Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тестовые задания для проверки знаний. 1. Безотлагательность оказания помощи означает, что помощь пострадавшему должна быть



2016-01-26 450 Обсуждений (0)
Тестовые задания для проверки знаний. 1. Безотлагательность оказания помощи означает, что помощь пострадавшему должна быть 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Безотлагательность оказания помощи означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана:

1. как можно быстрее;

2. по мере возможности;

3. за определенное время;

4. не более установленного времени.

 

2. Простота психологического воздействия заключается в том, что:

1. необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным;

2. необходимо на месте происшествия, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным;

3. необходимо отвести пострадавшего от источника травмы;

4. выслушать пострадавшего.

 

3. Служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

1. практическую;

2. координационную;

3. информационную;

4. социальную.

 

4. Экстренная практическая психологическая помощь состоит в:

1. непосредственном оказании скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

2. обеспечении связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами;

3. обогреве, дезинфекции, питании населения;

4. предоставлении информации о произошедшем событии и о принятии мер.

 

5. Экстренная координационная психологическая помощь состоит в:

1. непосредственном оказании скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

2. обеспечении связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами;

3. обогреве, дезинфекции, питании населения;

4. предоставлении информации о произошедшем событии и о принятии мер.

 

6. Проведение психотерапии и психопрофилактики со здоровой частью населения осуществляют в виде профилактики:

1. острых панических реакций;

2. отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений;

3. тренинга общения;

4. тренинга личностного роста.

 

7. Целью «информационной терапии» является:

1. уменьшение чувства страха у пострадавших;

2. рассказ о чем- то интересном;

3. внушение информации;

4. манипулирование личностью.

 

8. В соответствии с работами Национального института психического здоровья (США), психические реакции при катастрофах подразделяются на четыре фазы:

1. героизма, «медового месяца»;

2. разочарования;

3. восстановления;

4. соссоединения.

 

9. Помощь пострадавшим, испытывающие галлюцинации:

1. до прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим;

2. изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного;

3. говорите с пострадавшим спокойным голосом;

4. не говорите с пострадавшим.

 

10. Основными признаками апатии являются:

1. безразличное отношение к окружающему;

2. вялость, заторможенность;

3. медленная, с длинными паузами, речь;

4. желание поговорить.

 

 

Глоссарий

Авария— чрезвычайное событие техногенного характера, произошедшее по конструктивным, производственным, техническим или эксплуатационным причинам либо из-за случайных внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Адаптационные реакции — организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих черт и называются адаптационным синдромом. В последние годы в связи суспехами кибернетики принято также говорить об А. отдельных техническихустройств (адаптивные средства отображения информации, адаптивные роботы и т. п.).

Адаптационный синдром — (от лат. adapto - приспособляю, греч. syndrome - стечение) - совокупность адаптационныхреакций организма, носящих общий защитный характер ивозникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия(стрессоры). Возникающие при этом функциональные состоянияназываются стрессом. Понятие А. с. было предложено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В развитии А. с. выделяют три стадии: тревоги, сопротивляемости и стабилизации (либо истощения). Адаптация (от лат. adapte - приспособляю) - приспособление строения и функций организма к изменяющимся условиям среды: общеприродным, производственным, социальным. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза и связаны с формированием динамического стереотипа. По времени протекания различают быструю (кратковременную) и медленную (долговременную) А. По механизмам протекания различают физиологическую А. (формирование физиологического эквивалента деятельности), сенсорную А. (изменение чувствительности анализаторов), социальную А. (приспособление к условиям социальной среды), производственную А. (приспособление к условиям труда).

Адаптивность — интегративное свойство, характеризующее тенденции функционирования человека как целеустремленной системы, определяюще­еся: соответствием (адаптивность), относительным несоответствием (неадаптивность), крайней степенью несоответствия либо отсутствием возмож­ности адаптации (дезадаптивность) между целями и устремлениями чело­века и достигаемыми в процессе его трудовой деятельности результатами.

Аддитивность (от лат. Addition - прибавление) — получение целого путем сложения; свойство величин, состоящее в том, что значение величин, соответствующих целому объекту, равно сумме значений величин, соответствующих его частям, независимо от способа деления объекта на части. Свойством А. обладает напр., воздействие на человека некоторых неблагоприятных факторов среды (ускорения + вибрации, изоляции + депривации), количество информации, поступающее к человеку от нескольких независимых источников и др.

Адекватная мобилизация (от лат. adeguatus - приравненный, равный) - функциональное состояние человека, при котором изменения в его организме являются закономерной реакцией на создавшуюся ситуацию, обусловливают высокую надежность и точность работы и обеспечивают при предъявлении к организму требований, превышаю­щих успешное выполнение данной деятельности, наблюдается переход от состояния А. м. к состоянию динамического рассогласования. Пос­леднее наиболее характерно при работе в экстремальных условиях.

Адреналин- выделяемое надпочечными железами вещество, стимули­рующее симпатическую нервную систему. Является проявлением стрес­совой реакции и приводит к увеличению количества глюкозы в крови.

Акцентуации характера— это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего об­наруживается избирательная уязвимость в отношении определен­ного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышен­ной устойчивости к другим.

Антиципация- (от лат. anticipo - предвосхищение) - способность орга­низма предвосхищать, приспосабливаться к ожиданиям раздражителя и ситуациям: представление человеком результатов своего действия еще до его осуществления. Понятие А. тесно связано с понятием адаптации и опережающего отражения.

Аутогенная тренировка (от греч. aytos - сам, delos - происхождение) — психотерапевтический метод, основанный на самовнушении и саморегуляции. В результате А. т. у человека развивается способность управлять своим состоянием до, во время и после экстремального воздействия. Различают две стадии А. т: реакцию (расслабление) и создание гипнотических состояний различного уровня.

Аффект- сильная, бурно протекающая эмоция взрывного характера, не поддающаяся сознательной регуляции и сопровождающаяся интенсивными двигательными проявлениями.

Внушаемость— это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу, не нуждающееся в доказательстве и логике.

Гомеостаз — (от греч. homoios — подобный и stasis — неподвижность) — относительно динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды живого организма, обеспечиваемое сложной системой адаптационных механизмов, направленных на устранение или ограничение воздействия на организм факторов внешней и внутренней среды. Идеи Г. первоначально зародились в физиологии, затем они перешли в другие науки, в т. ч. в психологию. Здесь говорят о нервно-психи­ческом Г., обеспечивающем сохранение и поддержание оптимальных' условий для функционирования мозга, нервной системы в процессе реализации различных форм деятельности. В механизме Г. отчетливо проявляется свойство адаптации организма к изменениям условий внешней среды.

Готовность к деятельности — состояние мобилизации всех психо­физиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение требуемых действий. Конкретное состояние готовности определяется сочетанием факторов, характеризующих разные аспекты: физическая подготовленность, необходимая нейродинамическая подготовленность, психологические уровни готовности. В зависимос­ти от конкретных условий ведущим может становиться один из этих аспектов.

Групповая изоляция — вынужденное длительное пребывание группы людей в условиях ограниченного пространства, скудости сенсорных раздражителей и постоянного общения с одними и теми же людьми. С течением времени при групповой изоляции может проявляться эмоциональная напряженность, возникают конфликты в общении. К специфическим психогенным факторам групповой изоляции относятся постоянная «публичность» и информационная истощенность партнеров по общению.

Дезадаптация (от фр. des — приставка, означающая отсутствие или уничтожение чего-либо и лат. adapte - приспособляю) — ситуации, в которых под воздействием психогенных факторов психологические механизмы, исчерпав свои резервные возможности, более не могут обеспечить адекватное психическое отражение, регуляторную деятельность человека. Приводит к условиям, в которых происходит прорыв адаптационных барьеров, ломка динамических стереотипов, сложившихся ранее.

Депрессия (от лат. depressio - подавленное) — негативное психологическое состояние, связанное с такими поведенческими особенностями, как уход в себя, апатия, и чувство безнадежности.

Депривация (от. лат. deprivation - лишение, потеря) — сенсорная не­достаточность или недогрузка систем анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств. В условиях Д. у человека усиливается потребность в ощущениях и переживаниях, что осознается в форме сенсорного голода. В ответ на это активизируются процессы воображения, которые определенным образом воздействуют на образную память.

Дискомфорт — (от лат. dis - отрицательная приставка и англ. komfort) совокупность неудобств жизнедеятельности человека, порождающая неприятное, преимущественно отрицательное эмоциональное состояние. Может вызываться неадекватным рабочим местом, непривычной обстановкой, нерегламентированным рабочим днем, нарушениями режима труда и отдыха человека и др.

Дистимия — (дис. + греч. thymos - настроение) - дисфорическое, тоскливо-злобное настроение

Дистресс — отрицательное влияние стресса на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации, отрицательное функциональное состояние.

Закон Йеркса-Додсона — установление зависимости качества (про­дуктивности) деятельности от уровня активации организма. Носит, как правило, колоколообразный характер: любая активация (стресс, напряженность) оказывает положительное влияние лишь до тех пор, пока она не превышает некоторого критического уровня. Превышение его влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции, ухудшение результатов деятельности.

Заражение— бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Защита— совокупность действий, направленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихического состояния индивида.

Защита психологическая — саморегуляционный психологический меха­низм преднамеренного подсознательного ограждения сознания человека от травмирующей его информации и ситуации.

Защита человека (от неблагоприятных факторов среды) — предотвращение воздействий на человека неблагоприятных факторов среды. Способы 3. ч. могут быть активными (воздействие на источник) и пассивными (изоляция источника от среды, где находится человек). Одним из способов 3. ч. является применение экобиозащитной техники.

Зона чрезвычайной ситуации— территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Идеомоторный акт (от греч. idea - идея, образ; лат. motor - приво­дящий в движение, actus - движение, действие) — изменение тонуса мышц, выполнение движения в соответствии с мысленно представляемым действием; связь трудового движения с его образом, представлением. Имеет важное значение при проведении мысленного эксперимента, решении различного вида вводных задач в процессе психологической подготовки.

Идеаторный— имеющий отношение к идеям, к когнитивным процессам

Измененная афферентация —психогенный фактор экстремальных условий деятельности. Наиболее отчетливо проявляется при воздействии невесомости, когда резко меняется афферентация от рецепторов положения тела, опорно-двигательного аппарата и др. систем организма. В более узком смысле под И. а. понимают отсутствие привычных сенсорных раздражителей (сенсорная депривация), монотонность деятельности.

Изоляция (от греч. isolation) — обособление человека или группы людей (групповая И.) от привычных условий жизни и общения с другимиНапряжение ожидания - вид напряжения, вызванного необходимос­тью поддержания рабочих функций в условиях отсутствия деятель­ности (см. также ожидание).

Копинг-поведение— сознательные стратегии преодоления стрессо­вых ситуаций.

Копинг-ресурсы— совокупность условий, способствующих преодо­лению стресса.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций— аварийно-спасательные и дру­гие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природ­ной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Напряженная ситуация— связана с дефицитом времени или информации. Она вызывает напряжение, порождающее отрицательные эмоциональные переживания.

Напряженная ситуация — такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость. Условия деятельности становятся Н.с. тогда, когда она оценивается, понимается, воспринимается людьми как трудная, сложная, опасная.

Напряженность психическая — психическое состояние, вызванное напряженной работой и возникающее в усложненных условиях. По своему характеру выделяют операционную Н., в основе которой лежат процессуальные компоненты (сложность работы) и эмоциональную Н., в основе которой лежат эмоциогенные факторы, вызывающие пе­реживание человеком неизвестности, страха, тревоги, боязни аварии и других отрицательных эмоций.

Невроз — обратимое расстройство психической деятельности, при кото­ром человек сохраняет критическое отношение к болезни и не утрачивает способности руководить своим поведением.

Нейротизм — состояние человека, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. По своему содержанию близко к понятию негативная эффективность.

Неопределенность — в психологии стресса обычно означает, что у челове­ка нет четкого плана действий перед лицом стрессора, напр., работник, которому дают нечеткие и сбивающие с толку инструкции о том, как нужно выполнить задание, находится в состоянии Н. Наличие II. во многих случаях способствует возникновению стресса.

Неопределенность ситуации — вероятностная характеристика появ­ления той или иной ситуации деятельности человека. Проявлениями Н.с. являются неизвестность, неполнота, недостоверность, случайность (альтернативная и временная), неточность, многозначность. Эти неопределенности особенно ярко проявляются в экстремальных . условиях и преодолеваются человеком на основе имеющихся знаний, опыта, предвидения ситуации, интуиции и высокой профессиональной подготовки.

Нервно-психическая неустойчивость — склонность к срывам нервной системы при значительном психическом и физическом напряжении. Это понятие объединяет патологические и предпатологические особен­ности личности, которые снижают возможности адаптации человека к усложненным, стрессовым условиям существования и деятельности. Наиболее часто Н. п. н. наблюдается при акцентуации характера, пог­раничных состояниях (психогениях, неврозах, реактивных психозах, аффективно-шоковых реакциях), и является крайне нежелательным качеством человека при работе в экстремальных условиях. Противоположным понятию Н. п. н. является понятие нервно-психической устойчивости. Оно заключается в сохранении продуктивного функционирования психики в напряженной ситуации. Является предпосылкой преодоления трудностей, активного и безошибочного выполнения заданий в сложной обстановке.

Нормализация состояния человека — приведение его измененного функционального состояния к нормальному уровню. Осуществляется на основе управления состоянием и является необходимым элементом психологической поддержки деятельности человека в экстремальных условиях, психопрофилактики и психогигиены стресса.

Опасные природные явления— стихийные события природного происхождения, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать негативные последствия для жизнедеятельности людей, а также экономики и природной среды.

Операционная напряженность— разновидность напряженности, являющаяся результатом сложности выполняемой работы (большая информационная нагрузка, трудности различения сигналов, сложность зрительно-моторной координации и т.п.)- О. н. возникает и развива­ется по мере осуществления деятельности человека как функция ее сложность - это напряженность делового (рабочего) характера.

Оптимальные условия деятельности— условия деятельности, макси­мально согласованные с психофизиологическими характеристиками человека в определенный период деятельности и требующие мини­мального волевого усилия для решения профессиональных задач. При О. у. д. обеспечивается оптимальное состояние работающих систем организма человека, достигается максимальная работоспособность, повышается качество деятельности, снижается утомление. Наиболее полно психологические признаки оптимальной зоны условий труда сформулированы Е. П. Ильиным.

Особые условия деятельности— условия деятельности, которые предъ­являют повышенные требования к человеку. Иначе их называют также усложненными, необычными, измененными. К числу О. у. д. относятся: наличие фактора риска, усложнение выполняемых человеком функций, высокая психологическая «цена» деятельности, монотонная работа в условиях ожидания сигнала, перегрузка или недостаточность инфор­мации, ограничение двигательной активности (гипокинезия), десин-хроноз, измененная афферентация и др. О. у. д. зачастую таковы, что они существуют объективно и их принципиально невозможно изменить, что исключает возможность активного влияния на них и создания для человека функционального комфорта.

Паника(от греч. panikos - безотчетный ужас) — состояние потери способности саморегуляции поведения, дезорганизация поведения и деятельности, что приводит к неблагоприятным последствиям. Для со­стояния П. характерны подавленность и оцепенение или неадекватный поиск помощи, хаотичная, бессмысленная активность, выступающая двигательной разгрузкой очень сильных эмоций. П. можно рассмат­ривать как состояние страха, достигающее силы (глубины) аффекта. Различают индивидуальную и коллективную (массовую) П. П. явля­ется одним из экстремальных состояний человека (людей).

Первичная профилактика(от греч. prophilaktos - предохранитель­ный) — в психологии стресса представляет вмешательства, направлен­ные на ослабление или устранение стрессора прежде, чем он примет серьезный характер. Примером П.п. является уменьшение производс­твенных требований или расширение диапазона (дискреция) возможных решений и действий. Близко к понятию психопрофилактика стресса.

Переутомление— прогрессирующее накопление утомления вследствие недостаточности отдыха между рабочими циклами трудовой деятель­ности. Для предотвращения П. должно обеспечиваться полное восста­новление сил к началу каждого нового рабочего дня, т.е. требуется снимать эффект накопления утомления с целью предотвращения его хронических форм, т. е. П.

Показатели функционального состояния — качественные или количественные характеристики, с помощью которых можно судить о состоянии человека в процессе выполнения им своей деятельности. Принято различать следующие П. ф. с: поведенческие, коммуникативно-пове­денческие, биохимические, психологические, психофизиологические, субъективные, работоспособности и эффективной деятельности.

Помеха — воздействие посторонних раздражителей, маскирующих по­лезную информацию или загружающих сенсорные и логические кана­лы человека дополнительной работой, не связанной с основной деятель­ностью, мешающей ей или отвлекающей от ее выполнения. Действие П. приводит к дезорганизации деятельности человека, появлению ошибок в его работе, повышению нервно-психического напряжения, снижению пропускной способности. Способность человека работать в услови­ях П. определяется таким его свойством, как помехоустойчивость.

Посттравматическое стрессовое расстройство (в англ. PTSD - post traumatic stress disorder) — психическое состояние человека, харак­теризующееся комплексом взаимосвязанных признаков (симптомов), возникающих у человека вследствие экстремального травматического стрессового воздействия (психическая травма), постоянно или периоди­чески переживающего его или возвращающегося к нему. Вероятность развития П. с. р. может увеличиваться в соответствии с близостью и увеличением интенсивности стрессора. ПТСР проявляется в симпто­мах упорного воспроизведения в сознании человека травмирующей ситуации, настойчивом избегании стимулов, связанных с травмой, возрастным (не имевшим место до травмы) уровнем физиологической возбудимости. ПТСР включено в разряд самостоятельных в междуна­родный классификатор болезней МКБ-10.

Поток сигналов — последовательность следующих друг за другом через случайные или постоянные интервалы времени сигналов, несущих работающему человеку определенную информацию и требующих от него ответных действий. Работа в условиях П. с. существенно влияет на ее результаты и характер поведения человека, предъявляет повы­шенные требования к целому ряду его психофизиологических качеств. Чрезмерное увеличение плотности П. с. может привести к возникно­вению экстремальных ситуаций. Математической базой для описания и изучения деятельности человека в условиях П. с. является теория массового обслуживания и теория информации.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций— комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных си­туаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение разме­ров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Преморбидная личность — (пре + лат. morbus – болезнь) – личностные качества, в которых выражается готовность к развитию болезни.

Преодолевающее поведение — поведение преодоления (coping behavior) -понятие, охватывающее широкий спектр человеческой активности, включая в общем виде все виды взаимодействия субъекта с внутренними и внешними задачами. П. п. рассматривается как стабилизирующий фактор, который может помочь людям поддерживать психосоциальную адаптацию в течение периода стресса. Психологическое предназначение П.п. состоит в том, чтобы лучше даптировать человека к требованиям си­туации путем овладения, слабления или смягчения этих требований, тем самым редуцируя стрессовое воздействие ситуации. В психологии стресса различают П. п., сфокусированное на проблеме (оно направлено на факти­ческое устранение стрессора или работу с ним), и П. п., сфокусированное на эмоции (оно направлено на работу с эмоцией, вызванной стрессором). Профессиональная адаптация - процесс приспособления работника к требованиям и условиям конкретной профессии. П. а. обычно болез­ненный процесс, который может продолжаться достаточно долго (30-40 дней), однако его длительность можно сократить, если им управлять. Это достигается путем различных мероприятий, осуществляемых ад­министрацией по отношению к вновь принятому работнику. Особенно важно управление П. а. молодых работников, не имеющих еще не только устойчивых профессиональных навыков, но и навыков работы в орга­низации, взаимоотношениях с коллективом.

Препатологический —предваряющий патологическое состояние

Производственная или транспортная катастрофа— крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный матери­альный ущерб и другие тяжелые последствия.

Псевдопсихопатологические реакции и состояния — закономерные реакции и состояния человека, укладывающиеся в грани цы психологической нормы для измененных (экстремальных) условий деятельности, но при определенных условиях способные перейти в разряд патологических. Для разграничения П.р. и с. от патологии В.И. Лебедев предлагает ис­пользовать четыре критерия:

1. Выраженная «понятность» их связи со средой.

2. Кратковременность существования.

3. Критичность их восприятия, сомнение в их реальности.

4. Отказ при возвращении в обычные ус ловияот тех представлений, ко­торые возникли при нахождении человека в измененных условиях.

Психическое состояние — целостная характеристика психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов действительности, предшествующего состояния и психи­ческих свойств личности. Одной из разновидностей П. с. являются экстремальные состояния.

Психологическая готовность — одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая психологическими факторами. П. г. человека (особенно к успешным действиям в опасной, неожиданной ситуации) складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленнос­ти, полноты информации, наличия времени и средств для ликвидации непредвиденной ситуации, наличие информации об эффективности принимаемых решений. Общим средством повышения П. г. является психологическая подготовка.

Психологическая мобилизация (от лат. Mobilis - подвижный) — временная активизация качеств личности (главным образом моральных и волевых), помогающих высококачественному выполнению определенной деятельности. В отличие от психологической подготовки целью П. м-является формирование на основе имеющихся свойств личности опре­деленных и полезных для ожидаемой или выполняемой деятельности психических состояний. П.м. является одним из основных элементов психологической готовности к деятельности. Психологическая подготовка - целенаправленное формирование индивидуальных приемов, обеспечивающих специалисту сохранение заданных параметров выполнения деятельности в сложных условиях. Основными направлениями П. п. являются:

1. моделирование в процессе тренировок необычных (в т. ч. и экстремальных) ситуаций и отработка при этом необходимых действий специалиста;

2. идеомоторная или мысленная тренировка, основанная на воспроизведении тренируемых умений и навыков с помощью умственных представлений;

3. совершенствование и тренировка профессионально важных для данной деятельности психологических качеств с помощью специальных методических приемов и тренажеров.

Психопрофилактика стресса (от греч. profilaktikos - предохранитель­ный) — комплекс мероприятий психологического характера, направлен­ных на предотвращение возникновения и развития стресса, на улучше­ние психического состояния человека. Психопрофилактические мероп­риятия могут носить как индивидуальный, так и групповой характер.

Психическая саморегуляция — произвольное и целенаправленное из­менение отдельных психофизиологических функций и психического состояния в целом, которое осуществляется самим субъектом путем специально организованной психической активности. К основным методам П.с. относятся: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, сенсорное репродуцирование образов, самогипноз.

Психологический стресс — особое психическое состояние, характери­зующееся неспецифическими системными изменениями активности психики человека и выражающее ее организацию и мобилизацию в связи с возникшими повышенными требованиями, содержащимися в новой ситуации, или изменениями состояния организма (см, также Адаптационный синдром, стресс). П. с. высокой интенсивности на­зывают также экстремальным или травмирующим стрессом. Такой стресс может стать хроническим и продолжать воздействие на психику человека и после выхода из психотравмирующей ситуации, вызывать посттравматические стрессовые реакции.

Психология труда в особых условиях — направление в психологиитруда, изучающее закономерности формирования и проявления пси­хической деятельности человека (психические процессы и состоянии свойства и особенности личности) в процессе его профессиональной деятельности, протекающей в усложненных (особых, экстремальных) условиях.

Психосоциальные факторы — глобальный термин, охватывающий и социальные, и психологические факторы. В исследовании стресса может использоваться по отношению и к социальным переменным, таким как профессиональные и семейные стрессоры, и к психоло­гическим реакциям на них, таким как депрессия, тревога, и т. п.

Реадаптация (от лат. ре - приставка, означающая возобновление или повторение действия, adaptio - приспособляю) — восстановление уже имевшей место, но временно утраченной под влиянием дестабилизи­рующих факторов адаптации. Р. имеет место при возвращении чело­века из необычных (измененных) в обычные условии существования.

Режим ожидания — разновидность трудовой деятельности в условиях высокоавтоматизированного прозводства, связанная с пребыванием человека в условиях оперативного покоя. При нормальном протека­нии производственного процесса задача специалиста заключается в сосредоточенном наблюдении за его ходом и принятии экстренных мер при его отклонении от нормы. Такой резкий переход от состояния монотонии и гиподинамии к активной работе требует определенных психофизиологических и энергетических затрат. Поэтому такой режим является достаточно сложным видом профессиональной деятельности и его можно квалифицировать как труд ожидания.

Режим непрерывной деятельности — временной промежуток, в течение которого человек непрерывно осуществляет деятельность в условиях вынужденного бодрствования. Такой режим имеет место при возник­новении различного рода чрезвычайных ситуаций. Наиболее хорошо психологически изучена непрерывная высокомотивированная деятель­ность продолжительностью до 72 часов.

Релаксация (от лат. relaxation - уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабленности, возникающее у человека, вследс­твие снятия напряжения после сильных переживаний и физических усилий. Достигается Р. путем целенаправленного, по определенной программе, расслабления мышц следствием чего в дальнейшем яв­ляется и психологическое расслабление. Поэтому такое состояние называется также нервно-мышечной Р. Является одним из приемов психической саморегуляции.

Саморегуляция — в общем случае воздействие на систему, осущест­вляемое с целью выдерживания требуемых показателей ее работы, но реализуемое посредством внутренних изменений, порождаемых самой системой в соответствии с законами её организации. Частным случаем С. вообще является психологическая саморегуляция.

Сверхэкстремальные условия труда — состояние внешней среды на рабочем месте (в рабочей зоне), которое приводит к возникновению в организме человека патологических изменений и (или) невозможности продолжать работу.

Сензитнвность(от позднезеланд. ensitivus - чувствительный) — повы­шенная чувствительность человека к происходящим событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. В экстремальных условиях С. Является обычно качеством, препятс­твующим успешному выполнению деятельности. В этих условиях по­вышенная С. является причиной возможных ошибок, усиления у него чувства тревоги и беспокойства, ухудшения настроения и вследствие этого снижения качества выполняемой деятельности. Сенсибилизация (от лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражи­телей. При работе в необычных условиях С. представляет состояние организма, при котором повторное воздействие какого-либо фактора (вредного вещества, некоторой ситуации и т. п.) вызывает больший эффект, чем предыдущие.

Сенсорная депривация — разновидность депривации, связанная с про­должительном лишением человека сенсорных впечатлений; близко к понятию сенсорного голода.

Сенсорное напряжение — вид напряжения, вызванного неоптималь­ными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем либо преимущественным функционированием этих систем в процес­се профессиональной деятельности. Примером является зрительное напряжение.

Сенсорный голод — полное или достаточно существенное ограничение поступающей к человеку информации; одно из проявлений сенсорной депривации. В деятельности оператора сенсорный голод заключается в явной недогрузке оператора информацией; он характерен для опе­раторов, работающих в режиме длительного ожидания сигналов и находящихся в состоянии оперативного покоя. Недогрузка оператора вызывает ослабление внимания, что приводит в конечном итоге к по­тере ритма и ошибкам в работе.

Страх — психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин субъективного и объективного характера; он проявляется в разных формах: испуг, боязнь, ужас и др. Самый сильный вид страха - аффективный страх. Близким к страху по своим проявлениям и механизмам является индивидуальная паника. Существует ряд путей преодоления страха: активизация внешнего по­ведения, переключение внимания на привычные действия, обострение чувства долга и др.

Стресс (от англ. stress - давление, напряжение) — непроизвольная, стереотипная неспецифическая (схожая в разных ситуациях) реак­ция физиологического и психологического характера, связанная с повышением внутренней активности, напряжения и общей готовности к реагированию. Небольшой по интенсивности стресс оказывает по­ложительное (мобилизирующее) влияние на деятельность человека (эустресс), а сильный - отрицательное влияние вплоть до ее полной нальной среды, оказывающей влияние на здоровье, функциональное состояние и работоспособность человека в процессе его деятельности. В самом общем виде У. т. делятся на четыре группы: санитарно-ги<



2016-01-26 450 Обсуждений (0)
Тестовые задания для проверки знаний. 1. Безотлагательность оказания помощи означает, что помощь пострадавшему должна быть 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тестовые задания для проверки знаний. 1. Безотлагательность оказания помощи означает, что помощь пострадавшему должна быть

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)