ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
ЗАДАНИЕ 1 - ПОИСК, ОТБОР И НАЁМ ПЕРСОНАЛА. ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
План занятия 2.1.Стратегии поиска персонала на предприятии. 2.2.Отбор и оценка персонала – анкетирование, тестирование, собеседование. 2.3.Наём персонала – процесс принятия на работу. 2.4.Высвобождение работников. Процесс увольнения с работы.
Ключевые термины и понятия Вакансия, анкетирование, тестирование, собеседование, резерв персонала, заявление, трудовая книжка, листок по учёту кадров, массовое увольнение.
Вопросы для обсуждения 1. Каким образом можно определить потребность в персонале? 2. Назовите три основных источника подбора персонала на предприятии. 3. В чём состоит преимущество использования модели по сравнению с 4. Назовите основные кадровые документы, необходимые для оформления на работу. 5. Перечислите основные подходы к оценке претендентов и охарактеризуйте их сущность. 6. Назовите методы оценки кандидатов. 7. Для чего необходим резерв кадров, и из каких источников он формируется? 8. Каковы могут быть мотивы для увольнения с работы? 9. Назовите причины массовых увольнений и обоснуйте их. ТЕСТ №1 Важнейшей составной частью социальной компетентности является умение слушать, без которого человек лишает себя важной информации, не сможет завоевать доверия у коллег по работе и у руководителя. Подсчитано, что в России лишь 10 – 20% граждан обладают развитой способностью слушать собеседника. Отмечено, что у влюблённых баллы тестов на умение слушать много выше, а в семейной жизни всегда ниже и с годами ещё" уменьшаются. Прочитайте готовые ответы на вопрос: как вы обычно (чаще всего) слушаете собеседника? Если ответ соответствует особенностям вашего поведения, то выберите ответ «да», если не соответствует – «нет». 1. Обычно я быстро понимаю, что мне хотят сказать, и дальше слушать 2. Я терпеливо жду, когда собеседник закончит рассказ. 3. Моё внимание полностью сосредоточено на рассказе. 4. Я стараюсь понять, что собеседник при этом хочет скрыть от меня и 5. Я перебиваю собеседника, чтобы уточнить детали, интересующие 6. Если мне тема не интересна, я стараюсь перевести разговор в другое 7. Я невольно отмечаю ошибки в речи и поведении говорящего. 8. Не каждый человек заслуживает моего внимания. 9. Я стараюсь из каждой беседы извлечь максимум информации. 10.Я могу спокойно выслушать до конца мнение, с которым категорически не согласен. 11.Когда я понял суть рассказа, я начинаю обдумывать то, что я скажу в свою очередь. 12. Мне трудно слушать до конца длинные и подробные объяснения. 13.Я стараюсь запомнить важную информацию и необходимые подробности. 14.Чаще всего я слушаю из вежливости. 15.Я ставлю себя на место говорящего, чтобы понять его чувства и намерения. 16.Услышав противоположную точку зрения, я обязательно высказываю свою. 17.В разговоре я чаще собеседнику говорю «да» (выражая понимание), чем «нет». 18.Обычно я прямо отвечаю на вопросы, стараясь не уклоняться от ответа. 19. Люди охотно беседуют со мной. 20.Выслушав собеседника, я обязательно выскажу своё мнение. 21.Я избегаю вступать в разговор с незнакомым человеком, даже если он стремится к этому. 22.Большую часть времени я смотрю в глаза рассказчику. 23.Я всегда помню, что у меня и моего собеседника могут быть разные взгляды на одни и те же проблемы. 24. Большую часть времени я делаю вид, что слушаю, а сам думаю о своих проблемах и заботах. 25.Обычно решение проблемы приходит мне в голову гораздо раньше, чем собеседник закончит говорить. 26.Явсегда помню, что я и мой собеседник можем по-разному понимать смысл одних и тех же слов. 27.Я поправляю ошибки в речи хорошо знакомого мне собеседника (ударения, термины, вульгаризмы). 28.Я не буду слушать человека, которого не уважаю или считаю глупым, некомпетентным или слишком молодым. 29.Обычно я получаю удовольствие от общения с людьми, даже мало 30.Обычно я чаще слушаю других, чем говорю. Подсчитайте сумму баллов, используя ключ. Вы получаете по 1 баллу за ответ «да» на вопросы: 2, 3, 4, 9, 10, 13, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 29, 30 и за ответ «нет» на вопросы: 1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 20, 21, 24, 25, 27, 28. Оцените свой результат: 25–50 баллов. Вы просто идеальный слушатель, за что пользуетесь заслуженной любовью и уважением окружающих. Вы до тонкостей постигли это сложное искусство, и у вас есть, чему поучиться. Надеемся, Вы объективно и честно оценили своё умение слушать. 20–25 баллов. Вы - хороший слушатель, но допускаете отдельные ошибки (сравните свои ответы с оценками ключа). Желаем успеха в овладении этим искусством. 15–19 баллов. Вероятно, вы считаете себя хорошим слушателем, но вас можно скорее отнести к числу посредственных. Вы допускаете довольно много ошибок, которые раздражают других людей и мешают вам овладеть искусством слушания. 10–14 баллов. Вас следует отнести к людям, плохо умеющим слушать. Кое-что вы делаете правильно, и это позволяет вам не быть в полном одиночестве. Но гораздо больше Вы делаете неправильно, и это отталкивает ваших собеседников. Меньше 9 баллов. Вы не умеете слушать других людей. Советуем внимательно проанализировать свои ошибки, сверяя свои ответы с оценками ключа. Неумение слушать лишает вас Величайшего удовольствия в жизни, мешает сделать карьеру и может привести к одиночеству.
ТЕСТ № 2 Организованность – одно из важнейших качеств эффективного руководителя. Она необходима и любому сотруднику. Ибо позволяет рационально использовать время, усилия и ресурсы, успешно выполнять возложенные на него функции. Предлагаемый тест может служить не только для проверки личной организованности, но и средством, побуждающим к выработке организационных навыков и привычек. На каждый из 13 вопросов выберите только один вариант ответа.
1. Имеются ли у вас главные цели в жизни, к достижению которых вы стремитесь? а) у меня есть такие цели; б) разве можно иметь какие-то цели, ведь жизнь так изменчива; в) у меня есть главные цели, и я подчиняю свою жизнь их достижению; г) цели у меня есть, но моя деятельность мало способствует их достижению.
2. Составляете ли вы план работы на неделю, используя для этого еженедельник, специальный блокнот и т.д.? а) нет; б) да; в) не могу сказать ни да, ни нет, так как держу главные дела в голове, а план на текущий день–в голове или на листке бумаги; г) пробовал составлять план, используя для этого еженедельник, но потом понял, что это ничего не даёт; д) составлять планы–это игра в организованность.
3. «Отчитываете» ли вы себя за невыполнение намеченного на неделю, а) «отчитываю» в тех случаях, когда вижу свою вину, лень или неповоротливость; б) «отчитываю», несмотря ни на какие субъективные или объективные причины; в) сейчас и так все ругают друг друга, зачем же ещё «отчитывать» самого себя; г) придерживаюсь такого принципа: что удалось сделать сегодня–хорошо, а что не удалось – выполню, может быть, в другой раз.
4. Как вы ведёте свою записную книжку с номерами телефонов деловых людей, знакомых, родственников? а) я хозяин (хозяйка) своей записной книжки. Как я хочу, так и веду записи телефонов, фамилий, имён. Если понадобится номер телефона, то я обязательно найду его; б) часто меняю записную книжку с записями телефонов, так как нещадно их «эксплуатирую». При переписывании телефонов стараюсь все сделать «по науке», однако при дальнейшем пользовании вновь вбиваюсь на произвольную запись; в) записи телефонов, фамилий, имен веду «почерком настроения». Считаю, что были бы записаны номер телефона, имя, а на какой странице записаны и как – не имеет значения; г) используя общепринятую систему в соответствии с алфавитом, записываю фамилию, имя, номер телефона, а если нужно, то и дополнительные сведения. 5. Вас окружают вещи, которыми вы часто пользуетесь. Каковы ваши принципы расположения вещей? а) каждая вещь лежит, где попало; б) придерживаюсь принципа: каждой вещи – своё место; в) периодически навожу порядок в расположении вещей, предметов. Затем кладу их куда придётся. Спустя какое-то время опять навожу порядок; г) считаю, что этот вопрос не имеет никакого отношения к самоорганизации.
6. Можете ли вы по истечении дня сказать, где, сколько и по каким а) могу сказать о потерянном времени; б) могу сказать только о месте, где было напрасно потеряно время; в) если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал его; г) не только хорошо представляю, где, сколько и почему было потеряно времени, но и изыскиваю приёмы сокращения потерь в тех же самых ситуациях.
7. Как вы действуете, если на совещании (собрании) начинается а) предлагаю обратить внимание на существо вопроса; б) на любом совещании или собрании бывает и что-то нужное, и что-то пустое. В чередовании того и другого происходит совещание или собрание. И ничего тут не поделаешь - приходится слушать; в) погружаюсь в «небытие»; г) начинаю заниматься теми делами, которые взял с собой, знал, что
8. Вам предстоит выступить с докладом. Придаёте ли вы значение не а) придаю самое серьёзное внимание содержанию доклада. Думаю, б) уделяю в равной степени внимание содержанию и продолжительности доклада, а также его вариантам в зависимости от времени.
9. Стараетесь ли вы использовать каждую минуту для выполнения а) стараюсь, но у меня не всегда получается в силу личных причин б) не стремлюсь к этому, так как считаю, что не нужно быть мелочным в отношении времени; в) зачем стремиться, если время всё равно не обгонишь; г) стараюсь, несмотря ни на что.
10. Какую систему фиксации поручений, заданий вы используете? а) записываю в своём еженедельнике, что выполнить и к какому сроку; б) фиксацию наиболее важных дел произвожу в своём еженедельнике. «Мелочь» пытаюсь запоминать. Если забываю о «мелочи», то не считаю это недостатком; в) стараюсь запомнить поручения, задания и просьбы, так как это г) придерживаюсь принципа «обратной памяти»: пусть помнит о поручениях и заданиях тот, кто их даёт. Если дело важное, о нём не
11. Точно ли Вы приходите на деловые встречи, собрания, совещания, а) прихожу раньше на 5 – 7 минут; б) прихожу вовремя, к началу мероприятия; в) как правило, опаздываю; г) всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или вовремя; д) мне нужно помочь научиться не опаздывать.
12. Какое значение вы придаёте своевременности выполнения задания, просьб, поручений? а) считаю, что своевременность выполнения – одно из важных показателей умения работать. Она хороша тем, что никого не подводит, но мне кое-что всегда не удаётся выполнить вовремя; б) своевременно выполнить что-либо – это верный шанс получить в) предпочитаю поменьше рассуждать о своевременности, а выполнять задания и поручения в срок.
13. Вы пообещали что-то сделать или чем-то помочь другому человеку. Но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить обещанное затруднительно. Как Вы будете себя вести? а) сообщу об изменении обстоятельств и невозможности выполнения б) постараюсь сказать, что обстоятельства изменились и выполнить в) буду стараться выполнить обещанное. Если выполню – хорошо, а г) ничего не обещаю человеку, но если уж пообещаю, то выполню
По ключу найдите количественные оценки выбранных вариантов ответов. Далее сложите все оценки и полученную сумму соотнесите с оценками результата, которые даны после ключа к тесту. 72 – 78 баллов. Вы организованный человек. Но не останавливайтесь на достигнутом. Организованность даёт наибольший эффект тому, что считает её ресурсы неисчерпаемыми. 63 – 71 балл. Организованность – неотъемлемая часть выполняемой Вами работы. Но самоорганизацию вам следует улучшить. Менее 63 баллов. Организованность – не постоянное ваше качество. Вам необходимо проанализировать свои действия, затраты времени, технику работы. Чтобы стать организованным человеком, нужны воля и упорство.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |