Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личностное и профессиональное самосовершенствование как путь к стрессоустойчивому образу жизни



2016-01-26 445 Обсуждений (0)
Личностное и профессиональное самосовершенствование как путь к стрессоустойчивому образу жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




Самосовершенствование, очевидно, будет исходить из представления об идеале образцового работника, профессионала, мастера своего дела, который, конечно, как и всякий идеал, недостижим, но который, тем не менее, призван выполнить задачу упорядочивающего, организующего начала. Каков же должен быть этот идеал?

В современной психологии, а также в теории менеджмента целевая модель современного работника, специалиста, достигшего в своем деле вершин (или, как говорили древние греки, акме), представляется в виде перечня ряда характерных черт, разделенных на личностные и профессиональные.

К числу особых личностных качеств людей, желающих достичь вершин профессионального мастерства и (особенно) занять ту или иную руководящую позицию, относятся:

• энергичность – высокая активность, трудоспособность, неутомимость. Работник полон желания добиться успеха как в своей профессиональной деятельности, так и в личной жизни;

• коммуникабельность – умение брать на себя ответственность за других, а не только за себя. Для руководителя, как уже отмечалось, это качество является не просто одним из многих, а определяющим эффективность всей его деятельности;

• твердость воли – умение не только проявить твердость и последовательность в собственном деле, но и внушить уверенность сомневающимся. При отсутствии этого качества руководитель не сможет убедить людей в правильности избранных целей и добиться результата;

• честность, порядочность – без этого качества невозможно обеспечить доверие людей, возможность сотрудничества с ними. Дефицит этого качества – одна из злободневных проблем отечественного менеджмента;

• незаурядный интеллект. Успешный работник должен уметь собирать, анализировать большие объемы информации и использовать ее как для личного самосовершенствования, так и для решения проблем организации в целом, если он руководитель.

Конечно, уровень развития всех перечисленных качеств, без которых нельзя представить сегодня эффективного специалиста, руководителя, определяется природными задатками человека, но все природные способности, как показывает опыт, могут в той или иной степени корректироваться, развиваться, усиливаться в течение жизни человека его трудом, волей, стремлением к самосовершенствованию.

Особенно велики возможности совершенствования профессиональных качеств, без которых нельзя представить себе образцового специалиста. Профессионально важные качества различны у ученого, инженера, менеджера, но в любом случае профессионалом высокого класса может считаться лишь тот специалист, который овладеет обоими блоками качеств – личностными и профессиональными.

Определив на основе этого двуединого перечня цель самосовершенствования, не менее важно правильно выбрать пути, методы достижения поставленной высокой цели.

Чтобы правильно определить эти методы, следует начать с определения своих физических и психических качеств, возможностей и ограничений или, как говорят психологи, с самоанализа, самопознания.

Самопознание – это оценка человеком самого себя, осознание своих интересов, мотивов поведения.

Трудность этой задачи связана с тем, что она предполагает попытку оценить свой внутренний мир как бы со стороны, что весьма трудноосуществимо. Поэтому результаты самоанализа всегда оказываются не вполне точными.

Чтобы результаты такого анализа оказались все же более или менее правильными, объективными, соответствующими действительным психическим качествам, используют некоторые приемы:

• по возможности беспристрастная оценка накопленного профессионального и жизненного опыта. Такая оценка определит наличие сильных качеств (активность, честность, готовность к риску, общительность, стремление к повышению своего социального статуса и т.п.), а также слабостей, ограничений (пассивность, лень, нежелание рисковать, боязнь всего нового и т.п.). Но результаты такого анализа вряд ли будут полностью объективными;

• тестирование, различные тренинги, деловые игры, с помощью которых можно добиться более объективных результатов, в связи с чем они получают все большее распространение. Тесты служат своего рода зеркалом, способствующим пониманию скрытого внутреннего мира личности. Но и эти методы, как считают психологи, все же не являются полностью надежными;

• учет человеком мнений других людей о его сильных и слабых сторонах, особенно родственников, друзей, товарищей по работе;

• постоянная проверка результатов самопознания, их дополнение, уточнение, корректировка в ходе повседневной трудовой, познавательной, общественной деятельности. И.В. Гёте утверждал, что «благодаря созерцанию познать самого себя невозможно, это возможно только при помощи действия; пытайся исполнить свой долг – и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено». Конечно, для того чтобы всерьез заняться этой нелегкой работой – самосовершенствованием, нужно хорошо осознать его значимость. Уместно напомнить, что установка на признание высокой ценности самопознания и самосовершенствования является одной из главных не только в западной, но и в российской культурной традиции.

Так, известный российский философ XVIII в. Григорий Сковорода призывал своих соотечественников «спуститься в душевные пещеры», чтобы ценнейшее «найти в самом себе». Уместно также отметить, что одна из главных идей христианства, которая особенно отчетливо звучит в православии, состоит в утверждении, что «царство Божие находится внутри нас». Русские мыслители издавна видели смысл любой работы человека по самопознанию в том, чтобы найти наилучшее соответствие между теми способностями, талантами, которыми в той или иной степени обладает каждый человек, и теми действительными условиями их применения, совершенствования, которые даны ему судьбой, условиями его реальной жизни. Работа эта, признавали они, весьма напряженная, многотрудная, порою даже трагическая, поскольку в ее итоге нередко обнаруживается вопиющее противоречие между нашими внутренними возможностями и суровой действительностью окружающей среды. Но в поиске и реализации гармонии между личными способностями и реальными условиями их реализации согласно традиции русского самосознания и состоит высший смысл человеческой жизни.

На основе результатов всесторонней самооценки, более или менее точной картины положительных и отрицательных качеств и может быть создан надежный фундамент личного плана самосовершенствования.

Четкое планирование, т.е. проект размещения процессов труда, учебы, других форм деятельности во времени на более или менее продолжительный период,– еще одна важнейшая предпосылка успешного самосовершенствования, успешного противостояния различного рода жизненным кризисам и стрессам.

Основная цель планирования – обеспечение рационального использования личного времени. Установлено, что увеличение времени, затрачиваемого на процесс планирования, приводит к значительной экономии времени в целом. Альтернативой планирования могут быть только беспорядок, хаос, неразбериха как в личной, так и в общественной жизни. Планирование включает в себя два основных этапа: 1) составление плана; 2) реализация плана.

Составление плана – это вид работы, который так или иначе присутствует в любой человеческой деятельности; это целый набор действий и операций, среди которых особое значение имеют исследование затрат времени на отдельные виды трудовой деятельности; консультации с людьми, имеющими значительный опыт планирования; разработка самого плана.

План, как правило, представляет собой систему, включающую в себя ряд подсистем: долгосрочные планы, конкретизирующие их среднесрочные и краткосрочные планы. Планирование начинается с составления долгосрочного плана, который может охватывать несколько лет и даже всю жизнь. В среднесрочных планах, составляемых на период от одного года до одного месяца, намечаются, как правило, мероприятия, проводимые регулярно в каждом году или в каждом месяце. Краткосрочные планы – это планы, составленные на период от одного дня до недели. Все виды планов должны соответствовать друг другу.

Обязательный компонент всей системы – контроль, проверка результатов, сопоставление «план – факт». Причем осуществлять контроль нужно по истечении каждого планового периода.

При всей важности работы по планированию ее все же нельзя абсолютизировать. Необходимо оставлять некоторый резерв свободного времени: рекомендуется соблюдать правило 60 : 40, т.е. планом должно быть охвачено только 60% времени, а остальные 40% следует сохранить как резерв для выполнения неожиданно возникших дел.

Поскольку главная цель планирования – конкретный результат, должен вестись постоянный контроль итогов и результатов планирования как по срокам, так и по результатам.

Научившись планировать, человек сможет изменить к лучшему и свою карьеру, и свою жизнь, достигнуть высшего уровня самосовершенствования, свести до минимума возможность тяжелых стрессов, а в случае их возникновения – успешно противостоять им.

 



2016-01-26 445 Обсуждений (0)
Личностное и профессиональное самосовершенствование как путь к стрессоустойчивому образу жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Личностное и профессиональное самосовершенствование как путь к стрессоустойчивому образу жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)