Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоговая система как инструмент государственного регулирования



2016-01-26 1831 Обсуждений (0)
Налоговая система как инструмент государственного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги — это обязательные платежи фи­зических и юридических лиц, взимаемые государством.

Налоги выполняют две функции1 фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функцио­нирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику прежде всего через пере­распределение национального дохода. Обе функции выступают в един­стве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых от­ношений Фискальная функция показывает обязанности налогоплатель­щиков перед государством, а экономическая — обязанность государства перед налогоплательщиками.

Налоги могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными.

Совокупность организационно-правовых норм и методов управле­ния налогообложением образует налоговый механизм. Государство при­дает налоговому механизму юридическую форму посредством суще­ствующего в каждой стране налогового законодательства.

Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления — налоговые ставки и налоговая база. На­логовая ставка — это определенная доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет в виде налога. Налоговые ставки устанавливаются обычно в процентах к сумме дохода. Налоговые ставки определяются законом и закрепляются для каждой категории доходов на длительное время. Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правитель­ством в случае, если размеры налоговых изъятий не соответствуют це­лям и задачам экономической политики государства. Их изменение может осуществляться в сторону повышения или уменьшения. В целом госу­дарство заинтересовано в установлении таких ставок налогообложения, которые обеспечивают и развитие рыночной экономики, и максималь­ное поступление средств в бюджет.

Существуют разные методы установления налоговой ставки. Если ставка налога остается постоянной независимо от величины дохода, то это пропорциональное налогообложение. Если налоговая ставка повы­шается по мере возрастания дохода, то имеет место прогрессивное на­логообложение. Понижение налоговой ставки по мере роста дохода ха­рактерно для регрессивного налогообложения.

Другой элемент налоговой системы — налоговая база: общая сумма дохода, подлежащая налогообложению, т. е. сумма дохода, к которой применяется налоговая ставка. Величина налоговой базы может меняться в зависимости от тех вычетов, которые разрешается законодательством производить из дохода, подлежащего налогообложению (например, в соответствии с предоставляемыми льготами).

В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется: прогрессивным характером налогообло­жения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогооблагаемой суммы); частыми из­менениями ставок налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране; наличием разнообразных налоговых льгот и скидок; определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцирован­ному использованию массового потребления, производство и реализация которых являются государственной монополией (табак, спирт, соль).

Классические принципы построения налоговой политики сформулированы А. Смитом в его тру­де "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.). Они состоят в следующем.

Подданные государства должны поддерживать государство соответ­ственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защи­той государства (т. е. платить налоги).

Налог должен быть не произволен, а точно определен по сроку, сумме и способу платежа.

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Налоговая политика строится так, что сначала определяются расхо­ды государства (бюджетные расходы), а потом уже доходы, которыми можно покрыть государственные расходы. Расходы государства должны отражать интересы общества. Это делает государство дешевым, а нало­ги — признаком не рабства, а свободы.

Важней­ший инструмент воздействия налоговой системы на экономику — на­логовые льготы..

Налоговые льготы носят обычно региональный характер (если пред­приятие функционирует в отсталом районе) или селективный (если они касаются приоритетных наукоемких или экспортных производств).

Налоговые льготы выражаются прежде всего в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий, в основном связанных с научно-техническим прогрессом.

Кроме того, они могут быть в виде налоговых кредитов — вычетов из величины начальных налогов. Например, от налогообложения осво­бождается определенная доля прироста затрат на развитие той или иной сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Наконец, налоговой льготой являются отсрочка уплаты налога и полное освобождение от него. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции ак­ционерные компании полностью освобождаются от налогов на при­быль в течение первых двух лет существования, в третий год налогом облагается 25% прибыли, а вся прибыль облагается налогом лишь с шестого года деятельности компании.

Разновидностью налоговых льгот можно считать ускоренную амор­тизацию, т. е. ускоренное возмещение затрат на основной капитал.

Манипулирование ставками налогов — обязательный элемент нало­говой политики развитых стран. Разнообразные налоговые мероприятия государства имеют противо­речивые последствия. С одной стороны, они стимулируют научно-техни­ческий прогресс, структурные сдвиги и экономический рост в развитых странах, с другой стороны, государственный бюджет недополучает ог­ромные средства. Кроме того, высокие ставки налогов и прогрессивная система налогообложения отрицательно сказываются на уровне инвестиций и сбе­режений и, следовательно, эффективности экономической системы, ибо сбережения и инвестиции — это функции прежде всего более вы­соких по доходам групп населения.

Главное требование к налоговой системе в современных условиях — ее устойчивость, нейтральность по отношению к рыночному механиз­му, обеспечение равных условий хозяйствования всем субъектам ры­ночной экономики.

 

 




2016-01-26 1831 Обсуждений (0)
Налоговая система как инструмент государственного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоговая система как инструмент государственного регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1831)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)