Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр



2016-01-26 5612 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Всеми признано: в системе непрерывного экологического образования начальное звено – дошкольное детство; именно в этот период идет становление важнейших качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы экологической культуры. Две взаимосвязанные особенности характеризуют настоящий момент. Речь идет о поиске и становлении методов экологического воспитания детей, преобразовании методики ознакомления с природой в методику экологического воспитания, создании программ и технологий экологического воспитания.

Психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин считают, что именно в дошкольном детстве происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяковой и др.)

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить все основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. (Н.Ф. Виноградова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.)

Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, роль в биосфере огромна.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве.

Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно, формирует ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, стимулирует желание, и потребность сделать доброе дело ради живого существа: вовремя накормить, напоить и оказать помощь.

При ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.

Таким образом, для того, чтобы формировать у детей представления, воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы работы.

В педагогике С.Н. Комарова, С.Н. Николаева, В.А. Дрязгунова и др. считают, что в воспитании у дошкольников бережно-гуманного отношения к живому необходимо широко использовать игру, которая затрагивает эмоции ребенка, вызывает радостные переживания.

К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С. Макаренко, Е.И. Тихеева, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая и др.

Вот эта позиция целесообразности использования игры в обучении вывела исследователей на проблему разработки дидактических игр, цель которых (наряду с занятиями) – обеспечить детям условия для усвоения различных знаний, условия для развития умственных навыков и умений. С помощью дидактических игр решаются различные учебные задачи: формируются навыки умственной деятельности, умение использовать приобретенные знания в новой ситуации. (Е.И. Удальцова, Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокина, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко)

В работах Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова подчеркивается ряд теоретических положений, из которых можно сделать вывод, что включение дидактической игры в процесс формирования у детей представлений о животных создает эмоциональный фон, который может обеспечить более эффективный результат усвоения знаний.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение педагогических условий формирования представлений о животных Республики Коми посредством дидактических игр.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы формирования представлений о животном мире у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить уровень представлений у старших дошкольников.

3. Сформировать представления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Объект исследования: педагогический процесс организации дидактических игр по формированию представлений о животном мире у старших дошкольников.

Предмет исследования: содержание и методика организации дидактических игр по ознакомлению с животным миром детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: Мы предполагаем, что для того, чтобы повысить уровень представлений о животном мире у средних дошкольников, необходимо создать ряд педагогических условий: подобрать доступные по содержанию дидактические игры, разработать систему проведения дидактических игр, создать личностное взаимодействие воспитателя и ребенка.

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Экологическое образование предусматривает формирование научного мировоззрения, так как оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально-значимым и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей среде. (4; с. 21)

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить все основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. (Н.Ф. Виноградова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.)(7; с. 13)

Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда формируются представления, являющиеся начальной формой знаний.

Представление – это обобщенное отражение окружающего мира, наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. (Венгер Л.А., 1969).(4; с. 19)

Экологическими следует считать только те представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. В ряде педагогических исследований показана способность дошкольников к усвоению связей, зависимостей, существующих в природе.( П.Г. Саморукова, Л.М. Маневцова, Е.И. Удальцова и др.). Этими исследователями была доказана доступность детям среднего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития животных от наличия внешних факторов среды.

Рост и развитие животных – одна из глобальных биологических закономерностей, включенных в содержание знаний о природе для детей дошкольного возраста. В теоретических работах, посвященных проблеме умственного воспитания дошкольников отмечается, что ознакомление детей с изменениями, происходящими в природе, имеет важное значение для правильного и глубокого ее понимания. (9; с. 89)

Знания (в педагогике) – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоение знания отличаются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. (11; с. 92)

Одной из задач умственного воспитания является систематизация знаний. Система знаний – это совокупность знаний об определенных предметах или явлениях, достигаемая путем установления существенных связей, порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов и правил.

Благодаря системности знания человека становятся более действенными, подвижными, он может быстрее использовать их при решении практических или познавательных задач. К.Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто». Системность усваиваемых знаний активизирует умственную деятельность ребенка, так как сама система складывается в результате аналитико-синтетической мыслительной деятельности и обеспечивает более быстрое и осознанное усвоение новых знаний.

Основой систематизации знаний является установление связей. Системы знаний у ребенка-дошкольника складываются как на уровне представлений, т.е. чувственно-практического опыта, так и на более высоком уровне – теоретическом, в форме понятий.(5; с. 205)

Психолого-педагогические аспекты проблемы ознакомления дошкольников с ростом и развитием в живой природе раскрываются в работах Н.Н. Поддьякова, Саморуковой П.Г, Кондратьевой И.Н, Николаевой С.Н. Авторы показывают психологическую готовность дошкольников к целенаправленному познанию особенностей изменения в животном мире, отмечают, что оно имеет большое значение для развития у них восприятия и образного отражения действительности. (9; с.89)

В дошкольном возрасте появляются представления общего характера о группах животных, относящихся к одним классификационным единицам зоологической систематики. Это проявляется в том, что дети понимают термины, характеризующие класс животных, птицы, рыбы, насекомые, грызуны.

Еще одна важная особенность, которую обнаружили исследователи А.Ф. Говоркова, Е.Ф. Терентьева, Е.И. Золотова, заключается в том, что даже те понятия, которыми дети оперируют достаточно часто, они наполняют совершенно разным содержанием. Дети слишком широко или слишком узко используют обобщенные слова, неправильно определяют отдельные виды животных, ориентируясь на конкретные примеры. (18; с.168)

Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А.М. Федотовой. Они были направлены на изучение особенностей знаний о животных у детей среднего дошкольного возраста, сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно, изучение характера и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, зверях, насекомых, хищных и нехищных животных; выявление умения детей группировать животных по указанным признакам, а также по самостоятельным определенным признакам (в заданиях на свободную группировку); выяснение, владеют ли средние дошкольники умениями, необходимыми для формирования обобщений.

Результаты исследования показали, что знания дошкольников о многообразии животного мира включают как конкретные, так и обобщенные представления, но они неравномерны: более правильные о внешнем виде, среде обитания, способах передвижения и недостаточно четкие о способах добывания пищи, защиты от врагов, приспособленностей к сезонным изменениям. (28; с. 75)

Таким образом, в среднем дошкольном возрасте возможно формирование представлений и элементарных понятий о животном мире.

Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, роль в биосфере огромна.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве.(8; с. 3)

Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно, формирует ответственность за хорошее состояние животного, которое живет у них в уголке природы, стимулирует желание, и потребность сделать доброе дело ради живого существа: вовремя накормить, напоить и оказать помощь.

При ознакомлении детей с животным миром решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе. (8; с. 4)

Таким образом, для того, чтобы формировать у детей представления, воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы работы.

При ознакомлении с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным. (8; с. 8)

Программа по ознакомлению с природой определяет объем представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Их можно объединить в три группы:

- внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения и т.д.);

- среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;

- приносимая польза. (8; с. 7)

Мы проанализировали разные программы и увидели, что в «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой выделено содержание представлений детей о многообразии животного мира.

В средней группе знакомят детей с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учат детей сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха летает, кузнечик прыгает).

В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, М.В. Крулехт, Л.М. Маневцова, Н.Н. Кондратьева, О.Н. Сомкова, Л.М, Гурович, Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова, З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман), раздел «Ребенок открывает мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с животными, их сообществами. Программный материал включает четыре содержательных блока: первый – сведения о животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. Второй раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. Третий блок – знания о росте, развитии и размножении знакомых детям животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. Четвертый блок – знания экосистемного характера; дети знакомятся с животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов – может их разрушать, а может поддерживать.

На основе данной программы у детей в среднем дошкольном возрасте формируется большое количество разных обобщений – живое, неживое, рыбы, птицы, звери, среда обитания и др. (16; с.238)

Таким образом, можно утверждать, что «Детство» - это программа не только обогащенного многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. (16; с. 239)

Программа «Юный эколог» (автор – С.Н. Николаева) разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.) (17; с. 52)

Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Разделы 2-5 – это познание собственно экологических законов природы – жизни животных в своей среде обитания и в сообществе: эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания – это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

Таким образом, программа «Юный эколог» вместе с обеспечением – это программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном: у ребенка развиваются мышление (он понимает и осознает закономерный характер явлений природы); сочувствие и доброе отношение к живому на основе понимания, готовность сделать все для сохранения жизни; экологическое восприятие красоты природы – красоты здорового организма, живущего в благоприятных условиях. (16; с. 248)

По программе «Юный эколог» у детей должны быть сформированы представления о животных, их детенышах, о роли среды обитания в процессе роста и развития животных, о взаимосвязи животных с человеком, о том, что животные – живые существа.

Таким образом, предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения с объектам окружающего мира, формирование представлений о животных; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде, желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению. (25; с.33)

Таким образом, обзор ряда отечественных программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание ими экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А этого не достичь без интенсивного образования всех людей, начиная с дошкольного возраста.

(16; с.248)

В процессе ознакомления детей среднего возраста с животными используются разнообразные методы: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диа- и кинофильмов), практические (игровой метод, труд, элементарные опыты), словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

Организуя наблюдение в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. (10; с. 5)

К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация диапозитивов и кинофильмов. Использование этих методов помогает решать разнообразные задачи: уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие.

При ознакомлении детей с природой используют рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседу. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы дают возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью словесных методов систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия.(10; с. 29)

Беседа как метод ознакомления с природой используется при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Это ценный метод уточнения и расширения уже имеющихся знаний. (3; с. 62)

Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей. Поэтому перед воспитателем стоит задача накопления у детей представлений через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение природоведческой книги, рассказы. Беседовать можно только о том, о чем есть у ребят конкретные представления.(10; с. 30)

В педагогике С.Н. Комарова, С.Н. Николаева, Дрязгунова и др. считают, что в воспитании у дошкольников бережно-гуманного отношения к живому необходимо широко использовать игру, которая затрагивает эмоции ребенка, вызывает радостные переживания.(7; с. 14)

В последние десятилетия на игровую деятельность дошкольников обращают пристальное внимание ведущие психологи и педагоги. Д.Б. Эльконин сумел установить: игровая деятельность ребенка, многие аспекты которой еще не использованы в педагогическом процессе, влияет на его психическое развитие, в частности на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. На это же указывают и исследования А.В. Запорожца.

С точки зрения отечественных психологов, игра это – особая форма активности ребенка. В ней выражаются отношения ребенка к окружающей действительности, к людям, к самому себе. Известный психолог Л.М. Абрамян считает, что «игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. (23; с. 290)

К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С. Макаренко, Е.И. Тихеева, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая и др. (16; с. 178)

Исследованиями Е.И. Удальцовой, Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко и др. установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.(16; с.178)

Игра дидактическая (греч. didaktikos – поучительный) – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. (К.Н. Поливанова) (21; с. 151)

Умения – освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. (20; с. 295)

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. В дошкольной педагогике она рассматривается как своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребенка. Ее основу составляет взаимосвязь увлекательной, радостной игры и доступного, продуктивного процесса усвоения знаний. Это игра, но игра познавательная, расширяющая и систематизирующая представления об окружающем мире, влияющая на развитие любознательности, познавательных интересов и способностей дошкольников. (2; с. 76)

Представление – уровень познания, возникающий при отсутствии непосредственного контакта с изучаемым объектом, первоначальный уровень овладения знаниями, приближающийся к понятию. (22; с. 73)

Понятие – мысль об общих и существенных свойствах и отношениях действительности; знания о сущности и происхождении предметов и явлений окружающего мира. (19; с. 447)

С учетом современных требований, предъявляемых к воспитанию детей дошкольного возраста, значение дидактической игры как эффективного метода дошкольного образования еще более усиливается. (2; с. 76)

Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности детей: «Игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». (27; с. 3)

Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.(6; с. 3)

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание у ребят, не может не показать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам животного мира. Подтверждением является исследование Л.М. Абрамян, показавшее, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства. Два момента – необходимость получения детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре – смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием. (23; с. 290)

Воспитание экологическое – развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное и ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовности к природоохранительной деятельности. (11; с. 42)

Экологическая культура - система экологических знаний, умений, навыков и привычек, позволяющая человеку устанавливать и систематически поддерживать гармоничные взаимоотношения с окружающей его действительностью и целенаправленно развивать биосферу. (Е.С. Рапацевич, 2000) (19; с. 675)

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка.

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим миром. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. (13; с. 116)

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Игры-занятия проводятся по определенному программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий. (14; с.139)

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.(27; с. 5)

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному признаку, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. (1; с.14)

Например, в игре «Чудесный мешочек» средние дошкольники – учатся составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать животных по заданным признакам. (12; с.328)

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. (1; с.15)

Средним дошкольникам предлагается отыскивать пары, отличающиеся друг от друга какими-либо особенностями. Например, белый медведь и бурый.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках, например, «Зоологическое лото».

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Например, тематика «Дикие животные».

В играх типа «Лабиринт»используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Дети путешествуют по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий. Например, «Кто, где живет», «Рыбка в аквариуме» и т.д. (12; с.329)

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Кто живет в лесу?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями животных, соотносят с местом их проживания, объединяют по этому признаку картинки.

Составление разрезных картинок, пазлы. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнение в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. (1; с.15)

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха, лягушки и др.)

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о животных, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают животных, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия. (1; с.16)

Игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно-не нужно» и другие не требуют никакого оборудования. Проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. (10; с.21)

В практике могут быть использованы самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что…», «Птицы могут летать, потому что…», и так далее.

Интересными являются игры в загадки-описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. – Я загадала животное: мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет». А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты.

Игры могут быть разными: «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое», «Кто как кричит», «Кто в домике живет», «Угадай, кто позвал».

Таким образом, во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников о животном мире, научить их использовать в нужный момент.

(15; с.112)

Важно во время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим. (13; с.124)

Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Дети до начала игры должны уяснить ее задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность.

В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом. (13; с.126)

Таким образом, изучив литературу, мы увидели, что психологи и педагоги считают, что уже в среднем дошкольном возрасте можно формировать представления о животных. Для этого используются различные методы. Но прежде необходимо определить объем знаний детей о диких животных. У средних дошкольников должны быть сформированы представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных, их приспособленности к среде обитания, о сезонных изменениях в жизни диких животных, признаках живого. Наиболее эффективным методом формирования этих представлений является дидактическая игра, в которой дети пополняют, закрепляют, систематизируют представления.

При ознакомлении детей с животным миром посредством дидактических игр, решаются в единстве три воспитательные задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.

 

 



2016-01-26 5612 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5612)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.057 сек.)