Экономическая безопасность национальной экономики
Выбор основных направлений внешнеэкономической политики 90-х гг. прошлого века складывался под определяющим воздействием реформирования экономики. Главным была либерализация внешнеэкономической деятельности. Государство стало одним из множества субъектов внешнеэкономической деятельности. У предприятий появились возможности ориентироваться в своей хозяйственной деятельности не только на спрос и предложение внутри страны, но и на связи за рубежом, выбирать рынки и партнеров, руководствуясь критериями прибыли. Необходимость либерализации внешнеэкономической деятельности также диктовалась потребностями включения России в систему мирохозяйственных связей, для развития которой характерна тенденция к открытости национальных хозяйств. Внешнеэкономическая политика современных государств строится на сочетании методов обеспечения свободы торговли и протекционизма. Пропорции этого сочетания определяются практическими интересами страны в конкретной экономической ситуации. Внешнеэкономическая политика ориентируется преимущественно на свободную торговлю, как правило, в развитых странах, достигших высокого уровня конкурентоспособности, и в странах, где ввозимая продукция не конкурирует с внутренним производством или является сырьем для значимых отраслей. Протекционистская политика наиболее широко применяется в странах, осуществляющих существенные трансформации, структурные преобразования, переживающих кризис и экономическую депрессию, сталкивающихся с быстрым ростом конкурирующего импорта. России, осуществляющей коренную трансформацию экономической системы, разумная протекционистская политика необходима. Результатами реформирования внешнеэкономической сферы в первые годы рыночных преобразований в России явились незащищенные экономические границы страны, через которые хлынули на Запад сначала сырьевые ресурсы, а затем и российские капиталы. Массированное использование на первых порах российскими производителями цен, заниженных по сравнению с мировыми, имело своими последствиями установление по ряду важнейших позиций российского экспорта антидемпинговых процедур, действующих и в настоящее время. Центральной проблемой внешнеэкономической политики является увязка открытости экономики с требованиями национальной безопасности. Это предполагает, что дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности должна быть тесно увязана с концепцией национальной безопасности России с тем, чтобы не допускать опасной зависимости от внешнеэкономических факторов при реализации курса на стабильный рост и структурную перестройку отечественного производства. В ходе глобализации мировой экономики возросла вероятность неблагоприятного воздействия внешних факторов на отечественное хозяйство, необходимость обеспечения экономической безопасности страны. Единого понимания сущности экономической безопасности нет, исследователи определяют ее критерии и систему показателей. Для переходного периода определяющим выступает разработка пороговых значений по следующим критериям: • объем ВВП, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на современном конкурентно-способном базисе, инвестирование и финансирование основных сфер деятельности, т.е. способность экономики к расширенному воспроизводству; • удельный вес в промышленности высокотехнологичных, обрабатывающих отраслей, в том числе наукоемких; • удельный вес импорта во внутреннем потреблении; • уровень жизни основной массы населения (черта бедности); • воспроизводство природно-экологического потенциала;. • объемы государственных материальных, золотовалютных и финансовых резервов. При выходе за эти предельные значения могут возникать препятствия нормальному ходу воспроизводства, складываться негативные тенденции. К «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) отнесены: • тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран; • усиление импортной зависимости; • утечка капитала; • рост государственного внешнего долга; • чрезмерная открытость экономики. Пороговым уровнем безопасности многие специалисты считают долю импорта во внутреннем потреблении 30%, в том числе по продовольствию - 25%. Применительно к внешнему долгу государства для характеристики уровня экономической безопасности используют два показателя: отношение величины задолженности к экспорту товаров и услуг и коэффициент обслуживания долга (отношение выплат по долгу к экспорту товаров и услуг). Критической величиной первого показателя считается уровень размером 300%, второго - 25%. Точное определение «бегству» капитала дать трудно. Уход капитала за рубеж считается нормальным явлением в странах с рыночной экономикой. Утечка капитала происходит в те страны, где находится более прибыльное применение. Существует нелегальный вывоз капитала из страны в различных формах - невозврат экспортной выручки, оплата фиктивного импорта товаров и услуг, контрабанда, ценовые манипуляции и т.п. Накопление наличной иностранной валюты в стране правомерно также относить к «бегству» капитала. Масштабы угроз экономической безопасности России таковы, что необходима разработка эффективных механизмов их предупреждения.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |