Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что такое «мнемоника»?



2016-01-26 364 Обсуждений (0)
Что такое «мнемоника»? 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 4

Семь стратегий

запоминания Писания

 

Будучи ребенком, мне нелегко было запоминать тексты Библии,

но в трудные времена именно они и помогали мне.

Барбара, 46 лет

Кто сказал, что запоминать Слово Божье проще простого? Бог не говорил, что нам всегда будет легко, но ради достижения чего-то значительного в жизни стоит пройти через некоторые трудности. Многие люди заявляют, что просто не умеют запоминать, но при этом, не задумываясь, запоминают такие тривиальные факты, как день рождения тети Лизы, номер своей машины, рецепт любимого торта и пресловутый список продуктов. Почему? Неужели это поможет нам в трудное время, утешит и воодушевит, углубит понимание жизни и даст причину для радости? Конечно же нет! И все равно, люди часами учат тривиальный вздор, вместо того, чтобы уделить десять минут запоминанию Святого Слово от Самого Господа!

Когда я начала писать эту книгу, мне не хотелось бы называть запоминание Писания «работой» из-за негативной окраски, которую часто несет на себе слово работа. Но запоминание Писания - это настоящая работа, или, если выразиться более возвышенно - святой труд. Этот труд требует времени. Требует терпения и постоянства. Но как же прекрасны и драгоценны его плоды!

Существуют определенные принципы обучения, являющиеся основанием для эффективного запоминания Писания. Эти принципы легко применить к запоминанию любых стихов Библии, и не только их. Давид показывает нам три шага к запоминанию. «Устами моими возвещал я все суды уст Твоих. На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве. О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои. Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего» (Пс.118:13-16). Обратите внимание на следующие фразы: «Устами возвещал я», «О заповедях Твоих размышляю», «не забываю слова Твоего». В этих фразах заключаются ключевые шаги к тому, чтобы сохранить Писание в сердце и разуме, и применять Его. Возможно, это самый лучший букет, повествующий о запоминании Писания, который поможет вашему ребенку «расцвести».

ШАГ 1: РОМАШКА. «Устами возвещал я» (Пс.118:13а). 118 Псалом Давида - это страстная, исполненная любви песнь о Божьем Слове. Давид понимал, что Писание - это не просто набор безжизненных слов, напротив, Писание приносит жизнь, Оно дает стабильность в изменчивом мире, полном боли и искушений. Давид осознавал, что недостаточно просто читать и знать «краткое содержание» Божьего Слова - он стремился помнить, цитировать и всегда нести на устах Святое Писание.

Итак, на основании слов Давида мы делаем вывод о том, что первый шаг к тому, чтобы зафиксировать Слово Божье в памяти ребенка - это произносить устами. Мы назовем этот шаг Ромашкой. После того, как вы познакомили ребенка с определенным текстом Библии, попросите его повторить вслух стих не менее пяти раз, пока ребенок не будет точно повторять каждое слово. Как правило, большинство детей легко справляется с этим заданием.

Устное повторение позволяет ребенку познакомиться со звуками, словами и порядком слов в стихе. Ребенок начинает понимать смысл текста, к тому же, декламация текста облегчает его запоминание. Кроме того, когда вы декламируете текст, вы одновременно и прослушиваете его! Ученые Кинг, Зэхмайстер и Шонесси провели исследование по изучению функционирования памяти. Группе студентов было предложено прослушать пять списков, состоящих из десяти пунктов. Студенты прослушали списки три раза. Половина группы должна была каждый раз повторять список вслух, в то время как другая половина студентов ограничилась лишь прослушиванием. Когда, спустя десять минут, был проведен тест разница между уровнем запоминания первой и второй половины группы оказалась несущественной. Но через сорок восемь часов группа, повторявшая вслух списки, смогла более эффективно вспомнить выученное! Итак, устное повторение является весьма эффективным приемом!

Устное повторение является первым шагом к запоминанию Слова Божьего, хотя само по себе повторение не способствует тому, что текст зафиксировался в долговременной памяти. «Ромашка» способствует кратковременному запоминанию, после которого необходимо перейти к следующему этапу - «Роза».

ШАГ 2: Роза. «О заповедях Твоих размышляю» (Пс.118:15). Сюда же можно добавить и «взираю на пути Твои», как вы уже догадались, следующим шагом является понимание Слова Божьего. Ранее мы уже говорили о том, что сильные эмоции способствуют эффективному запоминанию, например, первый поцелуй. Применяя данный принцип, нам необходимо вызвать в детях определенные эмоции, объясняя им значение того или иного текста Библии. Чтобы ребенок выучил стих Библии, ему нужно не только понимать смысл текста, но и знать, почему необходимо его выучить. В результате к ребенку приходит глубокое понимание Слова Божьего и он начинает применять это Слово в жизни.

Представим, что вам необходимо запомнить следующий ряд чисел: 3792118. Первая ваша реакция - зачем? Вас интересует, для чего вам нужно запомнить ряд ничего незначащих цифр. Даже если вам скажут, что это номер телефона Ивана Сидорова, вас это не заинтересует, если только Иван Сидоров не является вашим другом. Недостаточно просто сказать, что данные цифры - это чей-то телефон. Для запоминания необходима личная заинтересованность. Как учителям и родителям нам необходимо прививать детям личное отношение к Слову Божьему - помогать детям понимать Его значение в нашей сегодняшней жизни и в будущем. Если ребенок однажды поймет значимость Писания в его жизни, он будет запоминать тексты быстрее и легче!

Шаг «Роза» можно запомнить как любовь и понимание Слова Божьего. Например, заучивая с ребенком Ин.3:16, нужно помочь малышу почувствовать эмоции Иоанна - это поможет ему легче запомнить стих. Бог настолько сильно возлюбил мир, что решился отдать самое дорогое, что только мог - Своего Сына. Чтобы донести до ребенка чувство, стоящее за словами, спросите его: «Какой подарок, который ты когда-либо дарил, был для тебя самым дорогим?», «Что ты чувствуешь, когда кто-то дарит тебе нечто особенное?», «Что чувствует человек, когда видит, что его подарок с благодарностью принимают?». Таким образом, устанавливая связь между эмоциями и текстом Писания, ваш малыш поймет, насколько прекрасный подарок сделал нам Господь, когда отдал Сына Своего - это гораздо больше, чем новая кукла или мячик! Эмоции приближают ребенка к Богу и способствуют установления личного отношения к тексту Писания. Во второй части книги будут рассмотрены методы, которые помогут ребенку понять смысл текста и пережить какие-то эмоции по отношению к нему.

Итак, мы повторили, поняли и пережили какие-то эмоции относительно того или иного стиха Библии, но необходимо предпринять следующий шаг, чтобы этот стих зафиксировался в долговременной памяти - шаг Незабудка.

ШАГ 3: НЕЗАБУДКА. «Не забываю слова Твоего» (Пс.118:16б). Незабудка - решающий шаг в обучении, если вы хотите, чтобы выученное сохранилось в памяти на всю жизнь. Если произношение и понимание способствуют тому, чтобы Писание быстро вошло в сердце и разум, то постоянное повторение способствует тому, что текст вошел в самые глубины долговременной памяти. Краткий обзор, повтор, игра помогут детям сохранять выученные стихи в памяти и при необходимости легко вспоминать. Например, вместо того, чтобы в положенное время выучить с малышом новый стих, повторите уже выученные тексты - так вы освежите память ребенка. Я знаю одну женщину, которая каждое воскресенье перед сном проводит со своим ребенком обзор выученных за неделю текстов. Они вместе с дочерью сделали специальные красивые карточки, на которых с одной стороны написан текст, а на другой стороне указана книга, глава и номер стиха. Мама с дочкой устраивают друг другу небольшой экзамен по текстам Писания и ссылкам, охватывая пять выученных стихов. Их семейная команда показала нам две важные стратегии: обучение семьей, одновременная работа над несколькими стихами. Семейное обучение не только приближает нас к Слову Божьему, но и укрепляет семейные узы. Какая прекрасная перспектива! Так же полезно время от времени повторять несколько выученных ранее стихов, но не забывайте о поговорке: «Чем меньше, тем лучше».

Сделайте устное повторение и краткое обсуждение отдельных стихов частью вашего обзорного урока, после чего посвятите оставшееся время играм и другим занятиям, указанным в следующей части нашей книги.

Давайте и мы проведем обзор нашего урока. Итак, Ромашка требует устного повторения. Роза создает определенные эмоции и понимание смысла Писания. Незабудка предполагает регулярный обзор и повторение выученного. Как запомнить эти шаги? Очень просто! Ромашка - отрывая каждый лепесток, мы устно повторяем текст; чем больше повторов, тем лучше. Роза - цветок любви и эмоций. Незабудка - мы вспоминаем выученное. Красивый получился букет? Каждый цветок символизирует определенный этап запоминания. Запомнили? Прекрасно! Только что вы продемонстрировали эффективность мнемонического метода. Далее речь пойдет о мнемонике - что это такое, как это работает и как помогает детям (и взрослым!) эффективно запоминать.

 

Что такое «мнемоника»?

Мнемоника - это наука о методах, улучшающих запоминание. Слово «мнемоника» уходит корнями в греческую мифологию, где почиталась богиня памяти Мнемосина. Методы мнемоники стали применять приблизительно в 500 году до нашей эры греческие ученые, пытающиеся найти способ запоминания длинных речей ораторов.

Изучение мнемоники чрезвычайно увлекательно; мнемонических методов и стратегий так же много, сколько людей, пытающихся что-либо выучить. Но что отличает мнемонику от обычных стратегий и методов запоминания (таких, как визуальный, конкретный, слуховой, кинестический), так это то, что мнемоника не связана напрямую с информацией, предназначенной для запоминания. Возьмем, к примеру, наш букет запоминания Писания. Лепестки ромашки не имеют никакой связи с принципами запоминания Писания - просто образ человека, отрывающего лепестки ромашки и повторяющего что-то поможет нам запомнить первый шаг к запоминанию Писания - повторение. Иными словами, мнемоника - это техника запоминания посредством ассоциативных связей и образов; посредством мнемоники легче запоминать любую информацию.

Техника мнемоники может быть визуальной и словесной. Визуальная мнемоника основывается на образах и картинах, которые ваш разум ассоциирует с информацией, предназначенной для запоминания. Например, чтобы запомнить фразу «Ибо так возлюбил Бог мир», вы можете представить себе картину, где Бог протягивает сердце к земному шару или обнимает его. Конкретные образы, например какие-то физические объекты или картинки служат для маленьких детей «наглядными ключами» к вспоминанию. К примеру, чтобы дети вспомнили Ис.53:6 - «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» - было бы хорошо показать им картинку с овцами.

Словесная и слуховая мнемоника предполагает использование определенных слов или звуков (таких, как рифма, песня, ритм), с помощью которых легко запоминать и вспоминать выученное. Песни на слова Ветхого и Нового Заветов - прекрасный пример словесной мнемоники.

Возможно вы, сами того не зная, активно пользуетесь мнемоникой. Давайте вспомним общеизвестные приемы мнемоники, с которыми вы наверняка знакомы:

· «Фенол фталеиновый в щелочи малиновый» или «Сапоги мои того, пропускают «аш два о» (словесная мнемоника - рифма).

· Как запомнить математические знаки < > (больше и меньше): на большее и ротик открывается, например 17>15 (визуальная мнемоника).

· Цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - каждый охотник желает знать, где сидит Фазан (словесная мнемоника).

· Как запомнить названия падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный - Иван родил девчонку, велел тащить пеленку (рифма).

Методы и приемы мнемоники особенно эффективны, если вы создаете их самостоятельно. Личное отношение к информации, как мы уже знаем, - это весьма эффективный стимул к запоминанию; кроме того, исследования показали, что самостоятельно созданные методы мнемоники очень редко забываются.

Например, я никак не могла запомнить, в каких случаях следует писать компания, а в каких - кампания. Через некоторое время я придумала способ запоминания: компания - это общество; а кампания - это акция.*

А теперь давайте применим всю ту важную информацию, которую мы собрали в последних главах, на практике! Далее вы узнаете, как кратковременная и долговременная совместно с мнемоникой способствуют тому, чтобы Писание сохранилось в сердце и разуме ребенка и не было забыто в течение всей жизни.

 

Стратегия 1: БУКВЫ

Буквы - это визуальная стратегия мнемоники, включающая в себя разнообразные приемы с использованием букв алфавита, например: расставить в алфавитном порядке, в обратном порядке, найти аллитерацию и т.д.

· Расставить в алфавитном порядке. Что может быть проще алфавита? Каждый ребенок школьного возраста знает алфавит и запросто может расставить слова в алфавитном порядке.

Как это работает? Давайте рассмотрим следующие фигуры и представим, что нас необходимо запомнить их порядок.

(приводится рисунок: круг, два ромба и треугольник)

Используя алфавитную стратегию, вам нужно выяснить буквы, с которых начинается каждая фигура. Итак, у нас получилось К-Р-Р-Т. Вы заметили, что фигуры уже расставлены в алфавитном порядке? Теперь их запомнить гораздо проще! Примените эту стратегию к тексту Писания: «Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою» (Пс.99:4). Маленьким детям обычно трудно запомнить, что идет сначала - врата или дворы, славословие или хвала. Но если посмотреть внимательнее, можно заметить, что слова трудные слова расположены в алфавитном порядке - врата и дворы, славословие и хвала. Поняв это, ребенку будет легче запомнить стих.

Обратный порядок слов - когда слова идут в обратном по отношению к алфавиту порядке. Например, в стихе: «Я есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Слова «путь, истина и жизнь» идут в обратном порядке (п, и, ж).

Применяя алфавитный метод, лучше выписать изучаемый стих на лист бумаги, чтобы ребенок мог подчеркнуть ключевые буквы.

· Аллитерация. «Кукушка кукушонку купила капюшон, как кукушонок в капюшоне смешон» - выговорить эту фразу с первого раза весьма трудно, но это прекрасный пример аллитерации. Аллитерация - это литературно-стилистический прием, когда в одной фразе несколько слов начинаются на одну и ту же букву. Данный прием широко используется в детской литературе. Аллитерация закрепляет запоминание и прекрасно помогает памяти! Неудивительно, что аллитерация широко используется в заучивании текстов Писания с детьми.

В Писании многие стихи содержат аллитерацию. Вот несколько примеров:

«Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105).

«Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет»

(Пс.1:6).

Выпишите стих, который вы учите, найдите в нем аллитерацию и попросите ребенка выделить слова, начинающиеся с одной буквы. Так ребенку будет легче вспомнить выученный стих.

 



2016-01-26 364 Обсуждений (0)
Что такое «мнемоника»? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что такое «мнемоника»?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)