Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ ( КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XIX В.)



2016-09-16 379 Обсуждений (0)
Тема 7. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ ( КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XIX В.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия И.Канта

Иммануил Кант (1724–1804) является родоначальником немецкой классической философии. Его творчество делится на два периода: докритический, в котором он занимается, в основном, проблемами естествознания, и критический, в котором исследует возможности познающего разума. Наиболее важными произведениями И.Канта критического периода являются: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и « На что я могу надеяться?» В ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы.

Гносеологическая позиция И.Канта базируется на анализе трех ступеней познания. В работе «Критика практического разума» И.Кант утверждает, что объектом познания является материальная вещь, находящаяся вне человека и его сознания. Вместе с тем органы чувств позволяют нам познать лишь внешнюю сторону предметов, а их внутреннее содержание познающему разуму остается недоступным. Так на первой ступени познания возникает понятие «вещи-в-себе».

Вторую ступень познания И.Кант анализирует в работе «Критика способности суждения». Он высказывает мысль о том, что абстрактное мышление, оперируя общими понятиями, прилагается к единичным вещам, к индивидуальной сущности предметов. Следовательно, и здесь эта сущность остается непознаваемой, ибо общие понятия, по мнению философа, возникают до опыта, априорно, и не имеют связи с объективным миром.

Третья ступень познания рассмаривается в работе «Критика чистого разума». В ней И.Кант анализирует высший философский разум и утверждает, что и в этом случае разум запутывается в неразрешимых противоречиях, которые исключают возможность познания сущности вещей. Эти противоречия философ называет «антиномиями», которые содержат взаимоисключающие суждения. При этом каждое из них может быть доказано как истинное. И.Кант приводит четыре примера таких антиномий, каждая из которых содержит тезис и антитезис.

Первая антиномия: «Мир имеет начало во времени и ограничен только в пространстве» (тезис); «Мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве. Он бесконечен в пространстве и во времени» (антитезис).

Вторая антиномия: каждая сложная субстанция и состоит, и не состоит из простых частей.

Третья антиномия: существуют два рода причинности – одна соответствует законам природы, другая – свободе (тезис); существует одна причинность, соответствующая законам природы (антитезис).

Четвертая антиномия: существует и не существует абсолютно необходимое существо.

В историко-философской литературе гносеологическую позицию Канта часто называют агностицизмом.

Теория познания Канта основана на признании доопытного, априорного знания, являющегося врожденным. Первыми доопытными формами сознания выступают пространство и время. Все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим «вещам-в-себе» они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него – к разуму. Рассудок, переходящий свои границы, т.е. границы опыта, - это уже разум. Роль разума, по Канту, выше других познавательных способностей человека. Способность к сверхчувственному познанию он называл трансцендентальной апперцепцией. Это значит, что человеку уже при рождении дана способность ориентировки в пространстве и во времени. Благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно накопление знаний, переход от врожденных идей к идеям разумного познания.

Философская система Канта носит также название критического или трансцендентального идеализма. Трансценденталиями (от лат. transcendere – переступать) называются доопытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно.

На этапе познания мира через практический разум человек, по Канту, использует знания, полученные с помощью «чистого» или теоретическог разума. Практический разумориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще. Основой поведения субъекта являются «автономная воля» и правила или максимы, вырабатываемые в обществе. Автономная воля побуждает человека к поступкам – добрым или злым. Самым существенным регулятором поведения людей, ограничивающим их волю, оказывается моральный закон, по Канту, категорический императив. Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимах:

1.Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

2.В поступках исходи из того, что человек – наивысшая ценность.

3.Все поступки должны совершаться на благо обществу.

Только общество, по мнению И.Канта, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных законов, и прежде всего категорического императива, может дать истинную свободу человеку. Кант сформулировал моральный закон – категорический императив так: «Поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом».

Диалектика Гегеля.

Развитие немецкой классической философии достигает своих вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831) Основными его работами являются: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Лекции по философии истории» и др.

Г.В.Ф.Гегель – философ-идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а Абсолютную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только абсолютная идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир – природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат её развития.

«Абсолютная идея в своём движении проходит три ступени:

1) идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания. Этот процесс Гегель рассматривает в «Науке логики»;

2) идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире – в природе. Эту ступень философ рассматривает в «Философии природы»;

3) развитие идеи завершается полным совпадением «мирового разума» с сотворенными им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля, – «абсолютным знанием». Эта третья ступень развития идеи показана Г.В.Ф.Гегелем в «Философии духа».

Задача философии, считает Гегель, в том и состоит, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения идеи как реально существующей силы. Для этого необходимо видеть источник развития, который заключается в наличии противоречивых сторон в каждом явлении и предмете, результатом столкновения которых и является их самодвижение. Гегель обосновал основные диалектические законы развития:

- закон единства и борьбы противоположностей;

- закон взаимоперехода количественных и качественных изменений;

- закон отрицания отрицания.

В сфере социально-философских концепций Гегель высказал ряд ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории. Наибольшее влияние Гегель оказал на области философии государства и философии истории. Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». Свобода состоит в том, что человек познает своё тождество с Абсолютом и отождествляет себя с образованием объективного духа (государством и правом).

Последователи Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод, стали называться младогегельянцами. Они желали изменения государственного строя, государственных реформ. Сторонники сохранения старых форм жизни – старогегельянцы – оправдывали разумностью действительность феодально-сословного государства.

Заслуга немецкой классической философии заключается в том, что она сделала мышление историческим, максимально полно объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Однако с объяснением картины мира с идеалистических позиций были согласны не все. Во второй половине XIX в. выделились два направления немецкой классической философии.

1) Критика с позиций материалистической философии.

2) Критика со стороны неклассической идеалистической философии.

Для критики «гегелианства» использовались как материалистические подходы, так и подходы, отвергающие логические связи в природе, восприятие мира как целостной закономерной системы, критикующие диалектику Гегеля и саму идею развития. Критику немецкой классической философии с позиций материализма в начале ХХ в. осуществила марксистская философия.



2016-09-16 379 Обсуждений (0)
Тема 7. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ ( КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XIX В.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ ( КОНЕЦ XVIII – НАЧАЛО XIX В.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)