Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности драматургии. «Опера-былина»; особенности эпической драматургии



2016-09-16 1727 Обсуждений (0)
Особенности драматургии. «Опера-былина»; особенности эпической драматургии 0.00 из 5.00 0 оценок




«Опера-былина»; особенности эпической драматургии. Садко – олицетворение поэтической одарённости народа, красота и мощь его искусства. С образом главного героя связано раскрытие важнейших моментов оперы. Снова торжество светлого начала в жизни. «Двоемирие» - реальное и фантастическое. Художественное воплощение картин жизни средневекового русского народа. Значение образов Любавы, Нежаты, Волховы и других представителей подводного царства. Сопоставление разнохарактерных сцен и картин.

 

Музыкальная драматургия.

В основе музыкальной драматургии лежит контраст между реальной сферой и фантастической. Структура: вступление и 7 картин, через которые проходит главная лирическая линия – любовь Волховы и Садко. Первые 4 картины: конфликт Садко – купцы; последние 3 – странствия Садко. 7-ая картина – монументальный финал. В бытовых сценах преобладает вокальное начало; три цитаты. В фантастических сценах – инструментальная стихия, необычная, яркая гармония.

Большое количество лейтмотивов, особенно при характеристике Морского царства. Красочные тембры в оркестре, симфоничность «Садко». Стройная, симметричная структура.

 

Разбор по действиям.

Вступление – л/м моря, л/м Подводного царства

1 картина: два хора купцов: «Собралися мы, гости торговые» и «Будет красен день»; речитатив «Кабы была у меня золота казна» (л/м Новгорода) и ария «Пробегали б мои» Садко; песня скоморохов «Про дурня».

2 картина: вступление (л/м Подводного царства); песня Садко «Ой, ты тёмная дубравушка»; сцена лебедей (л/м лебедей, превращения лебедей); сцена Садко и Волховы; хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»; дуэт Волховы и Садко «Светят росою»; рассказ Волховы «Я, Волхова» (л/м Волховы, речек-сестёр); ариозо Морского царя «Месяц-золотые рожки» (л/м Морского царя).

4 картина: песни заморских гостей: песня варяжского гостя «О скалы грозные», песня индийского гостя «Не счесть алмазов», песня веденецкого гостя «Город каменный»; хор «Высота ли, высота».

7 картина: вступление; колыбельная Волховы «Сон по бережку ходил»; финал.

 

Музыка.

«Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами.

Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является русская народная песенность.

Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Океан-море синее».

Картина первая — большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем. Ее среднюю часть составляют два эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена Садко с хором, в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золота казна», незаметно переходящий в арию. Картина завершается насмешливой и задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора.

Картина вторая чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Оживленная хороводная песня Садко сменяется мечтательным и чистым любовным дуэтом, в который временами вплетаются доносящиеся издали отголоски хороводной песни. Прощание Садко и Волховы прерывается таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.

Небольшое оркестровое вступление к третьей картине предшествует речитативу и арии Любавы, проникнутым глубокой грустью и тоской; при появлении Садко печаль сменяется радостным оживлением. В следующей затем сцене взволнованным, полным любви и озабоченности репликам Любавы противопоставлены мечтательные фразы Садко; в оркестре звучат мелодии царевны Волховы. Решительный речитатив Садко и страстная молитва покинутой Любавы завершают картину.

Четвертая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она состоит из двух больших частей: монументальной хоровой сцены (торжище у пристани) и ряда сцен, связанных с Садко. Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (итальянского; город Веденец — Венеция) гостя. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ; поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению.

Картина седьмая открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом ей звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мужественная мелодия песни «Высота ль, высота» (появление кораблей), которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.

 

3 курс инструменталисты

Тема: Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Царская невеста».

Вступление.

Опера написана на сюжет одноименной драмы Л. Мея. Исторические факты и реальные персонажи. Главная мысль произведения – участь простых людей, находящихся в зависимости от произвола царской власти. В опере отчётливо выражены черты социальной драмы.

 



2016-09-16 1727 Обсуждений (0)
Особенности драматургии. «Опера-былина»; особенности эпической драматургии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности драматургии. «Опера-былина»; особенности эпической драматургии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1727)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)