Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическая система СССР и РСФСР



2016-01-26 1024 Обсуждений (0)
Политическая система СССР и РСФСР 0.00 из 5.00 0 оценок





Для того что бы адекватно говорить о политической системы современной России, необходимо знать, что послужило фундаментом для построения современной политической системы.
В октябре 1917 года в результате вооруженного восстания временное правительство было низложено. Встал вопрос о формирование новой системы высших органов государственной власти.

Решение этого вопроса взял на себя II Всероссийский съезд Советов, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет «Об учреждении Совета народных комиссаров», как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания.В ходе выборов в Учредительное собрание за большевиков проголосовало лишь 25% избирателей.

Предложение, внесенное на утверждение Учредительного собрания большевиками, объявить Россию республикой Советов, вся власть в которой в центре и на местах принадлежит Советам, не получило поддержки. После продолжительных дебатов было принято предложение социалистов-революционеров провозгласить государство Российской демократической федеративной республикой.

Решение, принятое Учредительным собранием, не устраивало большинство большевиков, и Декретом ВЦИК от января 1918 года оно было распущено. В связи с тем, что принятие нового политического режима с помощью Учредительного собрания не оправдались, встал вопрос о придании ему законности другим способом. Была принята первая Конституция от 10 июля 1918 года.

В соответствии с Конституцией высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Съезд формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов. Норма представительства не была равной: представители городских Советов избирались по норме 1 депутат на 25 тысяч избирателей, а представители губернских Советов - по норме 1 депутат на 125 тысяч избирателей.

Всероссийский съезд Советов был органом, действовавшим на непостоянной основе, и поэтому в период между его заседаниями высшей властью в стране объявлялся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК).

Объем компетенции съезда Советов выходил далеко за рамки законодательного органа, включая полномочия исполнительного органа государственной власти. Более того, ряд вопросов не мог быть решен коллегиальным органом такого масштаба. Подавляющее большинство вопросов компетенции съезда одновременно входили в компетенцию ВЦИК. К исключительной компетенции съезда Советов Конституция относила лишь два вопроса: установление, дополнение и изменение основных начал Конституции и ратификация мирных договоров.

Таким образом, Всероссийский съезд Советов, являясь высшим законодательным органом власти, выполнял свои функции номинально. Реально же вся полнота законодательной власти и значительная часть власти исполнительной принадлежала ВЦИК.

После образования в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик встал вопрос о создании новой структуры органов государственной власти.

Значительные изменения в политической жизни СССР и РСФСР начались с 1989 года по 1990 год. В феврале 1990 года коммунистические партии советского союза отказалась от своего зафиксированного статуса-кво, в результате чего была отменена статья 6 Конституции СССР, что нашло свое отражение в организации государственной власти и реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов.

В 1989 году состоялись выборы народных депутатов СССР и в 1990 году – народных депутатов РСФСР на альтернативной основе.

Принцип «полновластия Советов», несовместимый с принципом разделения властей, оказывал доминирующее влияние на структуру, сущность и характер деятельности законодательных органов СССР и РСФСР. Поэтому одномоментно преодолеть этот подход и за сравнительно короткий срок создать теорию и практику российского парламентаризма было невозможно.

В соответствии с Конституцией, Верховный Совет формировался не избирателями, а Съездом народных депутатов из его состава. Эти элементы соответствия характеристик в подборе членов Верховного Совета присутствовали и даже использовались для страны, можно говорить о попытке партийно- государственной бюрократии, так как для страны была характерна двуединая система законодательных органов.

Верховный Совет имел двухпалатную структуру, причем палаты различались по специфике деятельности, были равноправны и обладали равными полномочиями в законодательном процессе, рассматривали одни и те же законопроекты. Заседания палат проходили преимущественно раздельно.

Принятием закона съездом или Верховным Советом законодательный процесс не завершался. За этим следовала процедура подписания закона президентом. Хотя формальных различий в юридической силе законы, принятые съездом или Верховным Советом, не имели, процедура их подписания была различной. В частности, законы, принятые Съездом, подлежали лишь обнародованию президентом. Его подпись под ними носила формальный характер, поскольку он не обладал по отношению к ним правом вето.

По Конституции Российской Федерации в редакции 1992 года Съезд народных депутатов провозглашен высшим органом государственной власти, обладающим не только законодательными, но и рядом учредительных функций по отношению к органам исполнительной и судебной власти. Если исходить из того, что съезд - это парламент, то таким образом в России была учреждена парламентская республика.

По итогам референдума 1990 года в стране был учрежден пост президента с достаточно широкими полномочиями.

В соответствии с Конституцией он избирался гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права. Первые выборы президента состоялись 12 июня 1991 года, на которых Президентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин.

Таким образом, характер формы правления и организации государственной власти можно определить как президентско-парламентскую республику советского типа.



2016-01-26 1024 Обсуждений (0)
Политическая система СССР и РСФСР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическая система СССР и РСФСР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1024)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)