Лидерство и руководство. Стили лидерства
Лидерство — это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение цели. Лидерство — естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение группы. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример. Отличие лидера от руководителя: Неформальный лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, извне, и ему требуются официальные полномочия для управления людьми. Руководитель выполняет основные управленческие функции - планирование, организация, мотивация, контроль деятельности и т.д. Руководство — это управление процессом: - согласование различных видов деятельности группы; - оценка динамики процесса внутри группы и управление ею. Стиль лидерства (руководства) – это устойчивая система способов, приемов, методов воздействия руководителя на коллектив, в которой проявляются личные качества руководителя и особенности коллектива. Рассмотрим классификацию стилей. Выделяют три основных стиля руководства: • авторитарный (директивный, автократический); • демократический (коллегиальный); • формальный (либеральный, анархический). 1. Авторитарный стиль – “ожидаю вклада и инициативы со стороны подчиненных”. Менеджеры, которые пользуются этим стилем, склонны давать четкие инструкции, добиваться определенной инициативы от подчиненных и постоянно контролировать их действия. Преимущества стиля: • эффективность и своевременность; • понятно, кто является ответственным; • можно осуществлять полномочия власти без запугивания; • развивает людей, у которых недостаточно опыта; • дает больше гарантий принятия правильного решения. Недостатки: • не способствует профессиональному росту образованных работников; • некоторым образованным работникам может не нравится или вызывать обиду; • может привести к текучести кадров, когда люди приобретут достаточный опыт работы. Этот стиль подходит: • когда работник приобретает опыт и компетенцию; • когда работник в определенной мере понимает свою работу; • когда работника необходимо направлять и содействовать ему.
2.Демократический стиль –“ Давайте всё решать вместе!” Менеджеры с таким стилем поощряют работников к участию в решении производственных вопросов, а также к развитию их способностей. Преимущества: • способствует привлечению к решению производственных вопросов; • есть возможность для профессионального роста работников; • поддерживает определенное время чувство удовлетворения у людей. Недостатки: • забирает у менеджера много времени; • тот, кто не справляется со своими обязанностями, может саботировать цели организации в которой работает; • изменения становятся источником конфликта в организации, и работники могут пытаться не допускать изменений; • решение большинства не всегда наилучше отвечает интересам организации. Этот стиль подходит: • когда работник ознакомлен с заданием; • когда работник высоко компетентен; • когда работник и руководитель разделяют идеи и решения. 3.Формальный – “Коллега – партнер или тот, кто делегирует”. Преимущества: • стимулирует профессиональный рост и приобретение опыта; • поддерживает длительное время производительность труда; • положительно воспринимается опытными работниками; • максимально стимулирует творческие усилия. Недостатки: • не срабатывает, когда починенные не имеют желания или не могут работать; • могут возникнуть проблемы в отношениях с сильными личностями, злоупотребляющими властью. Этот стиль подходит: • когда работник способен взять ответственность за реализацию и принятие решения на себя; • если у работника есть интерес и желание принимать и выполнять решения. Вывод: чаще всего применяется комбинация стилей, созданная руководителем с целью использования положительных сторон того или иного стиля.
29.1 Социализация личности: понятие, содержание и механизмы. Социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности , активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности. Истоки современной концепции социализации находим в работах А.Бандуры, Г.Тарда, Т.Парсонса. Изучение процессов социализации в наше время сводится к широкому и узкому пониманию этого понятия. Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез. Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы. Т. Парсонс в роли основного механизма социализации определяет адаптацию. Различается два вида адаптации: психофизиологическая; социально-психологическая, находящихся во взаимосвязи. При этом социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли во время вхождения в новую социальную ситуацию, это - конкретный процесс социализации. Адаптация является лишь одним из элементов социализации наряду с другим, не менее важным - активностью личности, ее творческим выборочным отношением к среде, активным воспроизводством социального опыта, преобразованием имеющихся социальных условий и форм. Итак, социализация предстает как единство адаптации и активности личности: усвоение норм и ценностей социальной среды происходит во взаимозависимости и взаимосвязи с активностью индивида. Относительно понятия «формирование», то до недавнего времени в педагогике доминировали явления о формировании человека как совокупность процессов взаимодействия личности и общества, при которых индивиды развивают в себе те или иные качества. В таком широком смысле данное понятие приравнивалось с социализацией и между ними признавалось определенное равенство. Причем воспитание здесь выступало как часть этого процесса, а именно – осознанное , целенаправленное влияние на индивида.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |