Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Межличностные конфликты. Основные факторы межличностных конфликтов. Основные сферы межличностных конфликтов. Критерии классификации межличностный конфликтов



2016-09-16 1490 Обсуждений (0)
Межличностные конфликты. Основные факторы межличностных конфликтов. Основные сферы межличностных конфликтов. Критерии классификации межличностный конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Межличностный конфликт это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми. По Н.В. Гришиной: противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон.

В отечественной литературе понятие межличностный употребляется в 2 смыслах:

· межличностные отношения как отношения неформальные;

· более широкий смысл в буквальной трактовке происходящего между личностями, т.е. это любое наблюдаемое проявление коммуникативной активности индивида, обусловленное фактом реального, предполагаемого или воображаемого присутствия других людей (Емельянов С.М.); в западной практике межличностное в этом смысле это интерперсональное.

Во всех ситуациях межличностных конфликтов выделяются два взаимосвязанных аспекта:

· содержательная сторона конфликта, т.е. предмет спора, вопрос, вызывающий разногласия;

· психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга.

Специфические особенности межличностных конфликтов:

· противоборство людей осуществляется здесь и сейчас, непосредственно, лицом к лицу, на основе их личных мотивов;

· в межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных и т.д.;

· в таких конфликтах субъекты взаимодействия проверяют свой характер, волю, способности, интеллект и другие индивидуально психические особенности;

· конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;

· затрагиваются интересы не только конфликтующих, но и тех, кто непосредственно связан с этими субъектами либо служебными, либо межличностными отношениями.

Основные факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну:

  Тип факторов и их основное содержание Формы проявления
Информационные факторы неприемлемость информации для одной из сторон Неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; не-надежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты; барьеры коммуникации.
Поведенческие факторы неуместность, грубость, бестактность и т. п. Стремление к превосходству; проявление агрессивности; эгоизма; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений
Факторы отношений неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами Дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения и общения; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитет-ности
Ценностные факторы противоположность прин-ципов поведения Верования и поведение (предрассудки, предпо-чтения, приоритеты); приверженность к группо-вым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.)
Структурные факторы относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению Адекватному восприятию одним человеком другого мешают сложившиеся стереотипы (упрощенные образы определенных социальных типов, ситуаций и т.д.), существующие установки (готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом), в том числе конфликтные установки, недоразумения (неправильное понимание одним человеком другого), межличностная несовместимость (взаимная антипатия между партнерами, сложившаяся на основе несовпадения социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темперамента.
       

 

Межличностные конфликты могут протекать в форме:

· соперничества

· спора

· дискуссии

 

Основные сферы межличностных конфликтов:

 

  Сфера проявления Типы конфликтов Причины
Коллектив (организация) Руководитель подчиненный; Между сотрудниками одного ранга Служебные Неслужебные Организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т. д. Психологические (социально-психологические): индивидуально-психологические особенности; социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и др.)
Семья Супружеские конфликты Родители-дети Супруги родственники Ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи
Общество (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т. п.) Гражданин общество Гражданин чиновник Гражданин гражданин Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура

 

Классификация конфликтов по возможным последствиям на конструктивные и деструктивные.

1. конструктивные последствия межличностных конфликтов:

· прояснение взаимоотношений между людьми;

· нахождение способов улучшения взаимоотношений;

· создание общности людей, причастных к решению проблемы;

· расширение сферы сотрудничества на другие области;

· ускорение процесса самоосознания.

2. деструктивные последствия конфликта проявляются в случае, если столкновение выходит за пределы предметно-содержательной сферы в плоскость личностно-эмоциональную:

· призрачность выигрыша в виду осложнения личных отношений;

· снижение самооценки проигравшей стороны;

· напряженные послеконфликтные отношения;

· отрицательное влияние на здоровье

Наконец, А.С. Кармин выделяет в качестве критерия классификации межличностных конфликтов их реальность или истинность и ложность:

· подлинный конфликт объективно существующий и адекватно воспринимающийся;

· случайный или условный конфликт зависящий от легко меняющихся обстоятельств, что не всегда адекватно осознается сторонами;

· смещенный конфликт скрывающий за собой неявный, но являющийся более глубоким конфликт;

· неверно приписанный конфликт между сторонами ошибочно понимающими и неверно истолковывающими проблемы;

· латентный конфликт неосознаваемый конфликт, который пока существует в скрытом виде;

· ложный конфликт существующий в силу ошибок восприятия или интерпретации, не имеющий объективных оснований.

Также существует типология интерперсональных конфликтов по причинам их появления. По данному критерию все конфликты можно разделить на две большие группы:

· Глубинные конфликты включают в свою орбиту важные для личности ценности, интересы, цели, связанные с образом Я. Они могут длительно существовать, не обнаруживая себя явно. Возникают они закономерно, так как обусловлены психическим складом личности, историей ее развития и общения. Причины их появления всегда внутренние, определяемые глубинными потребностями и ценностями личности.

· Ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего случайную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу с инцидента. Примерами начала таких конфликтов являются грубость продавца, выговор начальника, невозвращенная вовремя вещь, взятая без разрешения книга и т.д.

С.М. Емельянов также определяет критерием типологии конфликтов фактор взаимной направленности субъектов:

Классификация межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов S1и S2 в межличностных отношениях (симпатии + и антипатии)
Тип конфликта Модель межличностных отношений
Взаимно-положительный S1 + S2 +  
Взаимно-отрицательный S1 - S2 -  
Односторонне положительно-отрицательный S1 + S2 -  
Односторонне противоречиво-положительный S1 + S2 +/-  
Односторонне противоречиво-отрицательный S1 - S2+/-  
Взаимопротиворечивый S1+/- S2+/-  
Безразличный S1 0 S2 0  

 

 

2. Семейные конфликты. Типичные межличностные конфликты у супругов и факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. Типы семей. Возможные пути предотвращения и разрешения супружеских конфликтов. Конфликты во взаимодействии родителей и детей. Психологическое консультирование конфликтных семей.

 

Семья – это микрокосмос всего мира. Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его малую надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые догадываются, что айсберг – несколько больше, но не знают, что же именно представляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом.

Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

Проблемой возникновения конфликтов интересовались многие исследователи психики человека ( К. Маслоу, К. Левин, В. Н. Мясищев, А. И. Захаров, З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни.)

Русский мыслитель В.Г. Белинский писал: " … без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность, и их результаты вели бы человека к его цели".

 

Типичные межличностные конфликты у супругов

 

Семейные конфликты подразделяются на конфликты между: супругами; родителями и детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками, (дедушками) и внуками.

 

Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов.

Основные причины супружеских конфликтов:

· психосексуальная несовместимость супругов;

· неуважение чувства достоинства со стороны партнеров;

· неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;

· пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.);

· неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и т.д.;

· различие в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи. (С. Кратохвил).

Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два “Я” становятся одним “Мы”. Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает, и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Известно, что в первый год жизни вероятность развода велика, до 30% общего числа браков. ( И. Дорно)

Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая система “Мы” подвергается серьезному испытанию. Что же лежит в основе конфликтов в это период?

· Ухудшаются возможности профессионализма роста супругов.

· Становится меньше возможностей для свободной реали-зации в лично- привлекательной деятельности (увлечение, хобби).

· Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к временному снижению сексуальной активности.

· Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам воспитания детей.

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия, наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает “сытость” от старых влечений и “голод” по новым (Ю. Рюриков).

Четвертый период конфликтности отношений супругов наступает к 18-24 годам совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающимся чувством эмоциональной зависимости жены, ее пере-живаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, “пока не поздно”. (С. Кратихвил).

Одной из важнейших потребностей человека является потребность в самоактуализации своего “я”, которая проявляется в самых разнообразных сферах деятельности. Например, в повышении уровня образования, социального статуса, росте материального благосостояния, общественном признании. И если один или оба супруга считают, что их стремление к самоактуализации своего Я не находит понимания и поддержки в семье, то вероятность конфликта очень велика. Проблема таких конфликтов особенно актуальна в современном обществе. Нередко открывающиеся в рыночных условиях возможности самоактуализации своего “я” приходят в противоречие с интересами семьи. Конфликты подобного рода могут быть вызваны и чрезмерным эгоизмом одного из супругов.

Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения многих семей; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

Макрофакторы значительно влияют на конфликтность отношений в семье, а именно: рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей; изменение традиционного положения женщины в семье (полная экономическая самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

 

В. Сатир в свой книге "Как обустроить себя и свою семью" пишет, что существует как бы два типа семей: зрелая семья и проблемная. Каждая зрелая семья живет своей особой и неповторимой жизнью.

Атмосферу проблемной семьи чувствуешь очень быстро. Как только я попадаю в такую семью, я сразу начинаю испытывать особое неудобство и дискомфорт. Иногда я ощущаю, как будто все оказались на морозе: члены семьи чрезвычайно вежливы друг с другом, и каждому очень тоскливо.

В проблемных семьях лица и тела людей говорят об их страданиях. Их тела скованы и напряжены или неуклюже сутулятся. Их лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными или могут ничего не выражать, словно маски. Глаза смотрят в пол, они не видят других людей. Кажется, что они не только не видят, но и не слышат. Голоса их звучат резко и скрипуче или почти не слышны. Кажется, что эти люди живут друг сдругом исключительно по обязанности.

В зрелых семьях совсем другая атмосфера!

Исследования психологов показывают, что в 80-85 процентах семей есть конфликты; оставшиеся 15-20 процентов семей фиксируют наличие “ссор” по различным поводам (В. Поликарпов, И. Залыгина). В зависимости от частоты, и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи (В. Торохтит).

Кризисная семья. Супруги занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. Это семьи, которые распадаются или на грани развода.

Конфликтная семья. Между супругами имеются сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраниться, благодаря уступкам и компромиссным решениям конфликтов.

Проблемная семья. Существование трудностей. Отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение на длительный тюремный срок. В итоге появляются психические расстройства у одного или обоих супругов.

Невротическая семья. Накопление воздействия психологических трудностей, повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу, повышенная агрессивность.

Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытых и открытых формах.

Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное молчание, резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-либо сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в отношениях.

Открытый конфликт проявляется или в разговорах в подчеркнуто корректной форме, или во взаимных словесных оскорблениях; демонстративных действиях (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу); оскорблениях физическими действиями.

Психотравмирующие последствия. Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы.

Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Скука, отсутствие радости, ностальгические воспоминания о времени до брака, жалобы окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.

Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта. Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения.

Нервно-психическое напряжение — одно из основных психотравмирующих переживаний. Оно возникает в результате: создания для супруга ситуаций постоянного психологического, трудного или даже безвыходного положения; создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга, проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушении сна, приступах ярости.

Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга.

Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи и себя как обвиняющего, укоряющего, несмотря на то, что в действительности они такими не являются.

Возможные пути предотвращения и разрешения

супружеских конфликтов

 

Необходимо отметить, что не всякий супружеский конфликт имеет отрицательное значение. Есть конфликты, которые помогают супругам выработать единые позиции по спорным вопросам, узнать и учитывать потребности и интересы друг друга. Иногда мелкие ссоры могут предотвратить более крупный конфликт. Лучший способ разрешения супружеских конфликтов — это предупреждение их возникновения.

Браки заключаются по двум основным критериям: по любви и по расчету со множеством промежуточных вариантов. Несколько слов о любви. Согласно статистике, у нас в России 70-75 процентов молодых людей образуют семьи по любви. И несмотря на это половина браков распадается в первый год совместной жизни, а две третьих — в последующие пять лет. Настоящая любовь, по мнению Макса Люшера, — “это искусство, которому необходимо научиться и в котором, как и во всяком другом искусстве, необходимо постоянно упражняться”.

Кроме того, у партнеров должна быть соответствующая установка на совместную супружескую жизнь и способность жить в гармонии с другим. “Сам по себе внешний фактор, — пишет известный польский исследователь проблемы “счастья”,
В. Татариевич – не дает счастья, не поможет даже самая благосклонная судьба, если мы не имеем соответствующей внутренней основы, чтобы семья или работа могли быть для человека действительно фактором счастья, нужно, чтобы он любил семейную жизнь, любил свою профессию”.

В основе супружеской любви, как утверждают древние индийские мудрецы, лежат три источника — влечения-душа, разум, тело. “Влечение душ порождает дружбу. Влечение ума – уважение. Влечение тела – желание. Соединение трех влечений рождает любовь”.

Разработано много рекомендаций по предупреждению супружеских конфликтов. Большинство из них сводится к следующему:

Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий для тебя человек, отец (мать) твоих детей.

Старайся не носить долго в себе свои ошибки, обиды, и “грехи”, а сразу реагируй на них. Это исключит накопление отрицательных эмоций.

Исключи сексуальные упреки, так как они не забываются.

Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых, гостей и т.д.).

Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, ведя разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации.

Не опускайся, заботься о своей физической привлекательности, преодолевай свои недостатки.

Относись к увлечениям супруга(супруги) с интересом и уважением.

В семейной жизни иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться установить истину.

Не переноси служебные конфликты на супружеские.

Всегда помни, что нежность, ласка, внимательное отношение, соучастие, доброе слово шутка, юмормогут уладить немало конфликтных ситуаций.

Одно из условий завершения конфликта любящих супругов — не добиваться победы.

Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других – родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

Особо стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения супружеских конфликтов, как развод. По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий:

а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуждении, без- различии супругов друг другу, утрате доверия и любви;

б) физический развод, приводящий к раздельному проживанию;

в) юридический развод, требующий правового оформления прекращения брака.

Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Необходимо отметить, что наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам.

Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного родителя, и во многих случаях матери противодействуют отцам встречаться с детьми.

Ребенок часто испытывает дискомфорт в общении со сверстниками по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся от нормы поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности.

Целесообразно обрисовать главные этапы, которые должна пройти семья по мере роста каждого члена семейного коллектива. Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного периода и последующего перераспределения всех сил.

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи. Немногие знают, как нужна в этом случае серьезная подготовка.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей.

Четвертый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

Пятый кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.

Шестой кризис:наступление климакса в жизни женщины.

Седьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая.

Восьмой кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много радости и проблем.

Девятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.

 

Что необходимо для создания здоровой семьи:

 

1. Каждый член семьи должен иметь жизненное пространство, хотя бы потому, что он человек и, как всякий человек, в этом нуждается.

2. Каждый член семьи должен помнить о необходимости уважительного отношения к другому.

3. Каждый член семьи влияет на остальных и сам подвержен влиянию других. Следовательно, каждый принимает участие и вносит свой вклад в то, что происходит с другим человеком, и соответственно может помочь ему измениться.

4. Каждый член семьи может оказаться в центре воздействий со стороны других членов, потому, что каждый входит в цепь взаимоотношений друг с другом. Важно не избегать этих воздействий, а научиться управлять ими.

Чтобы понять настоящее, необходимо знать прошлое. Знания прошлого опыта и результатов обучения проливает свет на настоящие события. Знание – важнейший инструмент воспитания человека.

 

 

Конфликты во взаимодействии родителей и детей

 

Проблема конфликтов между родителями и детьми — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Практически невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми.

Почему возникают конфликты между родителями и детьми?

Рассмотрим некоторые психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1.Тип внутрисемейных отношений

Выделяют гармоничный идисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие проявляющееся в способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармоничные семьи — негативный характер супружеских отношений, выражается в конфликтном взаимодействии супругов.

2. Деструктивность семейного воспитания.

Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

· разногласие членов семьи по вопросам воспитания;

· противоречивость, непоследовательность;

· опека и защиты во многих сферах жизни детей;

· повышенные требования к детям, частое применение
угроз и осуждений.

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности, особенно в переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.

Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

· кризис первого года (переход от младенчества к раннему

детству);

· кризис “трех лет” (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

· кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

· кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12–14лет);

· подростковый кризис 15 – 17 лет (Д. Эльконин).

 

4. Личностный фактор. К нему относятся консервативный способ мышления родителей, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), категорическая авторитетность суждений. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, упрямство, эгоизм, самоуверенность. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста.

Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

· конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

· конфликт сверх заботы (излишняя опека и сверхожидание);

· конфликт неуважения прав на самостоятельность (тоталитарность указаний и контроля);

· конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценной). Обычно ребенок на притязание к конфликтным действиям родителей отвечает реакцией оппозиции, отказа, изоляции.

 

Основные направления профилактики

конфликтов родителей с детьми

 

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Организация семьи на коллективных началах. Трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований опытом воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

По мнению психологов (Д. Лешли, А. Роян, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

* всегда помнить об индивидуалиста ребенка;

* помнить, что для перемен нужно время;

* противоречие воспринимать как факторы нормального раз вития;

* чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

* уменьшить число “нельзя” и увеличить число “можно”;

логически разъяснять возможности негативных последствий;

* расширить диапазон моральных, а не материальных поощрений;

* учитывать легкость переключения внимания маленьких детей.

 

Психологическое консультирование

конфликтных семей

 

Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и вызывающих конфликты.

Основные задачи психологического консультирования:

· индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к специалисту с целью решения сложных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтов;

· выявление конфликтных семей и проведение с ними консультаций;

· обучение методом саморегуляции психического состояния.

Психологическое консультирование позволяет найти выход из конкретных конфликтных ситуаций, при этом применяются прежде всего такие методы, как экспликация, поощрения, индивидуальные рекомендации и советы. (С. Кратохвил).

Психологическое консультирование сопряжено с определенными трудностями.

1. Проблема времени. Психолог должен за короткий срок определить причины, мотивы, условия конфликта, показать супругам возможности восстановления их отношений.

2. Различная степень конфликтности семейной жизни у супругов. Молодой семье может оказаться эффективной коррекция психологической несовместимости.

3. Повышенная агрессивность консультируемого по отношению к супругу и консультанту. Важно заинтересовать консультируемых в более глубоком раскрытии их семейных и личных проблем, создать ситуацию, когда сами они с помощью психолога переосмысливают мотивы конфликта.

4. Наличие неосознаваемых компонентов конфликтного поведения супругов значительно усложняет положение консультируемых и работу психолога-консультанта ( В. Смехов).

Этапы психологического консультирования.

Начальная диагностическая стадия коррекции супружеских отношений может включать в себяструктурный, описательный, динамический, генетический и прогностический уровни
(З. Тысячная). Для диагностики супружеского конфликта рекомендуется использовать методику анализа конфликтной ситуации – МАКС ( В. Смехов).

Эффективное использование методики возможно после установления психотерапевтического контакта.

Вторым этапом консультирования конфликтных семей является восстановление супружеских отношений. Важно стремиться изменить пессимистическое отношение супругов к ситуации.

При нормализации супружеских отношений важно:

· не допустить нового обострения конфликта в присутствии психолога (обвинений, оскорблений, грубости);

· не стать на сторону одного из супругов;

· не стремиться давать советы, а помогать найти правильное решение;

· соблюдать деликатность и анонимность, особенно в тех вопросах, которые касаются интимных отношений супругов.

Психологу-консультанту не всегда удается нормализовать отношения супругов, которые обратились за помощью, в этом случае психологу-консультанту необходимо уметь мужественно принимать неудачу.

3. Конфликты «руководитель – подчиненный». Причины конфликтов в звене "руководитель-подчиненный". Условия и способы предупреждения конфликтов "по вертикали". Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным.

Причины конфликтов в звене "руководитель-подчиненный"

Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных весьма актуальна для современной науки и практики. В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта – условие не только невозможное, но и нежелательное.

Среди причин конфликтности отношений руководителя и подчиненного выделяют объективные и субъективные.

Объективные причины:

1.Субординационный характер отношений. Они характеризуются двумя сторонами - функциональной (официальной, формальной) и личностной (неофициальной, неформальной). Первая означает, одни группы людей направляют деятельность подчиненных, а последние выполняют указания. Личностное содержание отношений в звене "руководитель-подчиненный" зависит от индивидуально-психологических особенностей участников взаимодействия, их темпераментов, характеров, способностей, деловых и моральных качеств.

Противоречие в звене "руководитель-подчиненный" заложено в обязанности выполнять распоряжения т. е. подчинятся, что порождает конфликт. Наибольшей конфликтностью характеризуется вертикальное взаимодействие руководителя с подчиненными.

2. Деятельность в системе "человек - человек" конфликтогенна по своей природе. Из четырех типов деятельности ("человек-человек", "человек- природа", "человек-машина", "человек- знак") наиболее конфликтны профессии типа "человек-человек".

3.Предметно-деятельностное содержание межличностныхотношений. Около 96% конфликтов между руководителями и подчиненными связаны с их совместной деятельностью. На профессиональную сферу взаимоотношений приходится 88%, бытовую – 9 и общественную – 3% конфликтных итуаций.

4.Интенсивность совместной деятельности оппонентов.

Наиболее "спокойный" месяц в отношениях руководителей и подчиненных – июнь, а наиболее "конфликтные"- май и январь.

5.Наиболее конфликтно звено "непосредственный руководитель - подчиненный": на него приходится более 53% конфликтов. По мере увеличения статусной дистанции частота конфликтов уменьшается.

6.Разбалансированность рабочего места. Сбалансированность рабочего места означает, что его функции должны быть обеспечены средствами и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права должны быть взаимно уравновешены. Разбалансированность рабочего места ведет к возникновению конфли



2016-09-16 1490 Обсуждений (0)
Межличностные конфликты. Основные факторы межличностных конфликтов. Основные сферы межличностных конфликтов. Критерии классификации межличностный конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Межличностные конфликты. Основные факторы межличностных конфликтов. Основные сферы межличностных конфликтов. Критерии классификации межличностный конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)