Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственная собственность в системе госрегулирования экономики. Приватизация как инструмент ГРЭ



2016-01-26 833 Обсуждений (0)
Государственная собственность в системе госрегулирования экономики. Приватизация как инструмент ГРЭ 0.00 из 5.00 0 оценок




Масштабы и структура государственной собственности в России

Под государственной собственностью обычно понимают комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.

Масштабы государственной собственности оцениваются ря­дом показателей:

• долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства;

• удельным весом продукции, производимой государственным сектором по отраслям;

• долей в объеме основных фондов;

• долей от общего объема инвестиций в основной капитал, приходящейся на государственный сектор;

• численностью работников на государственных предприятиях. Наиболее полно масштабы государственной собственности можно определить по показателям (долям) государственных рас­ходов по отношению к ВВП и по доле ВВП, перераспределяемом через государственный бюджет.

По количественным показателям итоги разгосударствления экономики России впечатляющи. Темпы приватизации в России достигли несравнимых с мировыми темпами результатов. К 2000 г. 75% предприятий стали частными. Доля производства предприятий государственного сектора экономики в общем объеме про­изводства составила около 9%. Доля государства в основных фондах - 57%, в инвестициях - 20%. На долю государственного сектора приходится 36,4% занятого населения.

Несмотря на то, что в результате быстрой и массовой прива­тизации около 75% предприятий стали частными, государствен­ный сектор продолжает играть ведущую роль в базовых отрас­лях национальной экономики: на транспорте и связи, в отраслях топливно-энергетического комплекса, добыче драгоценных ме­таллов и камней, военной и космической технике и других отрас­лях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Государство владеет высоколиквидными матери­альными активами и является одним из самых крупных собствен­ников. Государству в России принадлежит '/3 всей собственности.

Структура государственной собственности включает: феде­ральные государственные предприятия и учреждения; акционер­ные общества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале; недвижимое имущество. С 2003 г. долю государственного сектора будут оценивать по новой методике с учетом предприятий, контролируемых государством не напрямую.

Регулирующее воздействие государственного сектора

Государственный сектор в рыночной экономике активно исполь­зуется как средство регулирования для достижения многих госу­дарственных социально-экономических целей. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, не сокращаются. Правительственные орга­ны стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.

Регулирующее воздействие государственного сектора на экономику многообразно. К регулирующим функциямможно отнести:

• совершенствование структурной политики;

• создание новых объектов или расширение и реконструиро­вание старых в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал поступает недостаточно. Например, госу­дарственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготов­ке и переподготовке кадров;

• увеличение инвестиций в государственный сектор. Регулирующее воздействие на экономику государственный сектор оказывает через воздействие на политику смешанных ком­паний, в которых государству принадлежит контрольный или значительный пакет акций. Управляя пакетами акций компаний, государственные органы имеют возможность регулировать ин­вестиции, а за счет управления пакетами акций банков можно направлять определенные ресурсы коммерческих банков с госу­дарственным участием на кредитование инвестиционных проек­тов в соответствии с государственными программами.

Государственный сектор через Центральный банк РФ выпол­няет регулирующие функции на финансовом рынке: определяет процентные ставки; осуществляет операции на рынке ценных бу­маг; оказывает воздействие на валютный курс и т.п. Тем самым государственный сектор активно влияет через кредитно-денеж­ную политику на экономический рост.

Аккумулируя значительные средства в бюджете, государство выступает в роли кредитора коммерческих банков, частных фирм и компаний, а нередко оно само становится заемщиком.

Финансовыми регулирующими функциями государственного сектора являются: извлечение предпринимательской прибыли с последующим перечислением ее части в бюджет; наполнение до­ходной части бюджета за счет налоговых и иных обязательных платежей предприятий с участием государственного капитала. Эти функции очевидны. Сложнее обстоит дело с определением роли и места приватизации объектов государственной собствен­ности как финансового инструмента. Приватизация должна ре­шать не отдельные задачи, связанные с единовременным пополнением бюджета, а осуществляться в соответствии с единой госу­дарственной политикой по управлению государственным имуществом.

Государственный сектор представляет собой важный инструмент реализации социальной политики.

Активно участвуя в рыночных отношениях путем свободного заключения договоров купли-продажи, контрактов, заказов и т.п., государство как собственник тем самым воздействует на рынок, на его цены, соотношение спроса и предложения, исполь­зование ресурсов.

Государство на предприятия государственного сектора влия­ет в направлении развития импортозамещения, выравнивания территориальных условий для развития бизнеса.

Из многообразия регулирующих функций государственного сектора следует выделить деятельность, направленную на орга­низацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности государства.

Регулирующие функции государственного сектора необходи­мо дополнить системообразующими функциями.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов РФ. Это ведет к усилению по­литической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - произ­водственно-технологических и транспортных связей, финансовой, банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая де­зинтеграция, социальная дифференциация общества способству­ют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу РФ. Поэтому первая системо­образующая функция госсектора может быть определена как уча­стие в преодолении тенденции по обособлению промышленных комплексов регионов, несущему угрозу развития экономическо­го сепаратизма и, в конечном счете, - целостности государства. Речь идет о создании на базе государственных предприятий и акционерных обществ с государственным капиталом межрегио­нальных корпораций как фактора укрепления экономических связей между субъектами Федерации.

Вторая системообразующая функция государственного сек­тора связана с его участием в процессе интеграции российской

промышленности и может быть определена как создание па базе имущества, находящегося в собственности России, крупных про­мышленных корпораций. При этом следует отметить, что речь идет не только о создании государственных корпораций путем объединения предприятий, признанных необходимыми для вы­полнения возлагаемых па госсектор задач и официально вклю­ченных в соответствующие перечни, по и о том, чтобы на основе объектов государственной собственности и частных предприя­тий корпораций осуществлять последующую продажу государ­ственного пакета акций, приватизировать объекты государствен­ной собственности по пакетному принципу и др.

В конце 2002 г. государство продало 74,95% акций нефтяной компании «Славнефть», ранее — блокпакет «Связьинвест». Успеш­ная реструктуризация монополии в области телекоммуникаций позволила объединить ряд мелких региональных отделений в крупные и создать предпосылки для их прибыльной работы.

Как показывает опыт по регулированию деятельности ТЭК, вышестоящему отраслевому органу проще принудить частные предприятия подписать картельное соглашение о фиксации цен или выдавать им задания по целевым поставкам нефти и нефте­продуктов, чем решать проблемы отрасли используя государ­ственные предприятия. Действительно, в этом случае нужно на­ладить эффективное управление государственными предприятия­ми, а в случае неприбыльности нужно покрывать их убытки.




2016-01-26 833 Обсуждений (0)
Государственная собственность в системе госрегулирования экономики. Приватизация как инструмент ГРЭ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственная собственность в системе госрегулирования экономики. Приватизация как инструмент ГРЭ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (833)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)