Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фирма как субъект рынка



2016-01-26 822 Обсуждений (0)
Фирма как субъект рынка 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В менеджменте широко используется такое понятие, как «предпринимательская структура», под которой понимается состав субъектов рыночных отношений, к числу которых относятся только те организационно-хозяйственные единицы, целью деятельности которых является получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата деятельности.

Исходя из цели деятельности субъекта рыночных отношений, выделяют четыре категории экономических субъектов: фирмы, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры. Фирмы относят к основным субъектам предпринимательской деятельности, а банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры – к обслуживающим сферу предпринимательской деятельности.

В дальнейшем нас, в первую очередь, будет интересовать такой субъект рынка как фирма, которая представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы.

Под фирмой, как правило, понимается первичная организационно-хозяйственная единица бизнеса, осуществляющая предпринимательскую деятельность, связанную с производством и продвижением товаров к потребителю или оказанию услуг. К основным характеристикам фирмы относят [27]:

- юридическую самостоятельность: фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих государственных органах;

- производственную самостоятельность: фирма самостоятельно решает что, где и каким образом производить и продавать;

- финансовую самостоятельность: фирма самостоятельно распределяет получаемый доход;

- организационную самостоятельность: фирма самостоятельно выбирает тип внутренней организации.

Итак, фирма – это обособленный агент рынка, обладающий производственной и финансовой свободами и зарегистрированный, как юридическое лицо, имеющее банковский счет и прочие нормативно закрепленные атрибуты. Фирма, обычно, имеет фирменный знак и фирменное название. Последнее зачастую содержит в себе имя и/или фамилию одного или нескольких владельцев фирмы, под которым оно значится в государственном реестре страны. Название фирмы может отражать характер деятельности, но не отражает ее организационно-правовой статус. В некоторых странах распространены конкретные наименования фирм (в США – корпорации, в Англии – компании, в европейских странах – товарищества).

В общем случае, фирма как организационно-хозяйственная единица, состоит из одного или нескольких предприятий, специализирующихся на конкретных видах деятельности и функциональных подразделений, осуществляющих управленческую деятельность. Используя положения Закона Украины «О предприятиях в Украине» приведем далее следующее определение понятия «предприятие».

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли (дохода). Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, а промышленное предприятие – также товарный знак. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.

Следует отметить, что в законодательстве многих стран предприятие, как составляющий элемент фирмы, не рассматривается как самостоятельный субъект права, за ним не признается характер хозяйственного образования, обладающего обособленным имуществом, собственным балансом и пользующегося правами юридического лица.

Но для обозначения и фирмы и предприятия в менеджменте наиболее часто применяется термин «организация». Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента. В данном случае речь идет об организации как о социальном институте, а не как об определенном процессе или функции. В настоящей работе термин «организация» прежде всего, используется в представлении такого юридического лица, как производственно-коммерческая организация (деловое предприятие). «Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей» [70].

Если обратится к определениям термина «организация», предлагаемых различными авторами, то можно убедиться, что трактовки отличаются в подробностях, но общим остается мнение, что организовывать – это группировать людей для достижения какой-то цели, координировать и регулировать их действия в духе целесообразного единства. Цель – один из важнейших системообразующих факторов. Исходя из системного подхода к содержанию термина «организация» будем считать, что организация это открытая социо-техническая система. В контексте системного представления приведем определения трех вышеприведенных терминов: фирма, предприятие, организация (табл. 1.1).

Таблица 1.1



2016-01-26 822 Обсуждений (0)
Фирма как субъект рынка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фирма как субъект рынка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (822)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)