Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды (уровни) реакций человека на стресс



2016-01-26 1656 Обсуждений (0)
Виды (уровни) реакций человека на стресс 0.00 из 5.00 0 оценок




Ряд исследователей приводят следующую схему стрессовых реакций (Вейтен, Ллойд, 1994) (рисунок 3).

Важнейшей составляющей психологического стресса является эмоциональная реакция на стресс.

Эмоциональная реакция.Как правило, стрессовые ситуации вызывают у нас сильные эмоции, чаще негативные, но возможны и позитивные. Простой и однозначной зависимости между типом стресса и конкретными эмоциями не существует.

Наиболее распространенные эмоциональные реакции на негативное стрессовое воздействие можно разделить на два типа: стенические (раздражение, злость, гнев) и астенические (опасение, апатия, печаль, грусть, оцепенение).

Стресс часто вызывает чувство злости, которое может варьировать по интенсивности от легкого раздражения до приступа неконтролируемого бешенства. Такая реакция типична, например, в том случае, если на пути к достижению желаемой цели возникает непреодолимое или труднопреодолимое препятствие. В психологии для обозначения такой ситуации используется термин «фрустрация». Пожалуй, наиболее распространенной эмоциональной реакцией на стресс является эмоция страха той или иной интенсивности. Иногда стресс ухудшает настроение, вызывая уныние и грусть. Такая реакция особенно характерна в стрессовой ситуации, которую невозможно изменить.

 

Реакции на стресс

Потенциально стрессовые объективные события

 

Субъективная когнитивная оценка (оценка события как угрожающего, имеющего негативные последстывия и т.п.)

 

 

Эмоциональная реакция (раздражение, гнев, тревога, страх, уныние, печаль и др.)

 

 

Физиологическая реакция (возбуждение вегетативной нервной системы, выброс гормонов, нейрохимические изменения)

 

 

Поведенческая реакция (попытки справиться со стрессом)

 

Рисунок 6 – Уровни реакций на стресс

 

Эмоциональные реакции на стресс могут приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям.

Даже отрицательные эмоции, возникающие при стрессе, могут служить важным целям. Например, подобно физической боли, неприятные эмоции могут сигнализировать о неблагополучии и необходимости что-то предпринять.

Позитивной эмоциональной реакцией на стресс является, прежде всего, общее эмоциональное возбуждение, связанное с выбросом энергии на стадии мобилизации ресурсов (резистентности). Как показывают многочисленные исследования, эффективность выполнения задачи растет с ростом эмоционального возбуждения. Однако увеличение эффективности происходит до определенного предела, после которого возбуждение достигает такой силы, что становится разрушительным. Уровень возбуждения, которому соответствует самый высокий показатель продуктивности деятельности, называется оптимальным уровнем возбуждения. Этот оптимальный уровень различен для разных задач. Отчасти он зависит от сложности задачи. Общее правило таково, что чем сложнее задача, тем ниже оптимальный уровень возбуждения.

Поведенческая реакция.Поведенческая реакция на стресс, прежде всего, включает в себя действия по его преодолению. Преодоление стресса — это действия, направленные на то, чтобы противостоять, уменьшить или вытерпеть требования окружающей среды, вызвавшей стресс. Люди справляются со стрессами множеством различных способов. Выбор человеком той или иной стратегии преодоления зависит от целого ряда факторов, как обусловленных внешними обстоятельствами, так и индивидуальными особенностями самого человека. Важно заметить, что именно от стратегии преодоления в значительной степени зависит, будут ли последствия каждого конкретного стресса позитивными или негативными.

Все поведенческие реакции на стресс можно разделить на два полюса: реакция бегства (как правило, бессознательная) и реакция борьбы (как правило, осознанная).

К последней можно отнести так называемые копинг механизмы(или механизмы совладания). По определению Р. Лазаруса, копинг(механизмы — это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы. Эти стратегии носят активный характер, в значительной мере определяют успешную или неуспешную адаптацию человека в новой, субъективно сложной ситуации.

На современном этапе развития кризисной психологии копинг-поведение разделяют по трем основаниям — это:

1. совладающее поведение на уровне осознания и соотнесения ситуации с теоретическими знаниями в области действия стрессового фактора (когнитивные копинги);

2. аффективные копинги, определяющие направление и характер деятельности во время действия стресса;

3. поведенческие копинги, определяющие направление и характер деятельности во время действия стресса,

Несмотря на разделение копинг-поведения по когнитивному, эмоциональному и поведенческому основаниям, в практике совладания с кризисной ситуацией ини выступают в совокупности, так как любая деятельность, выполняемая человеком, контролируется по тем же перечисленным основаниям, а следовательно в случае воздействия чрезвычайной ситуации формируется такое совладающее поведение, которое включает все три компонента одновременно. Сочетание адекватных стратегий поведения дает более успешный прогноз деятельности индивида в чрезвычайной ситуации. Наряду с адаптивными копингами выделяют и относительно адаптивные и дезадаптивные стратегии совладания со стрессовыми ситуациями (таблица 2) [51].

 

Таблица 2 – Копинг-стратегии

 

Копинг Когнитивные стратегии Эмоциональные стратегии Конативные стратегии
Адаптивный Проблемный анализ кризисной ситуации; установка на собственную ценность; поиск соответствующей информации, сохранение самообладания Протест, оптимизм Сотрудничество; обращение за помощью; альтруизм
Относительно адаптивный Относительность; придача смысла; религиозность Эмоциональная разрядка; пассивная кооперация Активное избегание, отступление
Дезадаптивный Смирение; растерянность; игнорирование Подавление эмоций; покорность; самообвинение, агрессивность Активное избегание; отступление

 

Копинг-механизмы охватывают когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы функционирования личности и реализуются в следующих формах.

а) в когнитивной (познавательной) сфере:

— отвлечение или переключение мыслей на другие темы;

— принятие ситуации как чего-то неизбежного (философия смирения);

— снижение серьезности создавшейся ситуации с помощью юмора, иронии;

— проблемный анализ сложившейся ситуации, обдумывание стратегии своего поведения;

— сравнение себя с другими, находящимися в относительно худшем положении;

— придание личностного смысла создавшейся ситуации, например, отношение к сложившейся ситуации как к вызову судьбы или проверке стойкости духа;

б) в эмоциональной сфере:

— отреагирование отрицательных эмоций в разумной, приемлемой форме;

— подавление отрицательных эмоций с сохранением самообладания, самоконтроля; в поведенческой сфере:

— отвлечение — обращение к какой-либо деятельности;

— проявление альтруизма — забота о других, когда собственные потребности отодвигаются на второй план;

— активная защита — действия, направленные на изменение ситуации;

— активный поиск эмоциональной поддержки — стремление быть выслушанным, встретить содействие и понимание.

К адаптивным копингам относятся: проблемный анализ кризисной ситуации, установка на собственную ценность, сохранение самообла­дания. Данные формы поведения направлены на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Среди эффективных эмоциональных стратегий можно назвать такие как протест, оптимизм — эмоциональные состояния с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной ситуации. Успешные поведенческие копинг-стратегии — сотрудничество, обращение, альтруизм. Это такие формы поведения личности, при которых она вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или предлагает ее близким в преодолении трудностей.

В случае чрезвычайной ситуации люди часто прибегают к малоадаптивным вариантам копинг-поведения. Среди малопродуктивных когнитивных стратегий — смирение, растерянность, диссимуляция, игнорирование — пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы или с недооценкой неприятностей. Среди малопродуктивных эмоциональных копинг-стратегий — подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность — варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. Среди малопродуктив­ных поведенческих стратегий — активное избегание, отступление — поведения активность — поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем, например, с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествий, исполнения своих заветных желаний.

Способы совладания с ситуацией могут быть направлены на прямой поиск или вытеснение информации; прямое действие и торможение действия.

Таким образом, выделяют копинги приближения и избегания, копинги в эмоциональной, когнитивной и конативной сферах.

Копинги являются результатом сознательной деятельности человека и формируются в процессе всей жизни. Изначально они имеют осознанный характер, но впоследствии могут стать автоматизмами. В соответствии с моделью Р. Лазаруса взаимодействие среды и личности регулируется двумя процессами: когнитивной оценкой и копингом. Выделяется два вида когнитивной оценки — первичная и вторичная. Первичная оценка определяется степенью воспринимаемой угрозы, свойствами стрессора, психологическими особенностями индивида. Ее результатом является вывод об оценке ситуации как угрожающей и как ситуации изменения. Вторичная оценка критически дополняет первичную и определяет, как мы можем влиять на негативные события и каковы ресурсы преодоления стресса. После когнитивной оценки ситуации индивид приступает к разработке механизмов преодоления стресса с целью адаптации. После мыслительной проработки следует собственно копинг — процесс совладания со стрессом (рисунок 7).

 

Первичная оценка ситуации

Адекватная

Вторичная оценка ситуации

 

СТРЕСС

Неадекватная

 

Разработка механизма преодоления стресса

 

 

Рисунок 7 – Формирование копинг-стратегии

 

Наряду с копинг-стратегиями (действиями по совладанию) выделяют копинг-ресурсы личности — совокупность условий, способствующих преодолению стресса. Различают следующие виды ресурсов: физические (здоровье, выносливость); социальные (индивидуальная социальная сеть, социально-поддерживающие системы); психологические (убеждение, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор) и материальные ресурсы (деньги, оборудование) [51].

Существуют и бессознательные реакции, направленные, прежде всего, на уход от разрешения стрессовой ситуации. К ним относятся механизмы психологической защиты, представление о которых первоначально было сформировано в рамках психоаналитической теории (впервые этот термин появился в 1894 г. в работе З. Фрейда «Защитные нейропсихозы». Эти механизмы направлены на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить травмирующие моменты воздействия стресса на личность.

Вспомните басню И. Крылова «Лиса и виноград». Лисе было легче объявить виноград незрелым, чем признаться даже самой себе в том, что она не может его достать.

На сегодняшний день специалистам известно более двадцати видов механизмов психологической защиты. Среди них можно назвать:

— вытеснение — невозможность вспомнить какое-либо событие, либо воспринять какую-либо информацию в связи с травмирующим характером этой информации;

— отрицание — защитный механизм, при котором различные факты, содержащие в себе угрозу для человека, отрицаются или не воспринимаются им;

— проекцию — неосознанное наделение другого человека собственными чертами и свойствами, перенос своих чувств и переживаний на другого человека или в другую ситуацию;

— регрессию — переход к более ранним, менее зрелым и адекватным образцам поведения;

— рационализацию — построение приемлемых моральных, логичных обоснований для объяснения и оправдания неприемлемых импульсивных форм поведения;

— сублимацию — направление энергии на социально одобряемые, как правило, творческие сферы человеческой деятельности;

— подавление — изгнание из памяти неприятных, вызывающих неудовольствие воспоминаний, образов, мыслей, желаний; и др.

Несмотря на различия между конкретными видами защит, их функции сходны. Они состоят в смягчении травмирующего воздействия нежелательных событий на психику, снижении уровня личностной тревоги, сохранении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.

Согласно ряду исследований, у зрелых, гармоничных личностей среди реакций на стресс преобладают механизмы совладания, в то время как у незрелых, дисгармоничных, инфантильных личностей — механизмы психологических защит.



2016-01-26 1656 Обсуждений (0)
Виды (уровни) реакций человека на стресс 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды (уровни) реакций человека на стресс

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1656)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)