Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Россия в условиях нового государственного строя в 90-х годах



2016-01-26 702 Обсуждений (0)
Россия в условиях нового государственного строя в 90-х годах 0.00 из 5.00 0 оценок




Новый этап социально-политического развития России начался в исключительно сложных условиях. Это объясняется тем, что практические действия (и не только правительства) по реализации стратегических целей реформ, будучи необходимыми по существу, не дали значительных позитивных результатов. Для характеристики положения, сложившегося в России, средства массовой информации применяли различные термины: тупиковая, катастрофическая, взрывоопасная и т, д. К середине 90-х гг. ответ на вопрос, куда идет Россия, уже не звучал как загадочный. В сфере экономики спад производства и технологическое отставание стали перерастать в стадию разрушения промышленного и аграрного потенциала, исторически сложившихся связей и инфраструктуры. С внутреннего рынка исчезают отечественные товаропроизводители; научно-технический прогресс заблокирован; сырьевой и торгово-посреднический бизнес вытесняют из экономики и финансовой системы страны индустриальное предпринимательство. Негативные процессы развиваются и в аграрно-промышленном комплексе страны. Произведенный в 1993 г. в России национальный доход составил 57% от уровня 1990 г.; продукция промышленности — 63; капитальные вложения — 43%. Для сравнения: за четыре года Великой Отечественной войны, когда были оккупированы Украина и Белоруссия, разрушена половина европейской части страны, годовые потери в уровне производства даже в 1942 г. не превысили 23%. Эти данные приведены в монографии известного историка, профессора В. И. Жукова "Россия: состояние, перспективы и противоречия развития изданной в 1995 г. издательством "Союз". Характеризуя отставание России от США в эти годы, автор приводит следующие сведения: "По данным Госкомстата РФ, отставание экономики России от США за четыре года реформ выросло на 64%. Физический объем валового внутреннего продукта (ВВП) России по итогам 1993 г. составил 13,6% от объема ВВП США (в 1990 г. этот показатель был равен 23%)". Об основных политических итогах приватизации и масштабных хищениях государственной собственности написано немало. Этим же объясняется и то, что Госдума занялась в марте—апреле 1996 г. проверкой состояния с приватизацией в стране. Приведенные в газете "Московский комсомолец" данные по этому поводу свидетельствуют: Счетная палата Российской Федерации вынесла на обозрение журналистов свои претензии по поводу проведенной и проводимой в стране приватизации. Лейтмотивом обвинения стала неудавшаяся приватизация. Никаких доходов от нее государство не получило. Главные обвинения, безусловно, достались Федеральному управлению имуществом. Это ведомство вместо того, чтобы не допускать банкротства предприятий, распродавало за бесценок пакеты акций предприятий-должников и не думало ни о каком оздоровлении. Богатая когда-то страна осталась с разбитым корытом... Весьма серьезны демографические процессы в России. Они характеризуются прежде всего резким снижением рождаемости, ростом смертности и сокращением продолжительности жизни, нарастающей миграцией населения, появлением большого числа беженцев и переселенцев. Положительный естественный прирост сохранялся в шести автономных округах, а в Республике Алтай и двух автономных округах он был близким к нулю. В целом население всех территорий, имеющих положительный естественный прирост населения, составляет только 5,39% всего населения страны — это менее 8 млн. человек. Заслуживает внимания хотя бы краткая характеристика сложившейся в России современной элиты. Масштабные исследования, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения, показали, что в правящей элите сегодня около 80% занимает прежняя номенклатура. Новая элита заинтересована в стабилизации политической обстановки, однако, не располагая социальной основой, достаточной для формирования базовых политических партий, вынуждена структурировать свою организацию и обеспечивать защиту интересов через аппарат, превращая его в единственную, самодовлеющую, безраздельно господствующую силу. Помимо стабилизации политической ситуации правящая элита решает еще одну задачу, связанную с созданием реальных условий для формирования среднего класса с одновременным укреплением позиций тех, кто относится к группе стратегических собственников. Для решения иных задач, прежде всего социальных, у новой политической элиты не хватает ни времени, ни средств. Между тем проблемы власти в части ее сохранения обострились. Одной из главных ее характеристик становится хорошо известное в прошлом расхождение между словом и делом, политическим лозунгом и практическими действиями. Политическая история России середины и второй половины 90-х гг. характеризуется также не менее сложными событиями и факторами. Не затрагивая вопросов, связанных с войной в Чечне и ее последствиями, а также наметившихся серьезных интеграционных процессов в рамках СНГ (об этом пойдет речь ниже), мы остановимся на ряде моментов, которые характеризуют социально-политическую ситуацию в эти годы в самой России. Для сравнения приведем следующие данные. В бывшем СССР проживало более 100 наций и народностей, различных по языку, культуре, особенностям быта, общности исторических судеб. В нем было представлено более 130 языков коренных народов, в том числе примерно 70 литературных языков, основная масса носителей которых имеют свою государственность за пределами СССР. Языки коренных народов СССР были распространены в 15 союзных, 20 автономных республиках, 8 автономных областях и 10 автономных округах (Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994. С. 32). Как известно, по Конституции РФ, вступившей в силу 25 декабря 1993 г., в составе Российского государства находятся 89 субъектов Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и два города федерального значения (Конституция Российской Федераций. М., 1993). Однако Федеративный договор узаконил неравноправное положение субъектов Федерации. Республики получили статус суверенных государств, имеют свои конституции, атрибуты: гимны, герб, флаг. И что самое главное, распоряжаются своей финансово-бюджетной политикой. Казалось бы, эти факторы должны были значительно стабилизировать, укрепить, усилить единое многонациональное государство. Однако в силу ряда проблем, главным образом субъективного характера, мы столкнулись в эти годы с противоположными факторами, характеризующимися сепаратистскими тенденциями в стране. Наиболее сильным источником сепаратизма в России является все же национальный фактор. Здесь немало причин, породивших этот "всплеск". Остановимся только на наиболее важных.



2016-01-26 702 Обсуждений (0)
Россия в условиях нового государственного строя в 90-х годах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Россия в условиях нового государственного строя в 90-х годах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (702)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)