оказанных услуг, товаров) либо иной объект, имеющий сто- имостную, количественную или физическую характеристи- ку, с наличием которого у налогоплательщика законодатель- ство о налогах и сборах связывает возникновение обязаннос- ти по уплате налога. Налоговая база представляет собой стоимостную, физиче- скую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисля- ется сумма налога, подлежащая уплате. Порядок исчисления налога состоит в том, что строительное предприятие (налогоплательщик) самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исхо- дя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Уплата налога производится разовым платежом всей сум- мы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ. Сроки уплаты налогов и сборов определены НК. Функция налога — это проявление его сущности в дей- ствии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного рас- пределения и перераспределения доходов. Распределительная (фискальная) функция позволяет осу- ществлять формирование финансовых ресурсов государства в бюджетной системе и внебюджетных фондах. С помощью контрольной функции обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, оценивается эффектив- ность налогового механизма и выявляется необходимость вне- сения изменений в налоговую политику и бюджетную систему. Используя регулирующую функцию налогов, государство оказывает прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, увеличи- вает или уменьшает инвестиционную активность застройщи- ков, усиливает или сдерживает накопление капитала, управ- ляет платежеспособным спросом населения. В налоговом регулировании, кроме того, выделяют три подфункции налога: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную. Стимулирующая подфункция реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), которые увязываются с льготообразующими признаками объекта на- логообложения. Она может проявляться в понижении нало- говой ставки, уменьшении налогооблагаемой базы, измене- нии объекта налогообложения (например, для сельхозпроиз- водителей). Дестимулирующая подфункция заключается в «сдержи- вании» развития отдельных сфер предпринимательства. Воспроизводственная подфункция предназначена для ак- кумуляции средств на восстановление используемых ресур- сов. Это платежи за пользование природными ресурсами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Прямые налоги взимаются с имущества, доходов, прибы- ли строительных предприятий. Среди них можно выделить налог на имущество предприятий, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (работников строительных пред- приятий), земельный налог, транспортный налог и т.п. Косвенные налоги относятся к товарообороту. Они уста- навливаются в виде надбавок к цене выполненных строитель- но-монтажных работ (оказанных услуг, реализованных това- ров) или «искусственно» увеличивают себестоимость строи- тельной продукции либо уменьшают финансовый результат деятельности строительных предприятий. Формально их на- числяют и уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды строительные предприятия, а фактически платят потребители строительной продукции — застройщики (инвесторы), опла- чивая выполненные строительно-монтажные работы (СМР). В группу косвенных налогов включают: ¦S налог на добавленную стоимость (НДС); ^ акцизы; ^ налог с продаж; S таможенные пошлины; S единый социальный налог (ЕСН); S налог на рекламу и т.д. Объектами налогообложения являются: • стоимость реализованных СМР (оказанных услуг), реа- лизованных товаров, выполненных СМР для собственного потребления. налогооблагаемая прибыль — с нее уплачивается налог на прибыль и штрафные санкции в бюджет; • имущество строительных предприятий — с него уплачи- вается налог на имущество; • материальные ресурсы, которыми владеет или использо- вало строительное предприятие при выполнении СМР. С их налогооблагаемой базы начисляются ресурсные налоги (транс- портный, земельный, водный, лесной, на пользование недра- ми, экологический); • фонд оплаты труда (ФОТ) работников предприятия. На него начисляют и уплачивают единый социальный налог, а также страховые взносы в фонд социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; • поступления, связанные с участием строительного пред- приятия в уставных капиталах других организаций, с дохо- дами от операций на рынке ценных бумаг. С них уплачивает- ся налог на доходы от капитала; • объем работ по организации рекламы. С него рассчиты- вается налог на рекламу; • доходы работников строительных предприятий. С них уплачивается налог на доходы физических лиц. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, послед- ние подразделяются на: ^ федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являют- ся едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вво- дит в действие высший представительный орган, но зачис- ляться эти налоги могут в бюджеты различных уровней; ^ региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соот- ветствии с законодательством страны законодательными орга- нами ее субъектов; ¦S местные налоги, которые вводятся в соответствии с за- конодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на мест- ном уровне, и поступают только в местные бюджеты. По целевой направленности введения налогов различают: S абстрактные (общие) налоги, предназначенные для фор- мирования доходной части бюджета в целом; S целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специаль- ный внебюджетный фонд. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделя- ют следующие виды: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с предприятий и организаций; смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают: закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд; регулирующие налоги — разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству. По порядку введения налоговые платежи делятся на: общеобязательные налоги — взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают; факультативные налоги — предусмотрены основами нало- говой системы, но их введение и взимание находятся в ком- петенции органов местного самоуправления. Налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи, взимаемые в установленном законодательством порядке, в совокупности образуют основу налоговой системы. Налоговая система — взаимосвязанная совокупность дей- ствующих в данный момент в государстве существенных ус- ловий налогообложения. Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются: • система и принципы налогового законодательства; • принципы налоговой политики; • порядок установления и ввода в действие налогов; • виды налогов и общие элементы налогов; • порядок распределения налогов по бюджетам; • система налоговых органов; • формы и методы налогового контроля; • права и ответственность участников налоговых отноше- ний; • порядок и условия налогового производства. Налоговая система РФ основана на следующих принципах: S всеобщности и равенства налогообложения. Каждое ли- цо должно уплачивать законно установленные налоги, при этом должна учитываться фактическая способность налого- плательщика к уплате налога; S недискриминации налогоплательщиков. Налоги и сборы не могут применяться исходя из политических, экономичес- ких, конфессиональных и иных различий между налогопла- тельщиками. Также не допускается дифференциация ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места про- исхождения капитала; S экономического приоритета. Основанием для установ- ления налога может служить экономическая природа объекта налогообложения. Законодательная декларация этого прин- ципа ограничивает произвольное установление налогов и сбо- ров; презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства. Все неустранимые сомнения и неясности законодательных актов в сфере налогообложе- ния трактуются в пользу налогоплательщика; S ясности и доступности, понимания порядка налогооб- ложения. Каждый налогоплательщик должен точно знать, ка- кие налоги и сборы, когда и в каком размере он должен уп- лачивать в казну. В Российской Федерации существует трехуровневая сис- тема взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — регио- нальные); местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и явля- ются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав налогов и сборов, объект налогообложе- ния, порядок формирования налоговой базы, размер налого- вых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов, внесение изменений и дополнений определяются исключительно на федеральном уровне. В перечень федеральных налогов и сборов входят: • налог на добавленную стоимость; • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минераль- ного сырья; • налог на прибыль (доход) организаций; • налог на доходы от капитала; • налог на доходы физических лиц; • взносы в государственные социальные внебюджетные фон- ды (единый социальный налог); • таможенная пошлина и таможенные сборы; • государственная пошлина; • налог на пользование недрами; • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; • лесной налог; • водный налог; • экологический налог; • федеральные лицензионные сборы. Региональные налоги и сборы устанавливаются в соот- ветствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъек- тов РФ и обязательны к уплате на территории соответству- ющих субъектов. К ним относятся: • налог на имущество организаций; • налог на недвижимость; • транспортный налог; • налог с продаж; • налог на игорный бизнес; • региональные лицензионные сборы. Местными признаются налоги и сборы, устанавливае- мые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нор- мативными правовыми актами представительных органов ме- стного самоуправления и обязательные к уплате на террито- рии соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы — это: • земельный налог; • налог на имущество физических лиц; • налог на рекламу; • налог на наследование и дарение; • местные лицензионные сборы. Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях должны ежеквартально публико- ваться Министерством по налогам и сборам РФ, а сведения о действующих местных налогах должны публиковаться регио- нальными налоговыми органами не реже одного раза в год. Налог Налоговая система Федеральные, региональные и местные Прямые и косвенные Общие и специальные Физических и юридических лиц Элементы налога Объект налога Налоговая ставка Субъект налога Налоговая база Налоговая льгота Источник налога Налоговый период
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (549)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |